Компетенции, формируемые в процессе прохождения практики
И.В. Гусева
Е.С. Фоминых
ПРАКТИКА
по направлению подготовки
050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль подготовки «Специальная психология»
Учебно-методическое пособие
УДК 158 (П) (075)
ББК 88.4я73
Г96
Рецензент:
Ю.А. Королева,кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ОГПУ
Гусева И.В. Фоминых Е.С.: учебно-методическое пособие для студентов
по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Специальная психология»/ Гусева И.В., Фоминых Е.С., Изд-во ООО «Константа», 2014.-55 с.
УДК 158 (П) (075)
ББК 88.4я73
Гусева И.В. Фоминых Е.С.
Оформление. Изд-во
ООО «Константа», 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………...…………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…….…….……………..13
1.1. «Учебно-ознакомительная практика»……………………………….13
РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ………..18
2.1.1. «Производственная (диагностическая) практика ………………….18
2.1.2. «Производственная (коррекционная) практика………………….....25
2.2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА………35
2.2.1. «Комплексная производственная практика»……………………….35
РАЗДЕЛ 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ И СТУДЕНТОВ………………………………………………................................42
3.1. Права и обязанности руководителей практики……………………..42
3.2. Права и обязанности студентов-практикантов ……………………..46
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...49
Образцы оформления отчетной документации………………………........49
ВВЕДЕНИЕ
Практика является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Специальная психология» и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов на базах практики.
Основнымсодержанием учебной практики специального психологаявляетсязнакомство с основами профессиональной деятельности и формирование первичных профессиональных навыков, углубление первичных профессиональных умений, практических навыков. В основе учебной практики лежит активная деятельность студентов вуза в специальных образовательных учреждениях различного типа.
Организация и содержание практики направлены на интеграцию теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности студентов,на комплексное формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование:
Отчетная документация
1. Психолого-педагогическая характеристика личности одного ребенка.
2. Диагностическая программа
3. Конспект занятия по психопросвещению/психопрофилактике.
4. Самоанализ результатов практики.
5. Дневник практики.
При оценке практики учитываются:
1. Полнота и качество отчета по практике, способность студента самостоятельно анализировать результаты своей работы;
2. Отзыв руководителя практики или должностного лица, под непосредственным руководством которого работал практикант;
3. Качество и своевременность сдачи отчёта по практике;
4. Выступление на конференции по итогам практики.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв
или неудовлетворительную оценку, направляется на практику повторно. В отдельных случаях может рассматриваться вопрос о дальнейшем обучении студента в университете.
Основными видами отчётности являются:
- отчёт студента о прохождении практики;
- отзыв руководителя о результатах прохождении практики.
Итоги практики обсуждаются на научно-практических конференциях факультета с участием, где это возможно, представителей баз практики.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет.
Работа студентов на всех этапах практики оценивается дифференцированно, на основании следующих критериев:
- соответствие теоретической подготовленности студентов ФГОС;
- степень сформированности компетенций (ОК и ПК);
- степень самостоятельности, ответственности, активности, творчества студента на практике;
- овладение видами профессиональной деятельности (организационно-управленческой, учебно-воспитательной, научно-методической, культурно-просветительской), способами решения типовых профессиональных задач в соответствии со своей специальностью;
- выполнение программы практики.
