Основные объективные социальные характеристики труда
При рассмотрении социальной сущности труда необходимо исходить из следующих положений.
Во-первых, труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.
Во-вторых, нужно учитывать, что человек, воздействуя на природу, используя и изменяя ее в целях создания потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не только создает материальные (пища, одежда, жилище) и духовные блага (искусство, литература, наука), но и изменяет свою собственную природу. Он развивает свои способности и дарования, вырабатывает у себя необходимые социальные качества, формирует себя как личность.
Труд, как бы мы не стремились это отрицать, является первопричиной развития человека. Человек обязан труду в разделении функций между нижними и верхними конечностями, в развитии речи, мозга, в совершенствовании органов чувств. В процессе труда у человека расширился круг восприятия и представлений, его трудовые действия постепенно стали носить все более созидательный характер. Таким образом, понятие «труд» не только экономическая, но и социологическая категория, имеющая определяющее значение в характеристике общества в целом и отдельных его индивидов.
Выполняя трудовые функции, люди взаимодействуют, вступают в отношения друг с другом, и именно труд является той первичной категорией, в которой заключено все многообразие конкретных общественных явлений и отношений. Труд изменяет положения различных групп работников в зависимости от профессии, специальности, квалификации, условий и содержания труда. В этом непосредственно и проявляется его сущность как базового социального процесса. Наиболее полно социальная сущность труда раскрывается в категориях «характер труда» и «содержание труда».
Характер труда представляет собой связи и отношения, отражающие степень развития общественной природы труда и то, как она проявляется - непосредственно или при помощи опосредующих связей. Характер труда выражает отношение человека к своей трудовой деятельности и отражает в основном его социальную сущность.
Характер труда обусловлен в основном содержанием труда, т. е. содержанием выполняемых человеком операций, при этом имеется в виду, как много напрягается он и как много тратит физических или умственных усилий, и отношениями собственности.
Содержание труда - это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средствами труда и формой организации производственного процесса.
Предметы труда - это вещество природы, на которое воздействуют средства труда. Они подразделяются на:
· сырье (необработанное вещество);
· полуфабрикат (частично обработанное вещество).
Кроме того, они могут быть:
· основными материалами;
· вспомогательными веществами (тепло, электроэнергия, горючее, вода и т.д.
Предметы труда подразделяются также на естественные, искусственные, конструкционные (из которых изготавливается оборудование и т.д.) и композиционные (сложносоставные).
Средства труда - это вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда. Данное понятие необходимо отличать от «средств производства», которые представляют собой совокупность предметов и средств труда и включают:
1. орудия труда (машины, станки, инструменты, оборудование и т.д.);
2. всеобщие материальные условия простого процесса труда (здания, сооружения, дороги, каналы и т.д.).
Обычно орудия труда относят к наиболее активным элементам производственного процесса, а продукт труда - к наиболее пассивным. Продукт труда - это получившее окончательную обработку вещество природы, законченная вещь. По существу это конечная цель простого процесса труда, ради которой он и начался. В экономическом смысле - потребительная стоимость, основа и повод для разворачивания товарно-денежных отношений. В социологическом - исходная клеточка системы распределительных отношений. Как известно, социальные отношения господства и подчинения, отчуждения, властные отношения и т.п. формируются в обществе не по поводу предмета труда, а в связи с присвоением, разделением и распределением средств и продукта труда. В социологическом исследовании предмет, орудия и продукт используются в качестве эмпирических референтов, с помощью которых описывается содержание индивидуального труда.
Содержание труда включает в себя также степень ответственности и сложности труда, уровень творческих возможностей, соотношение исполнительских и управленческих функций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций, монотонности, предопределенности действий, самостоятельности и т.д. Содержание конкретного вида трудовой деятельности предъявляет определенные требования к образованию, квалификации, способностям индивида. Это ключевой фактор, характеризующий возможности развития личности в процессе труда, определяющий направленность трудовых навыков, реализацию творческих, физических и иных способностей индивида. Он влияет на отношение к труду и удовлетворенность трудом, степень интереса к труду, уровень производительности и качества труда.
