Понятие социальной защиты и ее основные направления в сфере труда
Рыночная система хозяйствования меняет не только экономическую политику управления хозяйством, но и требования к рабочей силе, формирует новую политику хозяйственной мотивации. Процесс перехода к новым ценностям в жизни общества идет не совсем гладко. Постоянно дает о себе знать острое противоречие между необходимостью проведения жесткой экономической политики, раскрепощения рыночных механизмов и недостаточным запасом прочности социальной защиты людей.
Социальная защита – необходимый элемент функционирования любого достаточно развитого государства. Концепция социальной защиты возникла в конце XIX – начале XX в. и в широком общесоциологическом смысле соответствующий термин впервые появился в США в 30-х годах и постепенно распространился в западной социологии для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина от экономической и социальной ущемленности вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода из-за болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профзаболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п.
В имеющихся отечественных публикациях встречается множество трактовок понятия социальной защиты и обозначаемой им реальности. Сама система социальной защиты в широком смысле – это система правовых, социально-экономических и политических гарантий, представляющих условия для обеспечения средств существования:
· трудоспособным гражданам – за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
· социально уязвимым слоям – за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
В этой и других трактовках есть элементы, которые отражают разные стороны сущности социальной защиты и, опираясь на которые, можно в полной мере раскрыть содержание понятия в узком смысле. Социальная защита – это система законодательных, социально-экономических и морально-психологических гарантий, средств и мер, благодаря которым создаются равные для членов общества условия, препятствующие неблагоприятным воздействиям среды на человека, обеспечивающие достойное и социально приемлемое качество их жизни.
Социальная защита представляет собой, с одной стороны, функциональную систему, т.е. систему направлений, по которым она осуществляется, а с другой – институциональную, т.е. систему институтов, ее обеспечивающих (государство, суд, профсоюзы и другие общественные организации).
В полном своем проявлении социальная защита должна охватывать следующие направления:
· обеспечение членам общества прожиточного минимума и оказание материальной помощи тем, кому в силу объективных причин она необходима, защита от факторов, снижающих жизненный уровень;
· создание условий, позволяющих гражданам беспрепятственно зарабатывать себе средства для жизни любыми не противоречащими закону способами;
· создание условий, обеспечивающих удовлетворение определенного минимума (в объеме общественных возможностей и с учетом национально-исторической специфики) потребностей граждан в образовании, медицинской помощи и т.д.;
· обеспечение благоприятных условий труда для наемных работников, защита их от негативных воздействий индустриального производства;
· обеспечение экологической безопасности членов общества;
· защита граждан от преступных посягательств;
· защита гражданских и политических прав и свобод, соответствующих принципам правового, демократического государства;
· создание условий, исключающих вооруженные, социальные и межнациональные конфликты;
· защита от политического преследования и административного произвола;
· обеспечение свободы духовной жизни, защита от идеологического давления;
· создание благоприятного психологического климата в обществе в целом, в отдельных ячейках и структурных образованиях, защита от психологического прессинга;
· обеспечение максимально возможной стабильности общественной жизни.
43. 11.2 Социальные институты и механизм, социальной защиты работника
В любом государстве существует целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан.
Социальный институт можно определить как устойчивую форму организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей и статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института. К первому виду (классу) социальных институтов социологи относят социально-организационные институты, ко второму - социально-нормативные.
Важнейшим и наиболее мощным социальным (социально-организационным) институтом является государство, которое представляет собой сложную институциональную систему, т. е. состоит из множества разных институтов.
С точки зрения социальной защиты их можно разделить на три группы. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании и различные специализированные фонды, а также благотворительные организации. Большую группу социально-организационных институтов образуют различные общественные, политические организации, которые осуществляют социальную защиту представляемых ими социальных групп и слоев.
Институтами, призванными осуществлять защиту работников наемного труда, являются профессиональные союзы. В настоящее время наряду с традиционными профсоюзами, претерпевшими существенное обновление, появились новые рабочие организации - «независимые» профсоюзы. Однако считать только их защитниками работников наемного труда, а традиционные профсоюзы квалифицировать как «официальные» и отказывать им в праве выступать в качестве защитника, было бы несправедливо. Изменившиеся профсоюзы по праву стали именоваться независимыми, так как они выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур.
