Организация работ по внедрению бережливого производства в ОАО «РЖД»
Организация работ по внедрению бережливого производства в ОАО «РЖД» как одной из концепций, применяемой при внедрении функциональной стратегии качества, предусматривает поэтапность, непрерывность и ответственность исполнителей – руководителей соответствующих уровней.
Предполагается, что разработку и внедрение системы бережливого производства, как и системы качества в целом, будут вести сами работники ОАО «РЖД». C этой целью в ОАО «РЖД» будет сформирована иерархическая структура менеджеров качества, обеспечивающих реализацию принципов системы качества на всех уровнях управления:
1) идеологи качества – топ-менеджеры ОАО «РЖД», отвечающие за внедрение системы управления качеством в масштабах ОАО «РЖД» в целом;
2) руководители качества – работники ОАО «РЖД», обеспечивающие обучение по качеству и внедрение проектов в области управления качеством на уровне центрального аппарата ОАО «РЖД»;
3) директора качества – работники ОАО «РЖД», обеспечивающие руководство проектами по внедрению системы менеджмента качества на уровне дорог;
4) менеджеры качества – руководители проектных групп по внедрению проектов в области управления качеством на уровне филиалов ОАО «РЖД»;
5) мастера качества – работники ОАО «РЖД», отвечающие за внедрение принципов и методов системы качества на уровне линейных предприятий;
6) инструкторы качества – работники, обеспечивающие реализацию и контроль принципов и методов системы менеджмента качества на каждом рабочем месте, по каждому производственному, технологическому и бизнес-процессу ОАО «РЖД».
При этом исполнителями являются все работники Компании, начиная от высшего руководства и заканчивая каждым работником, обеспечивающим качество на своем рабочем месте.
Переход на новую модель управления, нацеленную на повышение качества предоставляемых услуг и внутренних процессов, потребует от каждого работника ОАО «РЖД» четкого понимания своего места и роли в создаваемой системе управления качеством, повышения ответственности за результаты своего труда и перехода на новые принципы мотивации, ориентированные на повышение качества. Перечисленные требования обусловливают необходимость обучения сотрудников с целью совершенствование восприятия ими всех процессов, которые предполагается модернизировать в результате осуществления мероприятий по повышению качества.
Глава 6: Аутсорсинг – современная технология управления бизнес-процессами корпорации
Понятие «аутсорсинг».
Внедрение в практику менеджмента принципов процессного управления (Business Process Management) положило начало аутсорсингу бизнес-процессов (Business Process Outsoursing, BPO) как методологии, логически дополняющей реинжениринг бизнес-процессов (Business Process Reengineering, BPR).
Термин«аутсорсинг» («outsoursing») происходит от английских слов «outside resource using» - использование внешних ресурсов /6/.
Понятие «аутсорсинг» (outsourcing – использование внешних источников) трактуется по-разному. Отдельные авторы определяют аутсорсинг как «Перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятий и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предполагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по договорной цене».
Другие дают следующее определение: «Аутсорсинг – привлечение сторонних компаний к выполнению определенных бизнес-процессов, как эффективный способ снижения затрат и повышения доходности компании».
Третьи определяют аутсорсинг как «передачу внешней специализированной организации (ауитсорсеру) основной (полный аутсорсинг), части основной или непрофильной (частичный аутсорсинг) функции компании на договорной основе». Под непрофильными активами, при этом, понимаются вспомогательные, поддерживающие или сопутствующие функции, не являющиеся частью основной деятельности компании, но необходимые для ее функционирования. Под понятие «аутсорсинг» не подпадают одноразовые работы, выполняемые подрядчиком по контрактам и субконтрактам.
Под аутсорсингом будем понимать выполнение на основе долгосрочного соглашения отдельных бизнес-процессов и функций внешней организацией, располагающей необходимыми для этого ресурсами. Как технология управления бизнесом корпорации аутсорсинг - это вынесение за пределы компании отдельных бизнес-процессов и функций, выполняемых ранее самостоятельно.
Экономическая сущность аутсорсинга состоит в передаче внешней организации (аутсорсеру) не только отдельных бизнес-процессов, но также полномочий, ответственности и рисков на основе долгосрочных соглашений.