Финансовая основа осуществления местного самоуправления
Конституцией РФ предусмотрены следующие условия осуществления полномочий местными органами местного самоуправления:
• четкое разграничение компетенции между уровнями публичной власти, наделение органов местного самоуправления правами в сфере местных финансов;
• независимое формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и иных взносов;
• завершение формирования финансово-экономической базы местного самоуправления в рамках системы налогообложения и бюджетных реформ;
• улучшение системы бюджетного и налогового регулирования, прежде всего посредством:
— перераспределения средств, выделенных из федерального бюджета для консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, обеспечения финансовой независимости муниципальных образований для решения проблем, относящихся к их компетенции;
— выработки принципов взаимодействия между государственными органами власти и местными органами, включая взаимодействие при осуществлении определенных государственных полномочий, переданных местным органам;
— установления минимальных государственных социальных стандартов как основы расчетов при осуществлении межбюджетных отношений;
• активное формирование муниципальной собственности как важного компонента финансово-экономической базы местного самоуправления;
• развитие рынка недвижимости;
• проведение инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса.
Механизмом решения вышеперечисленных проблем должно быть установление такого бюджетного и налогового регулирования, которое обеспечивает формирование минимальных местных бюджетов и создает условия для оптимизации базы налогообложения муниципальных образований.
При упоминании основных финансово-бюджетных проблем местного самоуправления, указанных в «Основных положениях государственной политики...» важно отметить, что подобные проблемы существуют на протяжении многих лет. Несмотря на некоторые изменения в практике принятия федеральных законов, бюджеты муниципальных образований все еще несбалансированны и бедны. Между тем во всех странах, имеющих местное самоуправление, местные органы самоуправления играют решающую роль в достижении социального консенсуса, экономического благосостояния и стабильного развития не только в пределах подотчетной им территории, но и в стране в целом. Для этой цели местные органы должны обладать необходимыми финансовыми ресурсами.
Все страны — члены Совета Европы сталкиваются в настоящее время с проблемой выбора соответствующего баланса контроля и сокращения государственных расходов, с одной стороны, и предоставления большей финансовой самодостаточности местным органам — с другой. Таким образом, они изыскивают возможности справедливого распределения средств на всех уровнях государственного управления.
Не существует универсальной модели в области местных финансов и местного бюджета, применимой для всех европейских стран. Каждая модель характерна своими нуждами и решениями. Тем не менее ст. 9 Европейского закона о местном самоуправлении (принятого и действующего в России с 1 сентября 1998 г.) предусматривает некоторые общие принципы, касающиеся финансовых ресурсов, выделенных местным органам. Она гласит, что в рамках государственной экономической политики в соответствующей стране местные органы имеют право обладать достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться в пределах своих полномочий. Такие финансовые ресурсы должны отвечать объему полномочий, возложенных на местные органы, в соответствии с конституцией и действующим законодательством.
Федеральное законодательство, регулирующее общие организационные принципы и финансовую базу местного самоуправления в Российской Федерации, провозгласило принципы оказания финансовой поддержки в исполнении обязательств, возложенных на местные органы; но как региональные, так и федеральные органы власти ими пренебрегают.
Контрольные вопросы
1. Что лежит в основе финансово-экономической деятельности местного самоуправления?
2. Как формируется финансовая база органов местного самоуправления?
3. Какие принципы обеспечивают эффективную систему денежных поступлений?
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996.
2. Брячихин А.М. Россия — город — власть. — М., 1995.
3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: — Обнинск, 1995.
4. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности местного самоуправления. — М.: БЕК, 1994.
5. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. — М., 1993.
6. Гладышев А.В. Правовые основы местного самоуправления. ― М., 1996.
7. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. — М, 1997.
8. Европейская хартия о местном самоуправлении. Совет Европы, Страсбург, 1990.
9. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. — 1996. — 9 апреля.
10. Мацнов Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России // Проблемы прогнозирования. — 1995. — №7.
11. Мацнов Д.А. Сохраним ли целостность общероссийского экономического пространства? // Российский экономический журнал. — 1995. — № 7.
12. Мельников С.Б. Корпоратизм — российский путь реформ. — М., 1996.
13. Менеджмент в сфере услуг / Под. ред. В.Ф. Уколова. — М., 1995.
14. Мельников С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса. — М., 1996.
15. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор. — М., 1994.
16. Местное самоуправление в России: Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. Вып. 1. — М., 1995.
17. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы. Спецкурс. Вып. 6. — М., 1997.
18. Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. — М., 1987.
19. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон // Российская газета. — 1995.— 9 апреля.
20. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления. ― М., 1987.
21. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов. ― М., 1993.
22. Региональная экономика / Под ред. Т.Г. Морозовой. — М., 1993.
23. Регион и Федерация: в поисках оптимума. — Невельск, 1966.
24. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Под общ. ред. Б.М. Штульберга. — М., 1997.
25. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Пулатова. — М.: БЕК, 1994.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Основные понятия и определения экономики региона
1.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов
1.2. Понятия «регион», «экономический район»