Основные направления социальной защиты молодежи

Исходя из социальных проблем, определяется го­сударственная молодежная политика. Важной целью ее является помощь молодежи в адаптации к современ­ным социально-экономическим условиям. Несогласо­ванность и непроработанность отдельных решений, касающихся молодежи, принятых в последнее время, лишь усугубляет негативные социальные тенденции в ее среде.

Государственная система социальной защиты мо­лодежи должна обеспечить правовые и экономические гарантии, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это прежде всего право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего достойный уро­вень и качество жизни, право на отдых и т. д. Для мало­имущих групп населения – денежные дотации и нату­ральные выдачи, причем помощь от государства должны получать не только те граждане, кто по объективным причинам не в состоянии самостоятельно зарабатывать и иметь достаточный доход для нормальной жизни.

Ведущая цель государственной системы социаль­ной защиты молодежи – помочь молодым людям обре­сти чувство собственного достоинства, веру в свои силы, желание собственным трудом добиться лучшей жизни, а не пассивно ожидать ее. Здоровый человек нуждает­ся не только и не столько в социальной защите, сколько в предоставлении ему возможности самоопределить­ся, самоутвердиться.

При разработке мер социальной защиты необходим учет возрастных интересов и потребностей, а также диф­ференцированный подход к каждой социальной группе молодежи. Это: 1) инвалиды; 2) сироты; 3) молодые се­мьи; 4) школьники; 5) учащиеся профессионально-тех­нических лицеев и колледжей; 6) студенты; 7) молодые специалисты; 8) молодые рабочие; 9) подростки-право­нарушители.

Следует различать социальную защиту как вид де­ятельности государства, его институтов и социальную защищенность, отражающую реальное в каждый временной момент состояние дел по защите личности моло­дого человека, молодого поколения в целом, а также субъективный аспект, позволяющий фиксировать пси­хологическое состояние личности (чувство социальной защищенности, потребность в защищенности и т. д.).

В современных условиях социальная защита моло­дежи рассматривается петербургскими учеными (131), как минимум, в 4-х направлениях.

1. Социальная защита процесса формирования и развития личности молодого человека.

В основе данного направления лежит положение о том, что личность молодого человека формируется и развивается в соответствии с объективными законами, выработанными в процессе длительной эволюции че­ловека, и последовательностью этапов развития, с не­обходимостью сменяющих друг друга. В их рамках проявляется то, что получило название «ритм жизни». Это понятие представляет сложную, индивидуальную систему различных периодов, циклов, фаз как социаль­ной, так и природной этиологии, в которой, в свою оче­редь, можно выделить свои уровни.

В рамках формирования концепции молодежной политики важно отметить следующее: личность как система развивается постепенно. Крайние точки, обо­значающие соответствующий жизненный период как относительно стабильный отрезок времени, соответ­ствуют качественному скачку, получившему в науке название критических уровней (или периодов), каждый из которых характеризуется внутренней неустойчиво­стью и повышенной чувствительностью системы к внешним воздействиям. Периоды стабильности и кри­зисов теснейшим образом взаимосвязаны – один обусловливает другой. На ранних периодах, когда структу­ра оформлена весьма слабо, перемены в тех или иных структурах в критические периоды смогут в значитель­ной степени обусловить весь дальнейший процесс развития личности относительно объективно существую­щих ценностей и нормативов.

Поэтому социальная защита процесса развития направлена прежде всего на максимально возможное обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития, в кото­ром решается строго определенный комплекс задач, а также и благоприятное прохождение критических уров­ней (периодов).

2. Социальная защита среды формирования и раз­вития личности.

В рамках данного направления внимание государ­ственных институтов должно быть сосредоточенонасреде обитания человека и тех ее элементах, которые способствуют или препятствуют процессу формирова­ния и развития в самом широком диапазоне от экологи­ческих элементов среды до социальных, экономических и нравственных проблем. Наиболее важны ключевые принципы, которые организуют деятельность государ­ственных институтов и придают ей целесообразный характер. Во-первых, речь идет о главной составляющей демократии – приоритете прав человека. Во-вторых, о соответствии деятельности государственных институтов прогрессивным тенденциям развития общественного организма, перспективой которой является защищенное общество. В-третьих, о преобладании управленческого подхода вопреки господствовавшему долгие годы зап­ретительному.

