Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах
По каждому виду обслуживающих производств и хозяйств должен быть организован учет затрат на их содержание.
Деятельность производств и хозяйств бытового обслуживания осуществляется в соответствии со сметами на их содержание, составляемыми ежегодно при разработке бизнес-плана экономического и социального развития этих организаций.
Все затраты по содержанию и эксплуатации производств и хозяйств, обслуживающих культурно-бытовые нужды работников предприятия, учитывают на дебете счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», а по кредиту его отражают доходы и поступления или списания учтенных затрат за счет соответствующих источников.
Учет затрат ведут по следующим статьям, предусмотренным сметами на их содержание:
• «Расходы на оплату труда»;
• «Отчисления на социальные нужды»;
• «Содержание и эксплуатация основных средств»;
• «Работы и услуги»;
• «Содержание домохозяйства»;
• «Расходы денежных средств»;
• «Прочие расходы».
При необходимости для учета затрат в отдельных обслуживающих производствах и хозяйствах могут выделяться дополнительные статьи (например, в лагерях труда и отдыха, детских дошкольных учреждениях, домах отдыха — расходы на питание и культурно-оздоровительные мероприятия).
Учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах строится по следующим субсчетам:
29-1 «Жилищно-коммунальное хозяйство»;
29-2 «Производства бытового обслуживания населения»;
29-3 «Производства общественного питания»;
29-4 «Детские дошкольные учреждения»;
29-5 «Учреждения культурно-бытового назначения»;
29-6 «Прочие производства и хозяйства».
По субсчету 29-1 «Жилищно-коммунальное хозяйство» открывают аналитические счета, на которых учитывают:
1.) затраты на эксплуатацию жилищного фонда,
2.) расходы на эксплуатацию общежитий коечного типа,
3.) целевые расходы и сборы.
В состав затрат на эксплуатацию жилищного фонда и общежитий коечного типа включают: расходы на оплату труда обслуживающего персонала; отчисления на социальные нужды; затраты, связанные с содержанием домохозяйства (вывозка мусора, очистка и содержание в порядке территории, мест общего пользования); затраты на ремонт. Не включают в состав затрат по содержанию основных средств жилищного фонда затраты на ремонт внутри жилых помещений и мест общего пользования, если эти расходы производятся за счет квартиросъемщиков, а также расходы на оплату труда персонала, содержащегося за счет целевых сборов.
По кредиту аналитических счетов эксплуатации жилищного фонда и общежитий коечного типа учитывают поступления от пользователей (по видам поступлений).
Доходы жилищно-коммунального хозяйства учитываются по следующим статьям:
• квартирная плата: поступления квартирной платы за жилую площадь, занимаемую квартиросъемщиками (без сумм целевых сборов на оплату коммунальных услуг);
• арендная плата за нежилые помещения: суммы арендной платы за сдаваемую в аренду нежилую площадь;
• сборы с арендаторов на эксплуатационные расходы: сборы с арендаторов (сверх арендной платы) в возмещение общих для всего домохозяйства расходов по управлению, эксплуатации и ремонту жилищного фонда;
• прочие доходы домохозяйства: доходы, получаемые от сдачи в аренду имущества и инвентаря, жилых помещений, и другие доходы домохозяйства.
По общежитиям коечного типа доходы учитывают в целом без подразделения на статьи. В качестве доходов учитываются поступления от проживающих в общежитии (плата за койко-место).
Арендная плата за нежилые помещения и сборы с арендаторов в возмещение общих для всего домохозяйства расходов за вычетом суммы амортизации (износа) и эксплуатационных расходов, приходящейся на арендуемые нежилые помещения, списывается на счет 92 «Внереализационные доходы и расходы».
На отдельных аналитических счетах, открываемых к счету 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», учитывают расходы по каждому виду коммунальных услуг (вода, подогрев воды, газ, радио и т.д.). Их покрывают за счет целевых сборов с проживающих (потребителей).
Учет целевых сборов (доходов), получаемых по установленным расценкам (за отопление, освещение и т.д.), ведут на отдельном аналитическом счете по видам этих сборов.
Сборы, как правило, покрывают расходы по всем видам оказываемых услуг. Разница между фактическими затратами и суммами, полученными с потребителей услуг, списывают за счет источников, предусмотренных сметами на их содержание.
Затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства и поступление доходов от квартиросъемщиков отражаются на счетах в зависимости от вида следующим образом:
Д-т счета 29 — К-т счетов 70, 69, 10, 60 и других — все затраты по их содержанию;
Д-т счета 76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами» — К-т счета 86 «Целевое финансирование» — начислена задолженность квартиросъемщиков и жильцов общежитий;
Д-т счетов 50, 70, 51 — кредит счета 76 — погашение задолженностей.
