Научно-методическим советом БГИТА

Утверждены

Научно-методическим советом БГИТА

протокол № от «___»__________2012г.

Управление затратами и контролллинг

Методические указания к выполнению практических работ

для студентов направления подготовки бакалавров: 080200 «Менеджмент». Профиль подготовки: «Экономика и менеджмент»

Брянск 2012 г.

УДК 654.471(075)

Управление затратами и контроллинг:Методические указания по выполнению практических работ для студентов

/Брянск. гос. технол. акад. Сост: Малышева Н.П., Моисеева О.Д.-Брянск : БГИТА, 2012.- 29с.

Даны методические рекомендации по выполнению практических занятий по дисциплине « Управление затратами»

Для студентов очной формы обучения.

Рецензент канд. эконом наук, доцент кафедры ЭиУС Благодер Т.П.

Рекомендованы редакционно-издательской и методологической комиссиями экономического факультета БГИТА.

Протокол №_____ от ___________________

Содержание

  Введение
Основные понятия управленческого учета деятельности предприятия  
Контроллинг в системе внутрифирменного управления организацией    
Затраты как основной объект контроллинга  
Динамика затрат предприятия  
Оценка материально-производственных запасов при их списании на затраты производства  
Системы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции  
Распределение затрат и калькулирование себестоимости продукции  
Позаказный метод калькулирования себестоимости продукции  
Попроцессный метод калькулирования себестоимости продукции  
Бюджетирование как инструмент оперативного контроллинга  
Планирование затрат  
Принятие управленческих решений с условием ограничивающего фактора  

Введение

Суть экономики предприятия составляет определение затрат и результатов производства и их сопоставление. Результаты деятельности предприятия многообразны и включают наряду с производственными и экономическими итогами достижения в области технического и социального развития. Соизмерение затрат и результатов позволяет оценить эффективность работы предприятия. Поскольку экономический результат производства в общем виде определяется разностью дохода от продажи продукции и затрат на их производство и реализацию, трудно переоценить важность анализа затрат и управления ими на предприятии.

Управление затратами и контролинг - средство достижения предприятие высокого экономического результата. Оно сводится не только к снижению затрат, но распространяется на все элементы управления. Контроллинг и управление затратами как учебная дисциплина и основа практической деятельности руководителей и специалистов предприятия опирается на теорию экономики предприятия, технологии и организации производства, планирования, бухгалтерского учета, управления персоналом, управления качеством продукции, технико-экономического анализа деятельности предприятия и другие области знаний.

Управление затратами и контроллинг, таким образом, является синтетической областью знаний, где используются терминология и методы других дисциплин. Здесь соединяются подчас совершенно независимые друг от друга знания о работе предприятия, выявляется их взаимосвязь и влияние на конечный результат работы предприятия - прибыль.

Основные задачи изучения дисциплины:

• формирование знаний о содержании управления затратами и контроллинга, его принципах и назначений;

• усвоение теоретических основ исчислений затрат и результатов производственной деятельности организаций; учета издержек производ­ства и сбыта по видам, местам формирования и объектам калькулирования;

• представление о современных системах производственного учета, стандарт-косте, нормативном учете затрат, директ-костинге и особенно­стях их изменения на предприятиях различных отраслей народного хо­зяйства;

• использование информации контроллинга для принятия управленческих решений и оценке их эффективности.

Учебный курс не только формирует научное представление об управленческой деятельности, но и содержит практические рекомендации по ее методологическому обеспечению, организации, анализу и планированию.

Построение курса предполагает рассмотрение ключевых вопросов, связанных с пониманием развития, роли, значения контроллинга для повышения эффективности деятельности предприятия.

Практическая работа №1

Основные понятия управленческого учета деятельности предприятия

Общие положения

Управленческий учет- подсистема бухгалтерского учета, которая в рамках одной организации обеспечивает ее управленческий аппарат информацией, используемой для планирования собственно управления и контроля за деятельностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций.

Информация- факты, данные, результаты наблюдений и т.д., т.е. все, что каким-то образом расширяет наши знания.

В западной практике внешние потребители информации об организации пользуются для принятия решений тремя основными финансовыми документами: балансом, отчетом о прибылях и убытках, отчетом о движении активов. Эти документы предназначены для держателей акций, кредиторов и других заинтересованных лиц вне организации, полезны и для менеджеров организации. Использование этой информации в целях управления абсолютно необходимо. Однако для управленческого аппарата нужна и гораздо более детализированная информация чем та, которая содержится в перечисленных финансовых документах.