В деятельности по защите среды формирования личности можно выделить два аспекта:

а) формирование самой среды обитания человека;

б) стимулирование элементов среды, оказывающих благоприятное воздействие на процесс формирования личности.

3. Защита прав молодого человека.

Это специальное направление деятельности госу­дарственных институтов нацелено на правовое обес­печение и регулирование как воздействий среды, так и самого процесса формирования и развития личности.

Но именно здесь существуют довольно значительные пустоты. Прежде всего, речь идет об отсутствии закона о молодежи, подмененного законом о молодежной полити­ке. В основе данного закона лежит, во-первых, прямая защита прав молодого человека со стороны государства, во-вторых, деятельность по созданию объективно и субъективно существующего правового пространства.

Возможно, что в ближайшее время речь пойдет как о правовом обеспечении процесса формирования и развития личности молодого человека на основе дей­ствующего законодательства, так и об активной зако­нодательной деятельности по развитию правовой ос­новы такой деятельности.

4. Целевая социальная защита.

В рамках данного направления речь идет. как ми­нимум, о двух важнейших моментах.

Во-первых, о целевой помощи молодым людям, се­мьям, организациям и общественным институтам, рабо­тающим с молодежью, для решения конкретных задач, без чего успешная жизнедеятельность представляется весьма проблематичной. Иными словами, речь идет. о краткосрочной целевой программе, когда сам молодой человек не в состоянии решить задачу или когда усилия, затраченные на достижение результата, ставят под со­мнение сам результат.

Во-вторых, о постоянной помощи тем, кто не может без нее обходиться, живет на пороге нищеты и бедности. В условиях всеобщего жизненного кризиса данное на­правление становится особенно важным и актуальным.

В подходе к социальной защищенности возможны два пути: 1) идти от наиболее острых сиюминутных си­туаций, которые будут задавать тон всей политике защи­щенности, 2) опережать развитие событий, опираясь на точный прогноз, а следовательно, помогать каждому человеку вырываться из-под тяжкого гнета обстоя­тельств и самому становиться хозяином своей судьбы.

Социальная защита молодежи базируется на сле­дующих принципах.

1. Всеобщность социальной защиты. Социальные, экономические и правовые гарантии должны охваты­вать всех без исключения молодых граждан России и касаться всех сфер их жизни: образования, здравоох­ранения, труда, творчества, отдыха, быта и др.

2. Дифференциация – различия в выборе целей, предмета, форм, методов и источников финансирова­ния, механизмов социальной защиты в зависимости от степени экономической самостоятельности молодого человека, уровня его трудоспособности и способов по­лучения доходов. Для экономически активных групп на­селения политика социальной защиты реализуется в том, что им предоставляются равные условия для повы­шения своего благосостояния за счет личного трудово­го вклада, экономической самостоятельности и иници­ативы.

Главное для нетрудоспособных молодых членов общества заключается в гарантированных преимуще­ствах в пользовании общественными фондами потреб­ления, прямой материальной поддержке общества в виде пенсий, пособий, стипендий или других соци­альных выплат, в снижении налогов, развитии социаль­ного обслуживания, сильной правовой, экономической защите личных доходов.

3. Интеграция в единую систему гарантий соци­альной защиты на всех уровнях – федеральном, реги­ональном, а также на уровне трудового коллектива с четким определением сфер и границ компетенции каж­дого из этих уровней, а также источников ресурсного обеспечения общих для всех уровней социальных про­грамм.

Наиболее приемлемым подходом к реализации со­циальных программ защиты населения в современных условиях является органическое сочетание и взаимодо­полнение программ общероссийского уровня мерами, принимаемыми на федеральном и местном уровнях. Это позволит объединить их усилия, бюджеты и ресурсные возможности для защиты населения и на этой основе создавать и реализовывать крупные программы для народа (занятость, образование, медицина, культура и др.). В этом случае крайне важно правильно соотнести функции, права и ответственность разных уровней в государственной защите интересов населения.

4. Резкое возрастание роли личных доходов в повы­шении уровня жизни населения, в т. ч. молодежи, в удовлетворении социально-бытовых потребностей ма­териального характера; рынок немыслим, если сохра­нены уравнительность в распределении общественных фондов и вытекающее из нее иждивенчество. В новых условиях общественные фонды потребления будут обес­печивать только гарантированный уровень социальных благ для всех слоев населения, который следует рас­сматривать как минимальный. Более высокий уровень социального обеспечения из общественных фондов потребления будет обеспечен главным образом нетрудоспособным членам общества. Все же трудоспособные молодые люди должны повышать свой уровень жизни собственным трудом, своими личными доходами.