Невозмещенные доходами затраты на содержание жилищно-коммунального хозяйства относят в дебет счета 92 «Внереализационные доходы и расходы» с кредита счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».
В сельскохозяйственных организациях отдельным категориям работников в соответствии с действующим законодательством предоставляется жилая площадь в бесплатное пользование. Расходы по эксплуатации жилищного фонда покрываются в этом случае за счет собственных источников организации.
Если жилищно-коммунальное хозяйство оказывает услуги основным отраслям (животноводству и др.), то стоимость этих услуг относят в дебет счетов 20, 23 и других с кредита счета 29.
На субсчете 29-2 «Производства бытового обслуживания» учитывают расходы на содержание различных ремонтно-пошивочных мастерских, состоящих на балансе организации. Расходы учитывают по каждому производству на отдельных аналитических счетах. По дебету счетов учитывают затраты по установленной номенклатуре статей, а по кредиту — выход продукции либо выручку, поступающую в оплату услуг в соответствии с расценками, установленными организацией.
По парикмахерским учет затрат ведут общей суммой, без детализации по статьям.
На субсчете 29-3 «Производства общественного питания» учитывают расходы по содержанию предприятий общественного питания (столовых, буфетов), находящихся на балансе сельскохозяйственной организации, в разрезе статей, предусмотренных сметами на их содержание. На данном субсчете учитывают расходы только по стационарным столовым. Расходы по содержанию временно организованных столовых (на период уборки) на этом субсчете не учитывают, а включают в состав общепроизводственных расходов по растениеводству.
Определение себестоимости блюд и отпускной цены производится в калькуляционных карточках. В них записывают наименование продуктов, входящих в состав блюд, нормы расхода, отпускные цены, по которым сырье включают в калькуляцию. Каждой карточке присваивается номер, который соответствует номеру блюда по перечню блюд. Карточки хранятся в картотеке.
Реализационные цены определяются исходя из расходов сырья на 100 г или 1 блюдо.
Наложения (наценки, включаемые в реализационную цену) в покрытие затрат по столовой рассчитывают исходя из расходов на содержание столовой. Цена блюда округляется в соответствии с порядком, принятым для округления сумм.
Продукты и товары, поступающие в кладовые столовых, передаются под материальную ответственность кладовщиков и приходуются в общеустановленном порядке. Учет продуктов по складу ведут в книге или карточках складского учета.
Отпуск продуктов из кладовой на кухню оформляется требованиями-накладными с указанием наименования, сорта и отпускной стоимости. Замена одного продукта другим не допускается. На замену необходимо выписывать новое требование-накладную. В сроки, установленные графиком документооборота, кладовщик составляет отчет движения продуктов и материалов и представляет его в бухгалтерию организации. На основании отчета кладовщика бухгалтер списывает продукты, отпущенные на кухню, в затраты столовой. Оценка их производится следующим образом:
а) продукты собственного производства текущего года — по прогнозной (плановой) себестоимости с корректировкой в конце года до фактической;
б) покупные продукты — по фактической себестоимости их приобретения.
Если складских помещений не имеется, то продукты, поступающие в столовую, записывают в подотчет заведующего столовой, а переданные на кухню — в подотчет повару. Не использованные поваром продукты в конце рабочего дня должны быть возвращены заведующему столовой.
Ежедневно заведующий производством (столовой) на основании чеков кассы, накладных и других документов составляет отчет о реализации блюд. Стоимость реализованных блюд сверяется с суммой денег, поступивших в кассу.
В конце месяца материально ответственное лицо сдает отчет о движении продуктов и материалов в бухгалтерию и к нему прилагает соответствующие первичные документы.
По дебету субсчета 29-3«Производства общественного питания» учитывают затраты на содержание столовой в корреспонденции с кредитом следующих счетов:
10 «Материалы» — на стоимость материалов, израсходованных для нормальной деятельности столовой;
23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг вспомогательных производств, оказанных для столовой;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и другие — на суммы начисленной оплаты труда работникам столовой и взносов на социальное страхование, начисленных от сумм заработка.
Продукты собственного производства, отпущенные в столовую, списывают с кредита счета 43 «Готовая продукция» в дебет счета 90 «Реализация» по прогнозной (плановой) себестоимости с корректировкой в конце отчетного периода до фактической. Одновременно в оценке по отпускным (реализационным) ценам их списывают в дебет счета 29 с кредита счета 90.
Продукты, поступившие со стороны, отпускаются на общественное питание по ценам их приобретения.