Дифференцированная оценка выставляется по четырехбалльной системе:
Таблица 2
Критерии оценки
Оценка | Требования к знаниям на зачете | |
«отлично» | ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объём работы, требуемый программой практики того или иного курса; обнаружил умение правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу, способы и результаты её решения с учётом особенностей предприятия, организации, тесно увязывая теорию с практикой; свободно справился с различными видами профессиональной деятельности, использовал разносторонние навыки и приёмы выполнения практических задач, обосновывал принятые решения, проявил в работе самостоятельность, творческий подход; | |
«хорошо» | ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период практики программу работы, обнаружил умение определять основные профессиональные задачи и способы их решения, использовал возможности применения теоретических положений при решении практических задач, овладел необходимыми навыками и приёмами их выполнения, проявил инициативу в работе, но не смог осуществить творческий поиск или не проявил потребности в творческом росте, при решении конкретных практических задач не проявлял самостоятельности и инициативы; | |
«удовлетворительно» | ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубоких профессиональных знаний, не сумел применить их на практике или применение было недостаточно ставится студенту, который выполнил программу работы, но не проявил глубоких профессиональных знаний, не сумел применить их на практике или применение было недостаточно обоснованным, испытывал затруднения или допускал ошибки в планировании и выполнении практических задач, не проявлял инициативы и самостоятельности в работе, затруднялся в организации творческого поиска | |
«неудовлетворительно» | ставится студенту, который не выполнил программу практики, обнаружил слабое знание теоретических положений, неумение (или значительные затруднения) применять их на практике для реализации поставленных задач; оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, пропустившим более 1/3 периода практики и не выполнившим основных программных требований (отсутствие необходимой отчётной документации) | |
В случае неудовлетворительных результатов прохождения практики студенту необходимо продублировать практику с целью выполнения программы в полном объёме. Место прохождения практики определяется кафедрой, ответственной за организацию практики, из числа учреждений, с которыми заключены договора на период её проведения.
В итоговой оценке за учебную практику учитывается степень эффективности деятельности студента, участие в производственной и общественной работе организации (учреждения, школы, лаборатории и т.д.), его отношение к выбранной профессии, самостоятельность, инициативность и творческий подход в профессиональной деятельности, качество содержания и оформления отчётной документации.
Итоговая оценка по результатам практики выставляется на основании заключения руководителя-методиста кафедры и руководителя подразделения с места прохождения практики.
Для стимулирования мотивации итогов педагогической практики в Университете проводится ежегодный конкурс «Лучший студент-практикант». Победители награждаются грамотами, дипломами и ценными призами.
Учебно-методическое обеспечение учебной практики
Основная литература
1.Практическая психология образования: Учеб. пособие для ст уд. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/Под ред. И.В. Дубровиной.-4-е изд., перераб. и доп.-СПб.:Питер, 2007.
2. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец.психологии/ Е. И. Изотова.-М.:Академия,2007.-288с.
Дополнительная литература
1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: «Деловая книга», /Г.С.Абрамова.-М: издательский центр «ACADEMIA», 1995. – 220с.
2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р.Битянова– М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
3.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог./ И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников.- М., 2002.
4.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов./Р.В.Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
5.Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: Учеб. пособие./В.Э.Пахальян. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 208 с.
6.Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учеб.пособие. /В.Э.Пахальян. – СПб.: Лидер, 2006. – 256 с.
7. Семаго М.М, и др. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования)/ М.М.Семаго, Н.Я. Семаго, О.Г. Хачиян. Айрис-пресс, 2004, 128 с.
8. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися/ О. В.Хухлаева.-М.:Генезис, 2007.-208с.
9. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис, 2008.-192с.
10.Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева.-М.:Генезис, 2008.-192с.
IV. Психопрофилактика
1.Разработка конспекта занятия по психопрофилактике;
2. Подготовка информационного стенда или методической папки.
3. Самоанализ результатов практики
Образцы оформления отчетной документации представлены в Приложении.
По итогам «Производственной практики
Отчетная документация
1. Психолого-педагогическая характеристика личности одного ребенка
2. Диагностическая программа
3. Коррекционная программа
4. Конспект занятия по психопрофилактике
5. Анализ коррекционного занятия
6. Самоанализ результатов практики
7. Дневник практики.
Учебно-методическое обеспечение производственной практики
Основная литература
1.Практическая психология образования: Учеб. пособие для ст уд. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/Под ред. И.В. Дубровиной.-4-е изд., перераб. и доп.-СПб.:Питер,2007.- 592с.:ил.-(Учебное пособие).
2. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец.психологии/ Е. И. Изотова.-М.:Академия,2007.-288с.-(Высшее профессиональное образования).
Дополнительная литература
1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: «Деловая книга», /Г.С.Абрамова.-М: издательский центр «ACADEMIA», 1995. – 220с.
2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р.Битянова– М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
3.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог./ И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников.-М., 2002.