Основная деятельность как «зависимых», так и независимых профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ - использование (для защиты прав и интересов трудящихся) форм и механизмов социального партнерства. Данный подход был разработан и хорошо зарекомендовал себя в странах развитой демократии. Суть этого подхода заключается не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождении компромисса и выработки на этой основе более или менее приемлемых решений. Принципы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение при создании в Российской Федерации различных постоянно и временно действующих, 2-3-сторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия). Эти институты на основе взаимных консультаций, переговоров, договоренностей между сторонами могут принимать ряд совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), осуществляющих функции социальной защиты трудящихся. Они могут рассматриваться как особая разновидность институтов и именоваться институтами социального согласия.
Наряду с социально-организационными институтами в обществе имеется множество нормативных систем, которые не воплощаются в какой-то организации, а существуют и функционируют сами по себе. Но поскольку они выступают средствами организации совместной деятельности людей, определяют их роли и статусы, такие нормативные системы, не имеющие организационного воплощения, но играющие определенную роль в социальной защите, тоже являются социальными институтами (это определенные нормы, ценности и т.д.). Каждая отрасль права представляет собой систему таких социально-нормативных институтов. Большое значение для обеспечения социальной защиты прав и интересов трудящихся как раз и имеют такие институты, как трудовое право, институты трудового законодательства.
Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договора и т.д.
Распространяясь на более низкие уровни иерархической организации общества, институциональная система социальной защиты достигает такой низкой структуры, как предприятие. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации тоже являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. А если их рассматривать под углом зрения социальной защиты, то их роль и деятельность оказываются довольно сложными и противоречивыми, не позволяющими дать им однозначную характеристику.
Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает осуществление социальной защиты прав и интересов занятых на этих предприятиях работников. Стремление к достижению основных целей - повышению эффективности производства, снижению себестоимости, повышению качества производимой продукции и т.д. - может даже приводить к нарушению прав и интересов работников. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии.
Главным институтом социальной защиты, охватывающим своей деятельностью весь коллектив предприятия и располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация.
Повышение защитной роли этих организаций особенно необходимо в условиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников в случае банкротства предприятия, его закрытия или перепрофилирования. Да и при более или менее нормальном функционировании предприятия в условиях рынка требуется резкое усиление социально-защитной функции профсоюзных организаций.
Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Суть коллективного договора кардинально изменилась в последнее время, потому что наемным работникам потребовалась надежная юридическая база социальной защищенности.
Другим важным социально-нормативным институтом, который все шире входит в практику наших предприятий и различных организаций и который при определенных условиях может выступать средством социальной защиты, - является трудовой контракт. Его нельзя однозначно и безусловно рассматривать как институт социальной защиты, но он может в выступать таковым при следующих условиях:
a. если контрактная система на предприятии (трудовой организации) отрегулирована таким образом, что специально предусматривает систему обеспечения прав работников;
b. если в нем четко оговаривается ответственность работодателя за несоблюдение обозначенных социально-экономических гарантий.
Социальные гарантии
Любая социальная защита строится на определенных социальных гарантиях, которые также представляют собой определенную систему Гарантии должны:
· регулировать рынок рабочей силы через смягчение возникающих противоречий между спросом и предложениями рабочей силы;
· содействовать полной занятости всех трудоспособных членов общества (никто не должен против своей воли оставаться без работы);
· гарантии должны быть рассчитаны на все категории трудоспособного населения, особо выделяя при этом нуждающихся.
Система гарантий должна учитывать структуру населения конкретного региона, которая по трудовому потенциалу может быть разделена на следующие группы:
· пригодных для работы в современных условиях;
· тех, кто может быть использован лишь после соответствующей профессиональной подготовки;
· тех, кто может работать, но при создании подходящих условий труда;
· не пригодных для работы;
· не желающих работать.
Для полной ясности о социальных гарантиях приведем некоторые выписки из законодательства по этому вопросу.
1. Гарантии в реализации права на труд:
a. свобода выбора занятий и работы;
b. государство признает оплачиваемую занятость как основу образа жизни;
c. государство бесплатно содействует в подборе подходящей работы;
d. безработных государство бесплатно обучает новым профессиям и т.д.
2. Дополнительные гарантии некоторым категориям граждан: молодежи; пенсионерам; одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей; женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста и детей-инвалидов; безработным; освобожденным из мест заключения; 6еженцам и т.д.
3. Профсоюзы активно содействуют занятости трудоспособного населения.
4. Создаются все необходимые условия и гарантии профессиональной подготовки и переподготовки безработных.
5. Для привлечения безработных к трудовой деятельности организуются общественные работы.
6. Работодатели обязаны социально гарантировать занятость населения.
7. В условиях социально-экономического реформирования общества государство гарантирует материальную и социальную поддержку населения.
8. Закон строго определяет размер пособий по безработице.
9. Закон определяет также условия и сроки выплаты пособий по безработице и т.д.