По кредиту субсчета 29-3 списывают фактическую себестоимость реализованных блюд в дебет счета 90, субсчет «Реализация продукции (работ, услуг) вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств».
Изготовленные в столовой блюда расцениваются по ценам реализации. Для расчета отпускной (реализационной) цены на каждое блюдо составляется калькуляционная карточка. На сумму выручки за реализованную готовую продукцию производств общественного питания, сданную в кассу хозяйства, дебетуют счет 50 «Касса» и кредитуют счет 90.
В сельскохозяйственных организациях отпуск питания работникам может осуществляться со скидкой на отпускную цену, т.е. допускается производить удешевление стоимости питания. В бухгалтерском учете эта хозяйственная операция получает следующее отражение:
Д-т счета 50 (70) — К-т счета 90 — на сумму полученных денег за питание;
Д-т счета 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)», субсчет «Фонд потребления» — К-т счета 90 — на сумму снижения стоимости питания против отпускной цены.
На субсчете 29-4 «Детские дошкольные учреждения» учитывают затраты на содержание детских садов, яслей, которые находятся на балансе сельскохозяйственной организации.
Аналитический учет затрат ведут по каждому дошкольному учреждению в разрезе следующих статей, предусмотренных сметами на их содержание:
• «Расходы на оплату труда»;
• «Отчисления на социальные нужды»;
• «Расходы на питание»;
• «Хозяйственные расходы»;
• «Приобретение оборудования и инвентаря»;
• «Прочие расходы».
Переданные в детские дошкольные учреждения инвентарь и оборудование закрепляются за материально ответственными лицами и подлежат складскому учету. Для этих целей открывают книгу или карточки складского учета, в которых инвентарь, постельные принадлежности, посуда, игрушки, продукты (не переданные на кухню) учитывают по наименованиям и количеству.
Пришедшие в негодность материальные ценности списывают на основании актов на списание инвентаря, малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
В целях организации контроля за расходами на питание в детских дошкольных учреждениях ежедневно составляют меню-раскладку, а в конце месяца — отчет о количестве израсходованных продуктов и численности детей, посещавших детские учреждения. Для этого в обязательном порядке ведется табель учета посещаемости детьми детских дошкольных учреждений.
По дебету субсчета 29-4 учитывают все расходы на содержание в корреспонденции с кредитом счетов — в зависимости от вида расходов. Продукты питания списывают в затраты на содержание детских дошкольных учреждений в таком же порядке, как и для предприятий общественного питания.
Учтенные по дебету субсчета 29-4 затраты ежемесячно списывают в кредит соответствующих счетов:
86 «Целевое финансирование» — на суммы начисленных взносов родителей за содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
92 «Внереализационные доходы и расходы» — на сумму расходов, покрываемых собственными источниками организации;
На субсчете 29-5 «Учреждения культурно-бытового назначения» учитывают затраты на содержание культурно-бытовых учреждений, которые числятся на балансе организации.
Аналитический учет затрат ведут по дебету субсчета 29-5 по каждому виду в разрезе статей, предусмотренных сметами на ихсодержание. По кредиту учитывают выручку от реализации услуг (по установленным ценам). Превышение расходов над поступившими доходами в конце отчетного периода списывается за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации или за счет других собственных источников.
На субсчете 29-6 «Прочие производства и хозяйства» учитывают затраты по прочим производствам и хозяйствам, к которым, в частности, относятся бани, прачечные, пекарни и другие обслуживающие производства и хозяйства. Расходы по баням обычного типа, постоянно действующим душевым и другим аналогичным хозяйствам учитывают по каждому их виду по установленным статьям затрат.
Доходы (выручка) от эксплуатации бань, прачечных и других аналогичных хозяйств отражают по кредиту субсчета 29-6 и дебету счета 50 «Касса». Расходы по баням, душевым, санпропускникам, расположенным в производственных подразделениях, где они необходимы по характеру производства, включают в состав общепроизводственных (отраслевых) расходов соответствующих подразделений.
При предоставлении работникам организации коммунальных услуг со скидкой с установленной платы за эти услуги сумма предоставленных льгот возмещается за счет средств собственных источников.
Аналитический учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах ведут в производственном отчете по прочим производствам и хозяйствам. В первом разделе отражают за месяц и нарастающим итогом с начала года данные о постатейных затратах по всем видам обслуживающих производств и хозяйств. Записи производят на основании первичных документов, накопительных ведомостей и отчетов о затратах на производство и оказанных услугах.
Синтетический учет затрат в обслуживающих производствах и хозяйствах ведут в журнале-ордере ф. № 10-АПК.