4.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов./Р.В.Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
5.Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: Учеб. пособие./В.Э.Пахальян. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 208 с.
6.Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учеб.пособие. /В.Э.Пахальян. – СПб.: Лидер, 2006. – 256 с.: ил.
7. СемагоМ.М, и др. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования)/ М.М.Семаго, Н.Я. Семаго, О.Г. Хачиян. Айрис-пресс, 2004, 128 с.
8. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися/ О. В.Хухлаева.-М.:Генезис,2007.-208с.
9. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис,2008.-192с.
10.Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева.-М.:Генезис,2008.-192с.
«Программа производственной (комплексной) практики»
Целямипроизводственной (комплексной) практики студентов является развитие и закрепление практических навыков ведения экспериментальных и теоретических исследований; сбор экспериментальных материалов и решение основных задач, решаемых в выпускной квалификационной работе.
Курс
Общая трудоемкость учебной практики составляет 8,5 зачетных единиц (306 ч.).
№ | Этап практики | З.ед 8,5 | Часы | |
Аудит. работа | Самост. работа | |||
1. | Организационный этап | 0,11 | ||
2. | Этап практической реализации | 8,17 | ||
3. | Заключительный этап | 0,22 |
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды производственной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |
Организация практики | Научно-практическая конференция | Подготовка доклада по заданному плану на отчетной научно-практической конференции | ||
Ознакомление; перспективное планирование (1 неделя) | 1.Ознакомление со спецификой работы образовательного учреждения, психологической службы; анализ документации учреждения специального образования: государственных стандартов; учебных планов, учебных программ; 2.Планирование и организация исследования в соответствии с режимом работы образовательного учреждения | 1.Утверждение плана работы; 2. Анализ документации учреждения | ||
Психодиагностика, анализ данных (2-3 неделя) | 1.Утверждение темы исследования в зависимости от специфики ВКР; 2. Составление диагностической программы; 3.Проведение диагностического исследования. | 1.Диагностическая программа; 2. Утвержденная тема исследования | ||
Обобщение экспериментальных данных; разработка коррекционной программы (3-4 неделя) | 1.Проведение диагностического обследования; 2.Разработка коррекционно-развивающей программы | 1..Диагностические данные; 2. Коррекционно-развивающая программа | ||
Реализация коррекционно-развивающей программы(4-5 неделя) | 1.Проведение коррекционно-развивающих занятий | 1.Сбор и обобщение полученных данных; их систематизация | ||
Разработка рекомендаций по результатам коррекционно-развивающей программы. Оформление документации (4-5 неделя) | 1.Формирование индивидуальных рекомендаций на основании полученных диагностических данных; 2. Оформление документации | 3. 1. Рекомендации для ребенка по результатам практики; 4. 2.Оформление дневника практики; 5. 3. План консультационной сессии | ||
Подведение итогов | Научно-практическая конференция | 1.Отчет по результатам практики; 2.Самоанализ результатов практики |
Равномерное распределение часов в процессе практики перераспределяется в зависимости от психолого-педагогической необходимости и по усмотрению администрации, психолога, методиста специального учреждения.
Прохождение практики предусматривает выполнение студентами следующих видов самостоятельной работына этапе практической реализации (допустимо перераспределение часов):
I. Организационно-методическое направление деятельности специального психолога:
1. Анализ нормативной документации учреждения: вид учреждения, контингент воспитанников, основные направления в работе образовательного учреждения, используемые в учреждении инновации, особенности системы воспитательной и коррекционно-развивающей работы, традиции образовательного учреждения, материальная база, трудности в работе; документация, регламентирующая деятельность специального психолога – нормативные документы, рабочая и методическая документация (календарные планы; аналитические отчеты о проделанной работе; аналитические справки по результатам диагностических обследований; рекомендации педагогам; протоколы; журнал учета консультаций; журнал учета коррекционной работы; материалы диагностики, консультирования и коррекции и др.).
2. Планирование и организация собственной деятельности в соответствии с режимом работы образовательного учреждения.
3. Изучение и анализ специальной литературы по следующим вопросам:
· Требования к выпускной квалификационной работе.
