Корпоративная собственность и ценные бумаги

Собственность корпорации – это основа ее экономической состоятельности, а эффективность управления собственностью является ключевым фактором успешной работы компании на рынке. В компетентном менеджменте собственностью корпорации заинтересованы ее акционеры, государственные и муниципальные органы управления. В состав имущества корпорации входят:

· Земля с ее природными ресурсами.

· Уставный капитал, состоящий из акций определенной номинальной стоимости.

· Имущество (здания, сооружения, подвижной состав, машины и оборудование.

· Ценные бумаги.

· Финансы (включая прибыль).

· Интеллектуальная собственность (новые технологии, изобретения, патенты, информацию и др.)

Уставный капитал образуется из средств, полученных корпорацией от ее участников и его размер согласно Федеральному закону «Об акционерных обществах» должен быть равен не менее 100 минимальным размерам оплаты труда (МРОТ) для закрытых (ЗАО) и не менее 1000 МРОТ для открытых акционерных обществ (ОАО). Уставный капитал – это максимальное количество акций(обыкновенных и привилегированных) которые может выпустить компания. Изменить количество уставных акций можно только изменив уставный капитал.

Уставный капитал:

1. Позволяет выделить долю каждого акционера в общей стоимости имущества корпорации. Это осуществляется посредством дробления всего капитала на части (акции), каждая из которых обладает номинальной ценой. Положение каждого акционера в корпорации определяется числом принадлежащих ему акций.

2. Гарантирует исполнение обязательств корпорации перед кредиторами, так как уставный капитал – это тот минимум средств, который гарантируется компанией. Для обеспечения гарантированной функции уставного капитала существуют следующие правила:

· Разграничение средств уставного капитала и текущих расходов.

· Ограничение на покупку компанией собственных акций.

· Ограничение на выплату дивидендов из средств уставного капитала.

3. Обеспечивает материальную основу для производственной деятельности.

Ценной бумагой считается документ, оформляющий определенное правоотношение [6]. Ценная бумага имеет юридические, технические и экономические признаки. К последним относятся: доходность, ликвидность, надежность и оборачиваемость.

Виды ценных бумаг законодательно определены статьей 143 Гражданского кодекса Российской Федерации. Среди них: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитарный и сберегательный сертификат, банковская сберегательная книжка и акция. Классификация ценных бумаг приведена в таблице 2.6.

Таблица 2.6.

Классификация ценных бумаг /3/

Классификационный признак
По субъекту права По характеру операций По характеру отношений
На предъявителя – гарантируют право владельца без подтверждения его имени Фондовые – в первую очередь это акции и облигации. Имеющие хождение на фондовом рынке Долговые – имеют твердо фиксированную процентную ставку и обязательство возврата капитальной суммы долга к определенной дате (основной вид – облигации)
Именные - требуют подтверждения имени владельца и записи в книге регистрации ценных бумаг Коммерческие – обслуживают процесс товарооборота и имущественные сделки (чеки. Векселя, закладные, залоговые свидетельства и др.) Долевые – подтверждают вложение определенной доли их владельца в капитал эмитента (основной вид – акции)
Ордерные – предполагают наличие предъявителя и передаточной надписи    

Основными видами ценных бумаг российских корпораций являются акции и облигации.

Акция – ценная бумага, удостоверяющая право ее владельца на долю в собственности акционерного общества, на получение дивидендов от его деятельности и на участие в управлении этим обществом. Характеристика акций приведена в таблице 2.7.

Таблица 2.7.

Характеристика акций /3/

Признаки, отличающие акции от других ценных бумаг Виды цен акций
· Самая массовая ценная бумага · Ликвидная ценная бумага · Имеет обязательные реквизиты · В наибольшей степени по сравнению с другими ценными бумагами способствует перетеканию капитала из отрасли в отрасль · Самая доступная ценная бумага · Неделимая ценная бумага · Номинальная цена, указывается на самой бумаге; далее в процессе деятельности компании значения не имеет, а свидетельствует только о величине долевого капитала · Эмиссионная цена, по этой цене акция продается (размещается) на первичном рынке (эмитируется); эта цена обычно отличается от номинальной и учитывает реальную конъюнктуру фондового рынка · Рыночная (курсовая) цена, по этой цене акции котируются (оцениваются) на вторичном рынке ценных бумаг · Балансовая (книжная) цена, определяется на основе документов финансовой отчетности

Облигация – долговое обязательство, по которому заемщик гарантирует кредитору выплату определенной суммы по истечении определенного срока и выплату ежегодного дохода в виде фиксированного или плавающего процента. Корпоративные облигации характеризуются:

· Долговыми отношениями владельца облигации и эмитента.

· Определенной инвестиционной стоимостью.

· Собственным курсом.

· Ликвидностью, доходностью и надежностью.

Отличия и общие черты акций и облигаций приведены в таблице 2.8. /3/.

Средства для создания и развития корпорации получают посредством выпуска и продажи акций, как правило, за наличные деньги. Эти акции в совокупности образуют акционерный капитал корпорации, в котором различают: уставный капитал, выпущенный капитал и капитал в обращении.

Таблица 2.8.