Речь идет об оперативной информации, которая обеспечивает исходные данные для формирования информации управленческого учета. Большая часть оперативной информации при нормальном ходе дел не представляет непосредственного интереса для руководителей организации. Их не занимает, сколько деталей произвел за один рабочий день токарь и какая конкретно сумма денег поступила вчера на счет организации. Данные факты должны быть задокументированы, но этими документами будут оперировать скорее в первичных звеньях управления, чем на уровне управляющих организации.

В зарубежных странах обычно различают финансовый и управленческий учет.

Финансовый учетохватывает информацию, которая не только используется для внутреннего управления, но и сообщается контрагентам.

Управленческий учетохватывает все виды учетной информации, необходимой для управления в пределах самой организации. Частью общей сферы управленческого учета является производственный учет, под которым понимается учет издержек производства и анализ данных об экономии или перерасходе по сравнению с данными за предыдущие периоды, прогнозами и стандартами. Основная цель управленческого учета - обеспечение информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных показателей.

Изучение особенностей управленческого учета позволяет сделать вывод о том, что он служит для :

- представления необходимой информации администрации для управления производством и принятия решений на перспективу;

- исчисления фактической себестоимости продукции (работ и услуг) и отклонений от установленных норм и стандартов, смет;

- определение финансовых результатов по реализованным изделиям или их группам, новым технологическим решениям, центрам ответственности и другим позициям.

В отечественной практике пока не используется понятие управленческого учета. Многие его элементы входят в наш бухгалтерский учет ( учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции); оперативный учет (оперативная отчетность); экономический анализ ( анализ себестоимости продукции, обоснование принимаемых решений, оценка выполнения плановых заданий). Вместе с тем отечественная учетная практика еще не увязана с маркетингом, не определяются отклонения фактических затрат от прогнозных, и т. п.

1.2 Содержание задания

К какому виду расходов и поступлений указанных в таблице, вы бы отнесли следующие операции:

а) начислена зарплата основным рабочим:

б) поступила арендная плата за использование магазина арендатором;

в) во время паводка пришла в негодность часть материалов, находящихся на складе предприятия;

г) страховое общество возместило ущерб, причиненный паводком;

д) начислена амортизация основных средств предприятия;

е) оплачен счет за перевозку продукции;

ж) поступил платеж за реализованные изделия и услуги нашего предприятия.

Ответы систематизируйте в таблице.

Таблица 1- Виды поступлений и расходов

Понятие Операции
1. Расход средств 1.1 Затраты, непосредственно связанные с производством продукции 1.2 Коммерческие расходы 1.3 Расходы, не относящиеся к процессам производства и сбыта 2. Приход средств 2.1 Выручка от реализации продукции 2.2 Поступления средств от других видов деятельности 2.3 Прочие поступления денежных средств.  

Практическая работа № 2

Практическая работа № 3

Практическая работа № 4

Динамика затрат предприятия

Общие положения

При принятии решений в области политики цен, роста или снижения объема производства, обновления продукции, формирования наиболее рациональной производственной программы для получения максимальной прибыли руководству предприятия требуется информация об ожидаемых затратах и доходах, так как любое решение ориентировано на будущее.

В первую очередь необходима информация о динамике затрат в зависимости от объема производственной деятельности.

Для характеристики поведения затрат в зависимости от объема производства их подразделяют на переменные и постоянные.

Суммарные переменные затраты изменяются пропорционально объему производства. Переменные затраты на единицу продукции являются постоянной величиной.

К переменным производственным затратам относятся стоимость основных материалов, расходы на рабочую силу, расходы на технологическую энергию. К непроизводственным переменным затратам можно причислить комиссионные сборы за продажу, стоимость ГСМ.

Постоянные затраты остаются неизменными при изменении объема производства за определенный период. К ним относятся затраты на амортизацию, оплату труда административно-управленческого персонала, платежи за долгосрочную аренду, возврат кредитов и выплата процентов по ним.

Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода расчета критического объема производства и реализации продукции Q кр и понятия маржинального дохода МД (разница между ценой изделия Ц и переменными затратами на его изготовление Зпер):

МД=Ц-Зпер

Точка безубыточности (критическая «мертвая» точка) показывает объем производства, при котором выручка от реализации полностью покрывает расходы. В ней происходит разделение зон прибыльности и убыточности.

