ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия

  • частнопредпринимательские (индивидуальные) фирмы, владельцы которых выступают одновременно и как их инвесторы, и как их управляющие;
  • партнерства, отличающиеся от предыдущей категории прежде всего множественностью владельцев;
  • корпорации закрытого и открытого типа, находящиеся в собственности инвесторов (поставщиков финансового капитала);
  • производственные кооперативы, то есть фирмы, находящиеся в собственности работников;
  • потребительские кооперативы и взаимные фонды, принадлежащие потребителям товаров и услуг таких фирм;
  • сбытовые кооперативы, принадлежащие их поставщикам;
  • неприбыльные организации, где категория остаточных притязателей как таковая отсутствует (то есть формально они никому не принадлежат);
  • государственные предприятия, собственником которых выступает государство;
  • особый случай представляют собой регулируемые фирмы, находящиеся в частной собственности, но при этом подлежащие контролю со стороны специальных регулирующих органов государства.

В современном обществе ведущей формой деловой организации является акционерная.

[D]Акционерное общество – это коммерческая организация. Уставный капитал которой разделен на определенное число акций.

Главная цель предприятия - разницу между выручкой и издержками сделать максимальной, т.е. получение прибыли. Существуют и другие цели относящихся к различным сферам деятельности:

  1. Маркетинг

- максимизация доли фирмы на рынке;

    • - максимизация объема сбыта;
    • - создание имиджа фирмы и т.д.
  1. Производство

- увеличение качества продукции;

    • - рост производительности труда;
    • - снижение затрат различных видов ресурсов и т.д.
  1. Научно-технические цели
    • (фактически можно перечислить все предыдущие)
  2. Социальные цели

- повышение мотивированности труда;

    • - достижение внутрифирменной идентификации и т.д.
  1. Финансы

- максимизация прибыли;

    • - максимизация валового дохода

ВОПРОС 24. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль

[D]Издержки производства (С) – это затраты на приобретение факторов производства. Различают бухгалтерские и экономические издержки.

[D]Бухгалтерские издержки – денежные затраты фирмы на производство товара, что отражается в бухгалтерских отчетах.

[D]Экономические издержки (внешние) – это издержки упущенных возможностей (альтернативные затраты); они равны сумме доходов, которые можно получить при наиболее выгодном способе использования затрачиваемых ресурсов.

Экономические издержки подразделяются на:

  • внешние (явные или бухгалтерские) – связанные с приобретением ресурсов фирмой на стороне (включает прямые и косвенные затраты);
  • внутренние (неявные) - связанные с использованием ресурсов, принадлежащих фирме.

Разница между экономическими и бухгалтерскими издержками – это и есть неявные издержки.

От величины издержек зависит прибыль – это разница между валовым доходом от продажи и издержками производства.

Различают два вида прибыли:

[D]бухгалтерская прибыль – разница между общим доходом (валовым) и бухгалтерскими издержками;

[D]экономическая прибыль – разница между общим доходом и экономическими издержками.

Структура дохода фирмы

Выручка (доход) от продажи товара
Экономические издержки Экономическая прибыль
Постоянные издержки Переменные издержки Нормальная прибыль
Норма отдачи на капитал Норма дохода
Бухгалтерские издержки Бухгалтерская прибыль
         

v Если экономическая прибыль равна нулю, то выбран не худший вариант из имеющихся вариантов.

v Если экономическая прибыль больше нуля, то выбран наилучший из имеющихся вариантов.

v Если экономическая прибыль меньше нуля, то нужно менять вид предпринимательской деятельности (закрывать фирму) или стать наемным работником.

Функции прибыли:

  1. Учетная – это форма учета эффективности предпринимательской деятельности.
  2. Стимулирующая – побуждает фирму увеличивать объем продаж, снижать издержки.
  3. Распределительная – при ее использовании является источником формирования двух фондов: потребления и накопления.

ВОПРОС 25.Издержки в коротком периоде. Факторы, влияющие на издержки.

В краткосрочном периоде издержки, делятся на: постоянные и переменные.

[D]Постоянные издержки (TFC) – денежные затраты на постоянные факторы производства, они не зависят от объема выпускаемой продукции.

[D] Переменные издержки (TVC) - денежные затраты на переменные факторы производства, они изменяются с изменением объема факторов производства.

[D]Общие издержки (TC) – равны сумме постоянных и переменных издержек.

