Порядок расчета косвенных налогов
В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на территории Республики Беларусь.
Ставки акцизов могут устанавливаться:
в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки);
в процентах от стоимости подакцизных товаров или таможенной стоимости подакцизных товаров, увеличенной на подлежащие уплате суммы таможенных пошлин (процентные (адвалорные) ставки).
Ставки акцизов по подакцизным товарам устанавливаются согласно Приложению 1 к Налоговому Кодексу Республики Беларусь.
НДС начисляется зачетным методом, т.е. умножением суммы налоговой базы на ставку налога. Общая ставка НДС при реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и при их экспорте – 20%. При расчете НДС налоговой базой признается сумма, полученная от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, исчисленная исходя из цен на товары (работы, услуги, имущественные права) с учетом акцизов (для соответствующих товаров), без включения в них налога на добавленную стоимость;
Одним из ключевых моментов при расчете налога на добавленную стоимость является понятие налогового вычета.
Для примера представим себе сделку по перепродаже товара для дальнейшей реализации: Сумма НДС, подлежащая уплате, рассчитывается как разница между содержащейся в продажной цене товара суммой налога, и суммой НДС, уже выделенной поставщиками этого товара в документах - это и называется вычетом.
Элементы ценовой системы организации (предприятия):
- ценовая политика;
- ценовая стратегия;
- принципы ценообразования;
- методы ценообразования;
Принципы ценообразования:
- цена должна покрывать затраты производителя и обеспечивать ему прибыль;
- формирование цен осуществляется по одной государственной политике;
- государственная дисциплина цен;
- сочетание свободных и регулируемых цен.
На практике в зависимости от целей и конкретных условий производства используются различныеметоды ценообразования.
Методы установления цены продукции на основе издержек производства:
1. Затратный метод и его разновидности:
Метод «полных затрат». базирующийся на фактически сложившихся полных затратах без ориентации на рыночный спрос (устанавливаются на новые товары, товары единичного производства, на продукцию для государственных нужд и монопольную продукцию).
Метод «усредненных затрат», базирующийся на включение в калькуляцию не полных, а средних затрат на производство единицы продукции за экономический цикл.
Метод «стандартных издержек производства», при котором затраты рассчитываются до начала процесса производства на основе установленных норм и нормативов расхода сырья, топлива, энергии, амортизации и нормального уровня загрузки оборудования (75-90% для разных типов производства).
При таком методе отпускная цена определяется как:
,
где С – себестоимость продукции, руб.;
П- прибыль, руб.;
КН – косвенные налоги, включаемые в цену товара (акцизы для подакцизных товаров и НДС), руб.
2. Целевое ценообразование.
В целевом ценообразовании издержки производства также являются исходным элементом расчета. Но в отличие от затратного метода прибыль устанавливается не в процентном отношении к издержкам производства, а является индивидуальной величиной каждого конкретного товара.
Агрегатный метод
Применяется для расчета цены изделий, состоящих из унифицированных узлов и деталей. Цена определяется как сумма цен конструктивных элементов с добавлением затрат по сборке изделия:
,
где: -цена конструктивного элемента, руб.
-затраты на сборку изделия, руб.
Метод структурной аналогии.
Применяется в производстве с широкой номенклатурой однотипных изделий. Цена устанавливается по аналогу.
,
где: Со– абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, руб;
Доа – доля основного вида затрат в цене изделия аналога, о.е.
Параметрические методы ценообразования.
Параметрический ряд представляет собой группу изделий, однородных по конструкции и технологии изготовления, имеют одинаковое или сходное функциональное назначение и различаются количеством потребительских свойств.
Метод удельной цены.
Применяется для определения цены товара, полно характеризующегося одним параметром качества (производительность, мощность и т.д.). Вначале определяется удельная цена единицы основного параметра качества:
,
где: Цо – удельная цена единицы основного параметра, руб./единица физической величины;
Цпр – цена изделия, принятого в качестве изделия-представителя, руб.;
ПАР – значение основного параметра в соответствующих единицах измерения.
Затем рассчитывается цена нового изделия:
,
где: ПАРн – значение основного параметра нового изделия.
Балловый метод.
Заключается в установлении экспертных оценок параметров качества изделия, если они не поддаются количественному соизмерению (эстетические свойства, дизайн, экономичность и.др.). Для расчета цены выбирается базовое изделие и несколько оцениваемых параметров качества.
где: Цб – цена базового изделия, руб.;
Бнi, Ббi – бальная оценка i –го качественного параметра нового и базового изделия;
Квi - коэффициент весомости i-го параметра, о.е.