Всеобщее управление качеством и управление предприятием. Элементы качества и модели управления предприятием.
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством. Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:
-качества продукции
-качества организации процессов
-уровня квалификации персонала
Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.
В основе TQM лежат следующие принципы:
-ориентация на потребителя
-вовлечение работников, что даёт возможность организации с выгодой использовать их способности
-подход к системе качества как к процессу
-системный подход к управлению
-постоянное улучшение
Качество: способность набора неотъемлемых свойств продукта, компонента продукта или процесса удовлетворить требования заказчика.
Создаваемая система качества должна учитывать специфику предприятия, его размеры, структуру и организацию производства. Система качества должна быть гибкой, чтобы не создавать помех тем изменениям, которые могут оказаться необходимыми в дальнейшем. При выборе варианта системы производится оценка и трактовка каждого ее элемента. Все элементы разбиваются на три группы.
К первой группе относятся те элементы качества, которые должны быть определены и установлены руководством предприятия:
- политика в области качества;
- организационная структура и организация работы;
- оценка системы качества;
- обучение.
Ко второй группе относятся элементы системы, охватывающие проблемы всего предприятия и связанные с проблемами продукции. К ним относятся:
- контроль документации;
- ведение всех записей по качеству;
- применение статистических методов;
- контроль средств измерений и контроля;
- контроль качества;
- хранение, упаковка, транспортировка, отгрузка изделий;
- обращение с дефектной продукцией.
К третьей группе элементов системы качества относятся элементы, специфичные для определенных этапов:
- проверка контрактов;
- обеспечение качества на различных стадиях жизненного цикла продукции (проектирование, закупка материалов и комплектующих, изготовление и использование).
Главным документом системы качества является «Руководство по качеству».
Модель управления предприятием должна строиться на основе следующих базовых
положений:
1. Предприятие рассматривается с точки зрения преобразования поступающего в виде сырья и
сопутствующих материалов овеществленного потока в готовую продукцию определенного ассортимента.
2. Управление предприятием разделяется на два контура: оперативного и стратегического управления, в
основе которых лежат методы и технологии системного, ситуационного, количественного анализа в соответствии с
личной управленческой концепцией руководителя, которая бы отражала его взгляды и планы по развитию
предприятия.
3. Автоматизация управленческих функций (планирования, контроля, мотивации и др.) предприятия
должна быть комплексной, обеспечивающей качественной, своевременной и полной информацией все основные
этапы принятия решений.
4. В основе комплексной информационной системы предприятия должны располагаться взаимосвязанные
между собой оперативное и основное хранилища данных.
73.Реформирование, адаптация, реабилитация и реструктуризация: Сущность и основное содержание работ.
Реформирование предприятия представляет процесс изменений в его деятельности, связанных со становлением рыночной экономики и изменением социально-экономических условий его функционирования. Включает реформирование отношений собственности ( разгосударствление и приватизацию) и адаптацию целей, стратегий, политики и организационной структуры управления предприятием к новым условиям его функционирования при становлении рыночной экономики.
Адаптация предприятия к функционированию в условиях рыночной экономики направлена на изменения в его деятельности, связанные с формированием и защитой своих конкурентных преимуществ, а также с организацией и обеспечением его результативной и эффективной деятельности в новых условиях хозяйствования, определяемых становлением рыночной экономики. Адаптация включает периодическое изменение целей предприятия, организационной структуры и стратегии их достижения в соответствии с изменениями условий функционирования. Одновременно первоочередной становится работа по внедрению современных (преимущественно экономических) механизмов управления предприятием, ориентированных на рыночные условия хозяйствования
Реабилитация – процедура оздоровления предприятий. Главной целью реабилитации является стабилизация производственной и финансовой деятельности предприятия, восстановление платежеспособности и полное погашение кредиторской задолженности.
Реструктуризация предприятия — это целенаправленное изменение структуры компании и входящих в неё элементов, которые формируют её бизнес, в связи с воздействиями, оказываемыми факторами внешней или внутренней среды
Виды реструктуризации:
-Оперативная реструктуризация означает существенное изменение структуры компании, преследующее такие цели как возможность финансового оздоровления или улучшения платежеспособности компании.
-Стратегическая реструктуризация также приводит к изменениям в структуре компании, но в первую очередь направлена на улучшение привлекательности компании для инвесторов, расширение её внешнего финансирования, а также повышение стоимости самой компании.
-Комплексная реструктуризация в основном проводится в несколько этапов, постепенно затрагивая все элементы компании.
-Частичная реструктуризация вносит изменения лишь в один или несколько элементов предприятия.
Этапы:
-Первый этап - определение целей реструктуризации. Собственники и менеджмент должны определить, что именно их не устраивает в текущей деятельности компании, и чего они хотят добиться в результате структурных изменений. От того, насколько грамотно они определят цели и круг задач, зависит дальнейшее развитие компании и соответственно судьба реструктуризационной программы.
Второй этап - диагностика компании. Ее проводят для того, чтобы выявить проблемы компании, определить ее слабые и сильные стороны, понять перспективы развития и рентабельность дальнейшего инвестирования в этот бизнес. При проведении диагностики, как правило, осуществляется правовой, налоговый анализ, анализ операционной деятельности, рынка и инвестиционной привлекательности компании. Также изучается ее финансовое состояние, стратегия и деятельность руководства.
-Третий этап - разработка стратегии и программы реструктуризации. На этом этапе по данным, полученным в результате диагностики, составляется несколько альтернативных вариантов развития компании. Для каждого варианта определяются методы реструктуризации, рассчитываются прогнозные показатели, оцениваются возможные риски, объемы задействованных ресурсов. На основе различных критериев собственниками компании и менеджментом проводится оценка эффективности той или иной альтернативы и осуществляется выбор, в соответствии с которым разрабатывается программа реструктуризации. При этом формализуются и уточняются стратегические цели предприятия, детализируются качественные и количественные целевые параметры, которые должна достичь система с учетом ресурсных ограничений.
-Четвертый этап - осуществление реструктуризации в соответствии с разработанной программой. Формируется команда специалистов, задействованных в работе. Затем прорабатываются и последовательно реализуются все этапы программы. В ходе проведения четвертого этапа реструктуризации уточняются целевые показатели и, если происходит их отклонение от запланированных значений, компания осуществляет корректировку программы.
- Пятый этап - сопровождение программы реструктуризации и оценка ее результатов. На последнем этапе команда, ответственная за реализацию программы, осуществляет контроль за исполнением целевых показателей, анализирует полученные результаты и подготавливает итоговый отчет о проделанной работе.