· Профессионально-этические принципы работы специального психолога.
· Современные подходы к коррекции познавательного и личностного развития детей с нарушениями в развитии.
II. Диагностическое направление деятельности психолога:
1. Разработка диагностической программы, подготовка опорного и стимульного материала для психологического обследования ребенка.
2. Обработка, анализ и систематизация данных психологического обследования; обработка результатов и оформление заключения диагностического этапа.
III. Коррекционно-развивающее направление деятельности специального психолога:
1.Определение направлений коррекционно-развивающей работы в соответствии с результатами психологического обследования; разработка программы коррекционно-развивающего обучения.
Отчетная документация
1. Диагностическая программа.
2. Коррекционно-развивающая программа.
3. Самоанализ результатов практики.
4. Дневник практики.
5. Прокол индивидуального консультирования
6. Анализ документации учреждения
Основными видами отчётности являются:
- отчёт студента о прохождении практики;
- отзыв работодателя о результатах прохождении практики с печатью учреждения и подписью его руководителя.
Итоги практики обсуждаются на научно-практических конференциях факультета с участием, где это возможно, представителей баз практики.
Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.
Учебно-методическое обеспечение производственной практики
Основная литература
1.Практическая психология образования: Учеб. пособие для ст уд. вузов, обуч. по спец. 031000 "Педагогика и психология"/Под ред. И.В. Дубровиной.-4-е изд., перераб. и доп.-СПб.:Питер,2007.- 592с.:ил.-(Учебное пособие).
2. Изотова Е. И. Психологическая служба в образовательном учреждении: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец.психологии/ Е. И. Изотова.-М.:Академия,2007.-288с.-(Высшее профессиональное образования).
Дополнительная литература
1.Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – Екатеринбург: «Деловая книга», /Г.С.Абрамова.-М: издательский центр «ACADEMIA», 1995. – 220с.
2.Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. /М.Р.Битянова– М.: Совершенство, 1997. – 298 с.
3.Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию психолог./ И.В.Вачков, И.Б.Гриншпун, Н.С.Пряжников.-М., 2002.
4.Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. Университетов./Р.В.Овчарова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
5.Пахальян В.Э. Психопрофилактика в практической психологии образования: Учеб. пособие./В.Э.Пахальян. – М.: ПЕР СЭ, 2007. – 208 с.
6.Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: Учеб.пособие. /В.Э.Пахальян. – СПб.: Лидер, 2006. – 256 с.: ил.
7. СемагоМ.М, и др. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования)/ М.М.Семаго, Н.Я. Семаго, О.Г. Хачиян. Айрис-пресс, 2004, 128 с.
8. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися/ О. В.Хухлаева.-М.:Генезис,2007.-208с.
9. Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами/ О. В. Хухлаева.-М.:Генезис,2008.-192с.
10.Хухлаева О. В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями/О.В. Хухлаева.-М.:Генезис,2008.-192с.
РАЗДЕЛ 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ И СТУДЕНТОВ[6]
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образцы оформления отчетной документации
Форма обучения
«__________»
Студентки (та)_________________________________________
База практики_________________________________________
Период ______________________________________________
Оренбург
год
План работы
Основные направления работы | Мероприятия | Сроки проведения | Отметка о выполнении |
Организационно-методическое | |||
Диагностическое | |||
Коррекционно-развивающее | |||
Консультативно-просветительское и профилактическое |
Методист
(по месту прохождения практики) _______________________ /Ф.И.О./
Дневник практики
Дата | Вид работы | Содержание | Оценка, замечания и предложения методиста практики |
Знакомство с учреждением | Изучение документов, наблюдение за работой педагогов, фиксирование особенностей учреждения. | ||
Психолого-педагогическая
Характеристика ребенка
Фамилия, имя, отчество ребенка | |
Возраст | |
Образовательное учреждение | |
Соматическое здоровье | |
Сведения о семье ребенка | |
Оценка адаптации ребенка в коллективе | |
Основные трудности, отмеченные в обучении | |
Внимание | |
Память | |
Мышление | |
Особенности взаимоотношений ребенка с педагогом и со сверстниками; трудности в освоении норм поведения | |
Речевое развитие | |
Социально-бытовые навыки | |
Особенности эмоционально-личностной сферы | |
Особенности семейного воспитания (из бесед с родителями) | |
Заключение и рекомендации по коррекционно-развивающему обучению | |
Дата |
Диагностическая программа
Структура диагностической программы:
1. Тема исследования.
