Тема 3. управленческий учет по центрам затрат: вспомогательных цехов
К организации управленческого учета непосредственное отношение имеет организационная структура предприятия, объем и специфика выполняемых работ подразделениями. Построение моделей организации управленческого учета зависит от множества факторов и поэтому их выбор индивидуален для каждого предприятия. Построение учета затрат в соответствии с организационной структурой позволяет связать деятельность каждого подразделения с ответственностью конкретных лиц (рабочих, бригадиров, мастеров, начальников участков и т.д.), оценить результаты каждого подразделения и определить их вклад в общие результаты деятельности организации.
Центры возникновения затрат – это обособленные структурные подразделения, в которых имеется возможность организовать нормирование, планирование, учет издержек производства с целью наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования.
На промышленных предприятиях центры возникновения затрат представляют собой отдельные объекты аналитического учета. порядок обобщения расходов и затрат повторяет соподчиненность в организационной структуре управления (рис. 2).
Рис. 2 Центры возникновения затрат.
При варианте учета затрат, когда все затраты обобщаются по данному месту их возникновения (прямые затраты), более эффективно для контролирования затрат использовать бюджетно-сметный метод и метод выявления отклонений от норм с определением причин и виновников отклонений.
Система учета, в которой предусматривается составление отчетов по данным сравнения сметных показателей с фактическими, называется учетом по центрам ответственности. А каждое подразделение, возглавляемое конкретным менеджером, называется центром ответственности.
Центр ответственности действует эффективнее, если он совпадает с центром возникновения затрат.
Центр затрат – это такая группировка затрат, которая позволяет совместить в одном учетном процессе места возникновения затрат: производство, цех, участок, бригаду с ответственностью возглавляющих их менеджеров.
Центр ответственности представляет собой часть системы управления предприятия и как любая система имеет вход и выход. На входе представлены сырье, материалы, полуфабрикаты для дальнейшей работы, разные типы услуг. На выходе – продукция (или услуги), которые идут в другой центр ответственности или реализация на сторону. Таким образом, деятельность каждого центра ответственности может быть оценка с точки зрения эффективности.
Цель учета по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности с тем, чтобы отклонения от заданного этому центру можно было отнести на конкретное лицо.
По отношению к процессу производства центры ответственности подразделяют на основные и функциональные; по отношению к внутреннему хозяйственному механизму на хозрасчетные и аналитические.
Задание 1. «Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости услуг вспомогательных цехов».
Цель: усвоение порядка учета и исчисление себестоимости продукции и услуг вспомогательных цехов
На основе данных для выполнения задачи составить:
1. Ведомость учета затрат по котельному цеху (табл. 3.1)
2. Ведомость учета затрат по а/ транспортному цеху (табл. 3.2).
3. Ведомость распределили стоимости услуг котельного и а/транспортного цеха по потребителям (табл. 3.3)
Исходные данные:
1. Хозяйственные операции представлены в таблице 3.4:
Таблица 3.4
(тыс. руб.)
№ п/п | Содержание операции | Сумма | Д | К |
Отпущены материалы на сод-ие помещений: | ||||
1.1 | котельного цеха | |||
1.2 | гаража | |||
Израсходовано материалов: | ||||
2.1 | угля в котельной | |||
2.2 | ГСМ в гараже | |||
Начислена заработной платы: | ||||
3.1 | операторам котельной | |||
3.2 | водителям автомобилей | |||
3.3 | АУП котельного цехи | |||
3.4 | АУП а/транспортного цеха | |||
Начислена амортизация основных средств: | ||||
4.1 | по котельному цеху | |||
4.2 | по а/транспортному цеху | |||
Получено энергии от энергоцеха: | ||||
5.1 | для котельной | |||
5.2 | для а/транспорного цеха | |||
Ремонтным цехом произведен ремонт гаража |
2. Отчисления в ЕСФ по общей ставке, %;
3. Услуги а/транспортного цеха по перевозке угля оцениваются по 150 рублей за 1 тыс. км.;
4. Отчет вспомогательных цехов об оказанных услугах:
Таблица 3.5
№ п/п | Цели-потребители | Горячая вода тыс. м*3 | Услуги а/т тыс. км. |
Заготовительный | 28,5 | ||
Механический | 28,4 | ||
Сборочный | 16,2 | ||
Ремонтный | 3,2 | ||
Котельный | - | 2,7 | |
Энергетический | |||
Автотранспортный | - | ||
Итого: |
Решение:
Вначале исчислить с/с горячей воды, у затем - транспортных услуг.
Ведомость учета затрат по котельному цеху.
Таблица 3.1
№ п/п | Статья расхода | Кредит счетов | Итого: | ||||
70, 69 | 25,1 | ||||||
Амортизация | |||||||
Топливо | |||||||
Энергия | |||||||
3/пл рабочих с отчисл. на соц. страхование | |||||||
Цеховые расходы | |||||||
б | Материалы | ||||||
Прочие расходы | |||||||
Итого: |
Ведомость учета затрат по а/т цеху.
Таблица 3.2
№ п/п | Статья расходов | Кредит счетов | ||||||
70, 69 | 25,2 | Сумма | ||||||
Амортизация | ||||||||
Топливо | ||||||||
Энергия | ||||||||
3/пл рабочих с отчисл. на соц. страхование | ||||||||
Цеховые расходы | ||||||||
Материалы | ||||||||
Прочие расходы | ||||||||
Итого: |
Ведомость распределения ст-ти услуг котельного и а/тр цехов по потребителям (табл. 3.3)
Таблица 3.3
№ п/п | Цехи – потребители | Горячая вода | Услуги а/т | ||
Кол-во тыс.м*3 | Сумма руб. | Кол-во тыс. км | Сумма руб. | ||
Заготовительный | |||||
Механический | |||||
Сборочный | |||||
Ремонтный | |||||
Котельный | |||||
Энергетический | |||||
А/транспортный | |||||
Итого: |
Требуется: сделать вывод о значении учета затрат по центрам ответственности.