На первый взгляд, исследование содержания труда представляет чисто академический интерес. На самом деле речь идет о сугубо прикладной проблеме. Содержание индивидуального труда - это прагматический аспект содержания труда в целом. Изучение совокупности выполняемых работником операций и трудовых функций лежит в основе практики профессионального отбора. За рубежом в индустриальной социологии разработано множество прикладных методов «анализа работы». Он нацелен именно на содержание индивидуального труда (jobcontent) и условий труда (jobcontext) и включает описание круга обязанностей, функциональные характеристики рабочего места, условий труда, размер и форму заработка, а также требования, предъявляемые к работнику.
Важной социальной характеристикой труда являются его условия. Условия труда подразделяются на: 1) нормальные и 2) вредные.
Нормальными условиями труда можно считать те, которые не наносят явного вреда здоровью человека. Нормальные условия труда обычно классифицируются на:
· санитарно-гигиенические;
· физиологические;
· эстетические.
Нормальные условия подразделяются также наблагоприятные и неблагоприятные.
Неблагоприятные условия труда вызывают неудобство, скованность, неловкость, плохое самочувствие, а иногда даже снижают работоспособность, но явно не вредят здоровью человека. Они могут снижать заинтересованность в труде, ограничивать творческое самовыражение, создавать чувство напряженности и недовольства. Все это необходимо учитывать при проведении социологических исследований, связанных с проблемами труда, и разрабатывать конкретные рекомендации по повышению его эффективности. Ведь известно, что отсутствие элементарных удобств на предприятии (нет раздевалок, комнат отдыха, душевых и т.д.) сказывается на культуре труда и отношении к нему людей. Неблагоприятные условия труда (сквозняки, плохая освещенность, резкие перепады температуры и т.д.) связаны с потенциальным и реальным риском снижения работоспособности людей. Вредным условиями труда считаются те, которые наносят ущерб здоровью человека. Эти условия практически присутствуют в каждом роде занятий, профессии и специальности и имеют, во-первых, свой набор вредных факторов, специфических для данной области; во-вторых, свой состав («букет») профессиональных заболеваний. Лаборатории гигиены труда, которые существуют или должны существовать на всех или большинстве предприятий, призваны оценивать потенциальную опасность следующих производственных факторов:
1. физических - шум и вибрация, повышение и понижение температуры, ионизирующее и неионизирующее излучение;
2. химических - газы, 1 пары, аэрозоли и др.;
3. пыли - например, минеральная или овощная пыль;
4. биологических - вирусы, бактерии, грибки.
Особенно сильное воздействие на человека оказывают канцерогенные вещества. Сложилась крайне парадоксальная и опасная ситуация: практически все известные человеку вредные или канцерогенные вещества применяются в современном производстве. А производство, предприятия при этом несут громадные потери, которые выражаются в:
1. расходах на компенсационные выплаты;
2. потерях вследствие снижения объема выпускаемой продукции;
3. нарушениях производственных календарных планов;
4. повреждении производственного оборудования.
Кроме того, необходимо учитывать социальные последствия, например, снижение престижа данной профессии или предприятия как неблагоприятных для здоровья, увеличение текучести кадров, а также человеческие потери и т.д. Таким образом, условия труда - это такие факторы производственной среды, которые оказывают неодинаковое влияние на здоровье и самочувствие работников.
Непосредственное отношение к условиям и содержанию труда имеет организация труда.
Под организацией труда понимается форма, способ и порядок соединения живого (человек) и вещественного (оборудование) труда. Организация труда обычно в ответе за то, рационально или нет соединяется работник с орудиями и средствами труда. Сама по себе организация труда базируется на нескольких ключевых элементах: разделение труда (его специализация), кооперация труда (функциональная взаимосвязь работников), распределение работ и контроль (экономические рычаги, социальные санкции и юридические нормы). Указанные элементы создают упорядоченную систему ролевого поведения и взаимодействия людей в труде. Это суть любой организации труда, а способ предписания таких ролей, задания норм и функций, форма разделения кооперации и контроля определяют ее конкретный облик.