2.Цель исследования.
3.Задачи исследования.
4. Гипотеза исследования.
5. Объект исследования.
6. Предмет исследования.
7. База исследования.
8. Время проведения исследования.
9. Описание выборки.
10. Описание методического аппарата (обоснование методов и методик, описание методик).
11. Количественный анализ результатов исследования.
12. Качественный анализ.
13. Интерпретация полученных данных.
14. Рекомендации по результатам исследования.
Схема оформления протокола психодиагностического обследования
1. Дата обследования.
2. ФИО обследуемого.
3. Возраст обследуемого.
4. Диагностическая методика.
5. Цель диагностики.
Этапы диагностической процедуры | Ход диагностической процедуры | Примечания |
Количественный анализ результатов исследования:
Качественный анализ результатов исследования:
Интерпретация данных: Выводы и рекомендации по необходимости.
И.В. Гусева
Е.С. Фоминых
ПРАКТИКА
по направлению подготовки
050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование»,
профиль подготовки «Специальная психология»
Учебно-методическое пособие
УДК 158 (П) (075)
ББК 88.4я73
Г96
Рецензент:
Ю.А. Королева,кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной психологии ОГПУ
Гусева И.В. Фоминых Е.С.: учебно-методическое пособие для студентов
по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Специальная психология»/ Гусева И.В., Фоминых Е.С., Изд-во ООО «Константа», 2014.-55 с.
УДК 158 (П) (075)
ББК 88.4я73
Гусева И.В. Фоминых Е.С.
Оформление. Изд-во
ООО «Константа», 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………...…………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ…….…….……………..13
1.1. «Учебно-ознакомительная практика»……………………………….13
РАЗДЕЛ 2. ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ………..18
2.1.1. «Производственная (диагностическая) практика ………………….18
2.1.2. «Производственная (коррекционная) практика………………….....25
2.2. КОМПЛЕКСНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА………35
2.2.1. «Комплексная производственная практика»……………………….35
РАЗДЕЛ 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАКТИКИ И СТУДЕНТОВ………………………………………………................................42
3.1. Права и обязанности руководителей практики……………………..42
3.2. Права и обязанности студентов-практикантов ……………………..46
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...49
Образцы оформления отчетной документации………………………........49
ВВЕДЕНИЕ
Практика является составной частью образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Специальная психология» и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов на базах практики.
Основнымсодержанием учебной практики специального психологаявляетсязнакомство с основами профессиональной деятельности и формирование первичных профессиональных навыков, углубление первичных профессиональных умений, практических навыков. В основе учебной практики лежит активная деятельность студентов вуза в специальных образовательных учреждениях различного типа.