[D]Средние общие издержки (ATC) – издержки фирмы на единицу произведенной продукции: ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru или ATC= AFC+AVC,где

ТР - Общий суммарный продукт

[D]AFC – средние постоянные издержки: ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

[D]AVC – средние переменные издержки: ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru [D]Предельные издержки (MC) – изменение общих издержек в связи с производством одной дополнительной единицы продукции: ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru . Предельные издержки – это всегда меняющаяся величина.

TC

TVC

1000 TFC

Q

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru ATCMCATC (AC)

AVC

AFC

Q

ü MC<AVC Þ AVC снижается

ü MC>AVCÞ AVC растет

ü MC=AVCÞ AVC является в данной точке минимальной.

ВОПРОС 26 Издержки в долгосрочном периоде

В долгосрочном периоде фирма меняет оба фактора производства и труд, и капитал, осуществляя расширение и модернизацию производства.

[D]Основной закон: рост отдачи от масштабов производства – это увеличение средне-суммарной отдачи всех факторов производства.

Происходит в итоге снижении издержек производства на один выпуск продукции – это экономия от масштаба. На ее основе фирма снижает издержки до минимума, достигает оптимального размера и оптимизирует свою деятельность - «положительный эффект масштаба». Дальнейшее расширение приведет к тому, что средние издержки будут расти, т.е. происходит снижение отдачи от масштаба – «отрицательный эффект масштаба».

В долгосрочном периоде фирма меняет соотношение факторов производства (труд замещается капиталом). Фирма будет замещать труд капиталом или, наоборот, до тех пор, пока не будет выполнятся следующие условие: ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru и ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru ,

где ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru - предельный продукт капитала, ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru - предельный продукт труда, ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru - цена капитала, ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru - цена труда.

В долгосрочном периоде при заданном объеме производства фирма достигает равновесия в применении вводимых факторов и минимизирует издержки, когда любая замена одного фактора другим уже не приводит к уменьшению издержек на единицу продукции. Это происходит, когда удовлетворяются равенства: ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru и ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru .

При меняющемся объеме производства в долгосрочном периоде:

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru ATC

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

LAC (LPAC)

A

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru Q

Фирма достигает равновесия в долгосрочном периоде в т. A, т.к. дальнейшая модернизация производственных мощностей приведет к «отрицательному эффекту масштаба».

ВОПРОС 27.Совершенная конкуренция как особый тип рынка

[D]Конкуренция представляет собой соперничество субъектов хозяйственной деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих интересах.

[D]Совершенная конкуренция -это конкуренция, которая происходит на рынке, где взаимодействует весьма большое число фирм, производящих стандартные, однородные товары.

Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:1.Объём производства отдельной фирмы является незначительным и неоказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;2.Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;3.Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит ценуна свою продукцию, то потеряет покупателей;4.Продавцы действуют независимо друг от друга;5.Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

Преимущества конкуренции. Рыночная конкуренция:

а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;

б) обусловливает необходимость гибкой реакции и быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

в) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг.

К недостаткам конкуренции относятся следующие:

а) рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);

б) отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

в) не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

г) не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

д) не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

е) не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

ВОПРОС 28.Определение объема производства совершенно конкурентной фирмой в коротком периоде. Максимизация прибыли. Краткосрочная кривая предложения конкурентной фирмы.

Существует 2 подхода (принципа) к определению объемавыпуска, при котором фирма будет получать максимальнуюприбыль или минимальные убытки. 1. Сравнение общего дохода и общих издержек – При-быль = TR – TC. разность совокупного дохода и совокупных издержек 2. Сравнение предельного дохода и предельных издержекMR и MC.При сравнении общих издержек и общего дохода фирмеимеет смысл производить такое количество продукции, ко-торое обеспечит ей максимальный доход или минимальные

убытки.Наклон прямой совокупного дохода постоянен, так как постоянен предельный доход, равный цене товара.

При совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию является совершенно эластичной и пока на цену не влияет количество единиц товара, продаваемое фирмой, предельный доход от продажи дополнительной единицы продукции будет равен цене.

[D]Фирма достигает максимальной прибыли в точке, в которой MR=MC. А это равенство есть не что иное, как условие максимизации прибыли.

Здесь подключается второй способ определения максимума прибыли. Пока предельная прибыль как разница между MR и MC положительна, общая масса прибыли увеличивается. Фирмы увеличивают выпуск до тех пор, пока не достигнут равенства MR=MC.