Организация труда входит как отдельный элемент в организацию производства. Организация производства в рамках отраслей промышленности выражается в концентрации производства, выборе и обосновании рациональных размеров предприятий, в их специализации, кооперировании и размещении. Данное понятие включает организацию технической подготовки производства, технического обслуживания, контроля качества продукции, материально-техническое снабжение, внутрипроизводственное (внутрифирменное) планирование.
Процесс труда имеет и свою социально-психологическую структуру. Она включает в себя такие понятия, как стимулы, мотивы, ценности, удовлетворенность трудом. Все эти характеристики труда можно измерить социологическими и социально-психологическими методами исследования. Стимулирование труда — система материального и морального поощрения, вознаграждения за трудовое усилие. Стимулы (от лат. stimulus - остроконечная палка, стрекало, которым погоняли животных) - это внешние факторы побуждения к труду (например, деньги). К материальным стимулам в экономике относят условия, формы и системы оплаты труда (основная и дополнительная заработная плата на основе тарифных ставок и окладов, фонд заработной платы, нормы и нормирование задания, премии, выплаты за выслугу лет, дополнительный отпуск и т.д.). Стимулирование труда - первый прорыв в сферу свободного труда.
Мотивация труда - побуждение к активной трудовой деятельности, основанное на удовлетворении важных для человека потребностей (в признании, самореализации и т.д.).
Мотивы - внутренние факторы, тесно связанные с ценностями и ценностными установками. Мотивы труда - это также шаг от принудительного труда к свободному.
Ценность - положительная значимость объектов окружающего мира для человека, определяемая не их реальными свойствами, а наделяемая человеком символическими свойствами. Например, нравственными ценностями являются ценности добра и зла, религиозные - спасения, социально-этические - чести и достоинства и т.д. Разделяемые личностью социальные ценности превращаются в ценностные ориентации человека, его установки.
Итак, социально-психологическую структуру простого процесса труда можно представить следующим образом:
1. цель - идеальный план действий, осознанный образ предвосхищаемого результата;
2. отношение к труду - в его основе лежит ощущение осмысленности труда и стремление переформировать окружающий мир по собственному плану;
3. стимулы труда - внешние факторы, побуждающие к трудовой активности;
4. мотивы труда - внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное;
5. ценности и ценностные ориентации - эстетические императивы трудовой деятельности.
В социально-психологической структуре процесса труда по своим функциям выделяются два компонента - и,ель и удовлетворенность трудом. Цель выполняет интегрирующую роль: стимулы, мотивы и ценности, если они осознаются индивидом, становятся целью труда. Удовлетворенность - эмоционально окрашенное состояние сбалансированности между претензиями (запросами, потребностями) и оценкой степени их реализации. Чем выше претензии, тем сложнее их удовлетворить. Удовлетворенность, как и цель, выполняет интегрирующую функцию: для стимулов, мотивов и ценностей она служит сигналом о том, что с достижением цели не все обстоит благополучно.
Обобщая все вышесказанное, социально-психологическую структуру простого процесса труда можно представить следующим образом.
Рис. 5. Структура процесса труда
Рассматривая труд как базовый социальный процесс общественной жизни, необходимо сказать и о его видах. Основными видами труда являются ручной (он может быть простым, не требующим специальных навыков, знаний, умений, а также обращения с современными инструментами и приборами, и сложным - основанным на длительной подготовке, научно-технических знаниях и мастерстве работника), механизированный и автоматизированный. Взаимосвязь этих трех признаков дает следующие группы труда:
1. простой ручной;
2. сложный ручной;
3. простой механизированный;
4. сложный механизированный;
5. простой автоматизированный;
6. сложный автоматизированный.
Группы 1, 3, 5 - это преимущественно неквалифицированный, мало- и среднеквалифицированный труд; группы 2, 4, 6 - труд средней и высокой квалификации.
Эти дополнительные данные труда необходимы не только для того, чтобы лучше понять, что же такое труд, но и предоставляют возможность измерить его социологическими методами. В то же время труд в условиях реформирования общества нельзя рассматривать как какое-то изолированное явление, вне рынка труда, поэтому на данном вопросе необходимо остановиться более подробно.