Организация и содержание практики направлены на интеграцию теоретической и профессионально-практической, учебной и научно-исследовательской деятельности студентов,на комплексное формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование:
Компетенции, формируемые в процессе прохождения практики
Таблица1
Коды компетенции | Наименование компетенции | Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины) |
ОК-7 | Способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности | В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога |
Уметь: выработать объективный взгляд на различные методы психокоррекции | ||
Владеть: основными направлениями помощи и современными технологиям специального психологического сопровождения | ||
Приобрести опыт деятельности: в области составления нормативных документов, их систематизации | ||
ПК-7 | Способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности | В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: условия ранней комплексной помощи ребенку с отклонениями в развитии и его семье |
Уметь: выработать объективный взгляд на различные методы психокоррекции | ||
Владеть: знаниями, интегрирующими вопросы диагностики и психопрофилактики лиц с ограниченными возможностями здоровья | ||
Приобрести опыт деятельности: в области наблюдения, формировании условий для эффективного проведения наблюдения и коррекции | ||
ОК-3 | Способность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования), быть активным субъектом экономической деятельности | В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: перспективы развития общественных процессов |
Уметь: анализировать экономические проблемы и общественные процессы (в том числе в сфере образования) | ||
Владеть: методами, способствующими возможности решать, понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы | ||
Приобрести опыт деятельности: в анализе понимания проблем связанных с интересами ребенка с ОВЗ | ||
ОП-1 | Способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ; | В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: о значимости и будущей профессиональной деятельности |
Уметь: корректно и адекватно воспринимать детей с ОВЗ; | ||
Владеть: навыками взаимодействия с лицами с ОВЗ | ||
Приобрести опыт деятельности: в области работы с лицами с ОВЗ |
Главным содержаниемпрактики по профилю подготовки «Специальная психология» является закрепление, углубление, расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения, становление опыта целостного системного видения профессиональной деятельности, способности самостоятельно ориентироваться в профессионально-значимых ситуациях и решать стоящие перед ними профессиональные задачи. В процессе прохождения практики студенты выполняют практические, учебные, учебно-исследовательские, научно-исследовательские, производственные, педагогические, творческие задания на предприятиях, в организациях или учреждениях, оказывающих психолого-педагогическое сопровождение детей.
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Специальная психология» предусмотрено прохождение следующих видов практик[1]:
· Учебная практикапредставляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке студентов на базах практики. Учебным планом предусмотрено прохождение «Учебно-ознакомительной практики», направленной на знакомство с основами профессиональной деятельности специального психолога, особенностями проведения диагностики и психопросвещения, Этот этап практики предусматривает углубление и расширение теоретических знаний, умений, навыков, полученных студентами в процессе теоретического обучения.
· Производственная практика по направлению подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль подготовки «Специальная психология» включает следующие этапы:
· «Производственная практика (диагностическая)
· «Производственная практика (коррекционная), которые
ориентирована на подготовку к осознанному и целостному восприятию отдельных аспектов профессиональной деятельности психолога. Формирование профессиональных способностей и умений проведения констатирующего эксперимента на основе использования теоретических знаний в различных ситуациях методами и средствами психологической диагностики.
2).комплексная практика является завершающим этапом и проводится после освоения студентами основной программы теоретического и практического обучения на выпускном курсе с отрывом от учебных занятий в сторонних организациях. Преддипломная «Комплексная производственная практика» является логическим продолжением учебного процесса, в ходе которой студенты-практиканты выполняют задание профилирующей кафедры и собирают практический материал для выполнения выпускной квалификационной работы.
Прохождение учебной и производственной практик студентами предусматривает выполнение всех видов представленных в программе работ, включая самостоятельную.
Самостоятельная работа студентов на практике предполагает постановку цели и планирование предстоящей работы по основным видам деятельности.
Основные цели самостоятельной работы студентов:
а) закрепление, углубление, расширение и систематизация знаний, полученных во время аудиторных занятий; самостоятельное овладение новым профессионально-ориентированным учебным материалом;
б) формирование и развитие профессиональных умений;
в) формирование и развитие умений и навыков самостоятельного умственного труда, научной организации самообразовательной деятельности;
г) развитие самостоятельности, критичности, логичности, аналитичности профессионального мышления;
д) развитие культуры самообразовательной деятельности в профессиональной сфере.
Учебная / производственная практика предполагает формирование у студентов профессиональных знаний, практических навыков по следующим направлениям деятельности:
· организационно-методическое направление: перспективное планирование, оформление документации и др.;
· диагностическое: выявление уровня актуального развития и зоны ближайшего развития, отслеживание динамики развития;
· коррекционно-развивающее:реализация деятельности, направленной на максимальную коррекцию и компенсацию отклонений в развитии, восстановление нарушенных функций;разработка индивидуальных программ воспитания, обучения и развития в условиях комплексного воздействия; осуществление контроля их эффективности;
· консультативно-просветительское и профилактическое: оказание помощи педагогам и родителям (лицам их замещающим) в вопросах воспитания и обучения ребёнка; разработка рекомендаций родителям и педагогам в соответствии с индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, подготовка и активное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
Итоги учебной и производственной практик об