 
  ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru P

TC

TR

 
  ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru Прибыль

Q

Рисунок. Совокупный доход, совокупные издержки и прибыль

Таким образом, сравнивая показатели совокупного дохода и совокупных издержек, предельного дохода и предельных издержек, мы можем сделать следующие выводы:

Фирма максимизирует свою прибыль при таком объеме производства, когда совокупный доход превышает общие издержки на максимальную величину, т.е. когда P=MR=MC. Любое производство в ситуации, когда совокупный доход будет выше совокупных издержек, обеспечивает фирме экономическую прибыль.

Точки пересечения графиков - это точки критического объема производства, за пределами которых фирма терпит убытки или прекращает производство.

Кривая предложения фирмы показывает, какой объем продукции будет производить фирма при каждой возмож­ной цене.

кривая предложения фирмы совпадает с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше минимума средних переменных издержек (рис. 15.8).

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru
Рис. 15.9. Кривая предложения фирмы


При цене ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru фирма предлагать свою продукцию на рынке не будет, так как цена ниже минимума средних переменных издержек (AVC).

При ценах от ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru до ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru фирма будет предлагать продукцию, соответственно, в оптимальных для каждого уровня цен объемах ( ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru - ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru ).

Кривая ае, описывающая зависимость объема предложения от уровня цен, и представляет собой кривую предложения фирмы, которая совпадает с отрезком кривой предельных издержек, лежащим выше минимума средних переменных издержек (на графике выделен жирной линией).

ВОПРОС 29. Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмы. Равновесие конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая прибыль.

Долговременное конкурентное равновесие наступает, когда соблюдаются 3 условия:

1. Все фирмы отрасли максимизируют прибыль;

2. Ни у одной фирмы нет стимулов для вступления или выхода из дела, так как все получают нулевую экономическую прибыль;

3. Цена продукта такова, что совокупное предложение отрасли равно совокупному потребительскому спросу.

ВОПРОС 23.Типы деловых предприятий в рыночной экономике. Цели предприятия - student2.ru

На рисунках «А» и «Б» показано достижение долгосрочного равновесия конкурентной фирмой. В долгосрочном периоде при любой цене ниже Р2(например, при цене P3) фирмы начнут покидать отрасль - на рисунке «Б» это показано как сдвиг кривой предложения S3 влево, например, в положение S1. Это означает, что рыночное предложение сократится, что приведет к новому рыночному равновесию Е1 и установлению более высокой цены Р1.

При цене P1оставшиеся в отрасли фирмы начнут получать экономическую прибыль, что, в свою очередь, сделает отрасль привлекательной для вступления в нее новых фирм.

Следствием этого станет увеличение рыночного предложения (кривая S1сдвинется вправо в положение S2). В результате рыночная цена упадет и установится на уровне Р2. Цена Р2 не обеспечивает получения фирмой экономической прибыли, но вполне устраивает ее, так как покрывает все экономические издержки включая нормальную прибыль.

Однако экономические процессы отличаются инерционностью: хотя экономической прибыли уже нет, в отрасль продолжают вступать новые фирмы, увеличивая рыночное предложение (на рисунке «Б» кривая S2 сдвигается в положение S3).Рыночная цена упадет до Р3, и все повторится сначала. Таким образом, рыночная цена будет совершать колебания вокруг цены Р2.

Итак, при Р1 фирма получает экономическую прибыль, начинается приток новых фирм в отрасль; при Р2 экономическая прибыль отсутствует, но фирмы получают нормальную прибыль; при цене ниже Р2 (например, Р3) фирмы начинают уходить с рынка.

Следовательно, долгосрочное равновесие фирмы устанавливается в точке е (рисунок 4.5 «А»), в которой P=MC=AC.Возможность достижения такого равновесия обусловлена свободным входом фирм в отрасль и свободным их выходом из отрасли.

[D]P=MC=AC - определение долгосрочного равновесия фирмы - совершенного конкурента.

[D]Долгосрочная кривая предложения конкурентной фирмыпредставляет собой часть кривой предельных издержек МС, расположенной выше кривой средних издержек АС.

Фирма, имеющая отрицательную экономическую при­быль, должна решить вопрос, оставаться ли ей в деле, если она не рассчитывает на улучшение финансового положе­ния. Однако фирма, получающая нулевую прибыль, из де­ла может не выходить, так как нулевая экономическая прибыль означает, что фирма все-таки получает реаль­ную прибыль на инвестированный капитал.

Наши рекомендации