Знание постоянных (условно-постоянных) и переменных (условно-переменных) затрат, а также цены товара позволяет рассчитать в натуральном выражении объем производства, обеспечивающий безубыточную работу предприятия, Ккр:

Ккр = З у-п / ( Ц-Зу-пер) или Ккр.= З у-п / МД,

где З у-п – условно-постоянные затраты предприятия, руб.;

З у-пер.- условно-переменные затраты в цене изделия, руб.

2.2 Содержание задания

Мебельная фабрика выпускает диваны. Смета затрат по дивану «Юлия» на 201Х г. представлена в таблице 2.

Определить критическую точку для 2009 г.

Фабрика продала 65 диванов в 201Х г. Сколько прибыли она получит.

Руководитель фабрики составляет план на следующий, 201(Х+1) год, ему необходимо:

а) рассчитать количество диванов, которое фабрика должна продать, чтобы получить прибыль 95400 руб. Предполагается, что цена продажи и затраты остаются неизменными;

б) рассчитать прибыль, если фабрика увеличит объем продаж на 20%, а цена продажи одного дивана уменьшится на 500 руб.;

в) определить критическую точку, если затраты на рекламу увеличатся на 47700 руб.;

г) если переменные затраты на единицу уменьшатся на 10%, определите количество диванов, которое фабрика должна продать, чтобы получить прибыль 125000 руб.

Все варианты для 201(Х+1) г. рассматривать независимо.

Таблица 2 –Исходные данные по вариантам

Затраты
Переменные затраты на единицу продукции                    
Прямые материальные затраты; Прямые трудовые затраты; Общепроизводственные расходы; Затраты на реализацию                                                            
Суммарные постоянные затраты:                    
Общепроизводственные расходы Расходы на рекламу Административные расходы                                        
  Цена продаж                    

Практическая работа №5

Общие положения

При отпуске материально-производственных запасов в производство или ином их выбытии приходится сталкиваться с серьезной проблемой, которая, обусловлена необходимостью увязывать стоимость запасов с себестоимостью произведенной и реализованной продукции. При решении этой проблемы ПБУ 5/98 «Учет материально-производственных запасов» разрешает выбирать один из следующих методов оценки запасов:

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

Применение одного из методов по конкретному наименованию или однородной группе (виду) материалов производится в течение отчетного года и отражается в учетной политике предприятия.

Оценка методом ФИФО

Оценка производится по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов. Метод ФИФО основан на допущении, что материально-производственные ресурсы используются в течение месяца или иного периода в той последовательности, в которой были приобретены, т.е. ресурсы, первыми поступившие в производство, должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. Причем материальные ресурсы, находящиеся в запасе (складе) на конец месяца, оцениваются по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости реализованной продукции учитывается себестоимость ранних по времени приобретений.

3.2 Содержание задания

Рассчитайте списание материалов по способам средней себестоимости, ФИФО по следующим исходным данным.

Таблица 3- Исходные данные по вариантам

№ п/п. Содержание операции Цена Количество
  Варианты  
1. Остаток на 1 января
2. Поступило в январе                      
  Первая партия
  Вторая партия
  Третья партия
  Итого поступило в январе  
  Всего с остатком на начало месяца  
3. Отпущено в январе                      
  - производство  
  -на продажу  
  -обслуживающим производствам  
  Итого отпущено  
4. Остаток на 1 февраля  

Практическая работа № 6

Практическая работа № 7

Практическая работа № 8

Общие положения

Позаказный метод калькулирования себестоимости – метод, используемый при изготовлении уникальной или выполняемый по специальному заказу продукции. При этом методе затраты на производственные материалы, оплату труда производственных рабочих и общепроизводственные расходы относятся на каждый индивидуальный заказ или партию продукции. При определении себестоимости изделия общие производственные затраты на каждый заказ делят на количество единиц продукции, изготовленных по данному заказу.

Особенности данного метода:

- аккумулирование данных обо всех понесенных затратах и отнесение их на отдельные виды работ или партии готовой продукции;

- аккумулирование затрат по каждой завершенной партии, а не за промежуток времени;

- ведение только одного счета «Основное производство». Данный счет расшифровывается ведением отдельных карточек учета по каждому заказу, находящемуся в производстве

Согласно позаказному методу проводится ряд операций, связанных с фактическими расходами на материалы, оплату труда и общепроизводственными расходами.