Общие и отличительные черты акций и облигаций /3/

Общие черты Отличия
· Государственные органы регистрируют, контролируют и регулируют их обращение · Имеют курс и балансовую стоимость · Обращаются на биржевом и небиржевом рынках · Общая стоимость акций и облигаций не может превышать уставного капитала · Имеют так называемый экс-дивидендный срок, в течение которого покупатель не имеет права получать по ним доход · Акции могут выпускать только акционерные общества, облигации – любые организации · Акционер может, а владелец облигации не может влиять на деятельность компании · Первыми погашаются обязательства перед владельцами облигаций · Облигация – срочная долговая, а акция – бессрочная долевая ценная бумага · Облигация более надежная ценная бумага, так как в отношении нее имеется оговоренный доход и срок ее погашения · Акции выпускаются при создании АО или при увеличении уставного капитала, облигации – при недостатке средств для расширенного воспроизводства основных средств · Колебания курсов облигаций ниже, чем у акций

Выпущенный капитал – реализованная часть уставного капитала или размещенные акции (эмиссия).

Капитал в обращении – это та часть выпущенных акций, которая остается в руках держателей акций. Если корпорация не выкупает свои акции, то число обращающихся акций равно числу выпущенных акций.

Ценные бумаги приобретаются инвесторами, среди которых можно выделить:

· Агрессивных, ориентирующихся на высокую доходность и рост вложений.

· Консервативных, предпочитающих безопасные вложения.

· Опытных, ожидающих доходность, рост и ликвидность своих вложений.

Инвесторами могут как физические, так и юридические лица, приобретающие ценные бумаги от своего имени и за свой счет.

Корпорации организуют эмиссию ценных бумаг для решения следующих проблем:

· Пополнения оборотных средств.

· Модернизация производства.

· Реформирование корпорации.

· Реализация социальных программ.

· Осуществление программ по защите окружающей среды.

Главной целью менеджмента собственности и ценных бумаг является формирование собственности корпорации, обеспечивающей увеличение ее капитализации и прибыльности.

В рыночной экономике одной из важнейших проблем, стоящих перед любой корпорацией, является проблема привлечения ресурсов под финансирование новых или уже имеющихся у нее инвестиционных проектов. Следует отметить, что проблема формирования инвестиционного портфеля корпорации является самостоятельной комплексной задачей менеджмента инвестиций. Например, от того, как компания финансирует свои инвестиционные проекты, зависит, как распределятся в будущем потоки прибыли от этих инвестиционных проектов.

Задача любого инвестора – вкладывать свободные денежные ресурсы в активы, обладающие разной степенью риска и дающие различную доходность. Рынок ценных бумаг должен помочь всем: эмитенты получают доступ к финансовым ресурсам, а инвесторы – возможность инвестировать свои временно свободные денежные средства в активы, которые удовлетворяют их по характеристикам доходности и риска.

В рыночной экономике проблема привлечения финансовых ресурсов решается компанией при помощи фондового рынка – она эмитирует и продает долевые и долговые ценные бумаги (предложение). С другой стороны единственный спрос на эту эмиссию проявляет группа граждан – инвесторов. Покупая ценные бумаги какой-то компании, инвестор по сути заключает серию контрактов с этой компанией.

Инвестор, покупающий долговые обязательства компании (облигации), заключает с компанией-эмитентом контракт, по которому в обмен на полученные от инвестора денежные средства эмитент обязуется выплачивать ему в будущем фиксированные проценты.

Инвестор, покупающий долевые обязательства компании (акции), фактически заключает с эмитентом этих акций контракт, по которому эмитент обещает (но не гарантирует) в будущем поделиться с инвестором частью прибыли от инвестиционных проектов. Держатели акций помимо «обещаний» получают также право контроля над инвестиционными решениями корпорации (пропорционально доле акций, находящихся в их собственности).

В дополнение к этим двум основным типам источников финансирования, корпорации могут использовать и множество иных, производных ценных бумаг, например, таких, как эмиссия конвертируемых облигаций, эмиссия привилегированных акций, лизинг, эмиссия неголосующих акций или варрантов.

Возможные методы (источники) финансирования корпорации:

· Эмиссия акций.

· Эмиссия облигаций.

· Эмиссия производных ценных бумаг.

· Банковский кредит.

· Собственные средства.

· Лизинг.

Все перечисленные методы финансирования можно объединить в две группы: долевые и долговые. К долевым источникам финансирования корпорации относятся все обыкновенные голосующие акции. Долговые способы финансирования корпорации включают: все типы банковских кредитов, все типы облигаций и все типы гибридных, ценных бумаг (конвертируемые облигации, привилегированные акции).

Перед менеджментом корпорации встает задача выбора способов финансирования - комбинации различных методов финансирования. Решение данной задачи пытается дать теория структуры капитала.

Существует несколько определений понятия «структура капитала». Классическое определение звучит следующим образом: структура капитала – это комбинация ценных бумаг корпорации.

Данное определение неявно предполагает, что источником финансирования является исключительно эмиссия ценных бумаг и последующая продажа этих ценных бумаг внешним инвесторам. С учетом абсолютно всех возможных источников финансирования структуру капитала часто определяют как совокупность источников финансирования.

Задача менеджера корпорации состоит в нахождении такой комбинации источников финансирования (ценных бумаг), при которой рыночная стоимость корпорации была бы максимальной.

Современная теория структуры капитала берет свое начало с 1958 года, когда была опубликована самая известная работа в области корпоративных финансов – статья Франка Мадельяни и Мертона Миллера «Издержки по привлечению капитала, корпоративные финансы и теория инвестирования». Во многих работах в области корпоративных финансов и теории инвестирования применяются взамен имен и фамилий этих авторов аббревиатура ММ. (Более детально с идеями родоначальников можно познакомиться: Madigliani, F., Miller, M., (1958) The Cjst of Capital, Corporation Finance and the Theory of Investment. American Economic Review/ Vol. 48, pp 261-297., Н.Б.Рудык Структура капитала корпораций: теория и практика. - М.: Дело, 2004. – 272 с.)


Наши рекомендации