5. Надежность ресурсной базы системы социаль­ной защиты и поддержки населения. Следует оконча­тельно отказаться от остаточного принципа выделения средств на решение социальных вопросов и активно применять в практике социально-экономического пла­нирования, управления и распределения систему со­циальных нормативов. Она представляет собой научно обоснованные показатели уровня потребления важней­ших благ и услуг, размера денежных доходов и других условий жизнедеятельности человека и учитывает спе­цифику отдельных социально-демографических групп населения.

Прожиточный минимум дифференцируется по регионам России с учетом их природно-климатических условий, национально-культурной и экономической специфики. К прожиточному минимуму жестко привя­зан размер минимальной заработной платы, а к нему, в свою очередь,– размер пособий, стипендий, пенсий и других выплат в форме процентного соотношения с минимальной зарплатой.

При пересмотре минимума зарплаты автоматичес­ки должен осуществляться пересмотр размеров всех видов социальных выплат малообеспеченным слоям населения.

6. Гибкость системы социальных гарантий. Защита и поддержка молодежи должны строиться с учетом динамики социально-экономических процессов в усло­виях рынка и обеспечивать профилактику возможных причин социальной напряженности, предупреждать социально негативные явления и тенденции. Для этого прежде всего нужно добиться согласования интересов. Конкретные размеры социальных гарантий и норма­тивов на всех уровнях должны регулироваться согла­шениями и договорами между собственниками средств производства, включая государство в целом, с профессиональными союзами и другими органами самоуправ­ления, представляющими молодежь. Меры защиты и поддержки должны быть упреждающими и целенап­равленными.

В современных сложных социально-экономичес­ких условиях не следует забывать, что широкие слои молодежи формировались в атмосфере иждивенчества, поэтому им сейчас особенно трудно. Учитывая это, сегодня, как никогда, необходимо:

– оздоровление социальной среды, обеспечение ус­ловий для социального становления молодого человека;

– утверждение не на словах, а на деле высоких нравственных ценностей и установок;

– объединение усилий различных социальных институтов в деле воспитания молодежи;

– ликвидация безработицы среди молодежи;

– создание системы стимулирования выпуска де­шевых товаров для подрастающего поколения;

– преодоление «эротического крена» в деятельно­сти молодежных центров и кинотеатров;

– обеспечение личной безопасности в обществе;

– социальная защита молодого поколения.

Система социальной защиты молодежи в субьектах Российской Федерации имеет следующую структу­ру учреждений социального обслуживания.

1. Обязательный минимум для каждого города, рай­она, куда входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несо­вершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для детей и подростков.

2. Дополнительная сеть в городах и районах, куда входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической помощи по телефону;

в)дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченны­ми возможностями (в том числе для детей и подростков),

3. Республиканские, краевые, областные, окруж­ные, межрайонные учреждения, куда входят

а) центры помощи детям, оставшимся без попече­ния родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологичес­кие, специальные;

в) общежития для лиц с ограниченными возможно­стями.

Изучение реальных потребностей молодежи в со­циальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Согласно исследованиям, молодежь нуждается прежде всего в бирже труда, пунктах правовой защиты и юри­дического консультирования, работе телефона доверия и далее – в сексологической консультации, центре по­мощи молодой семье, общежитии-приюте для подрост­ков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой се­мье; учащиеся – телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

Ситуация в молодежной среде и вокруг нее убеди­тельно показывает, что самостоятельно справиться с большинством проблем «на входе» в самостоятельную жизнь многие молодые люди не могут, поэтому для ре­шения существующих проблем требуется хорошо обо­снованная и поставленная на реальную почву государ­ственная молодежная политика. В ней должны быть четко определены стратегические и оперативные цели, способы их достижения, разработаны целевые про­граммы по ключевым направлениям, изысканы тради­ционные и созданы принципиально новые источники финансирования.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Проанализировать влияние социальных процессов на молодежь в условиях современного российского общества.

2. Назвать основные социальные проблемы современ­ной молодежи.

3. Обозначить приоритетные направления социальной защиты молодежи.

4. Раскрыть на конкретных примерах структуру и содер­жание деятельности социальных служб для молодежи.

Глава 11

СОЦИАЛЬНО ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ВИКТИМОЛОГИЯ

Наши рекомендации