Материалы

Для учета материалов как основных, так и вспомогательных, предприятие использует активный счет «Материалы». По дебету счета отражается покупка и поступление материалов на склад, по кредиту - отпуск материалов в производство. Стоимость отпущенных основных материалов относят на счет «Основное производство» и одновременно записывают в карточках заказа. Стоимость вспомогательных материалов списывают на счет «Общепроизводственные расходы».

Затраты на оплату труда

Прямые расходы на заработную плату производственных рабочих списываются на счет «Основное производство». Одновременно расходы на оплату труда регистрируют на карточках заказов. Общую сумму затрат на заработную плату управленческого персонала цехов, участков и других подразделений списывают на счет «Общепроизводственные расходы».

Учет готовой продукции

Законченная продукция поступает на склад готовой продукции, что отражается по дебету счета «Готовая продукция». После выполнения заказа карточку заказа изымают, ее данные переносят на счет «Готовая продукция».

Практическая работа № 9

Общие положения

Попроцессный метод калькулирования себестоимости применяют организации, которые серийно производят однообразную продукцию или имеют непрерывный производственный процесс. В этом случае целесообразно вести учет затрат, относящихся к продукции, произведенной за определенный период. Себестоимость единицы продукции определяют делением общей суммы производственных затрат, понесенных определенным подразделением за определенный промежуток времени, на количество единиц готовой продукции, произведенных за этот промежуток времени.

Особенностями попроцессного метода калькулирования являются:

- аккумулирование производственных затрат по подразделениям, безотносительно к отдельным заказам;

- списание затрат за календарный период, а не за время, необходимое для выполнения заказа;

- открытие отдельных аналитических счетов «Основное производство» для каждого подразделения.

При попроцессном методе применяют усреднение как способ списания затрат на готовую продукцию. Все затраты накопленные на счете «Основное производство», делят на условные единицы готовой продукции, произведенной в данном отчетном периоде.

При попроцессном методе калькулирования себестоимости предполагается, что материальные затраты списываются на себестоимость в начале производственного процесса, а затраты на обработку (добавленные затраты) распределяются равномерно в течение всего производственного цикла. Поэтому, количество условных единиц продукции по материалам будет отличаться от количества условных единиц по добавленным затратам.

Попроцессный метод калькулирования себестоимости основан на трех аналитических таблицах:

1. Таблица расчета условного объема производства.

2. Таблица расчета себестоимости единицы продукции.

3. Таблица итоговой себестоимости. Используя информацию, содержащуюся в этой аналитической таблице, можно определить ту часть, которая остается в незавершенном производстве на конец отчетного периода.

5.2 Содержание задания

Предприятие выпускает столярные изделия. В цехе А производится распиловка пиломатериала. После чего его предают в цех В для дальнейшей обработки. Имеется следующие исходные данные по цеху А.

Данные по цеху А за март 201Х г.

Незавершенное производство, ед. 10000

Начальный остаток, руб.: 5110

В том числе

Основное материалы, руб. 4000

Добавленные затраты (40% завершенности), руб. 1110

Выпущено в течение марта, ед. 48000

Начата обработка за март, ед. 40000

Незавершенное производство на конец периода

( 50 % завершенности), ед. 2000

Отпущено основных материалов за март, руб. 22000

Добавленные затраты за март, руб.: 18000

В том числе

Заработная плата основных производственных рабочих, руб. 6000

Общепроизводственные расходы, руб. 12000

Требуется подсчитать себестоимость полуфабрикатов, произведенных в цехе А; стоимость незавершенного производства этого цеха.

Подсчет условных единиц осуществляется в три этапа.

1. Рассчитывают

Количество условно законченных изделий в незавершенном производстве на начало периода по добавленным затратам = количество единиц х ( 100% - процент завершенности)/100% = 10000 х (100-40)/100 % = 6000 (шт.).

Условные единицы в незавершенном производстве по материальным затратам не учитываются, равны нулю, так как эти материальные затраты осуществлены в предыдущем периоде.

2. Рассчитывают

Количество изделий, начатых и законченных за период = количество единиц, запущенных в производство за отчетный период, минус количество изделий в остатках незавершенного производства на конец периода = (40000-2000) = 38000(шт.)

3. Рассчитывают

Количество условных единиц в незавершенном производстве на конец периода: количество единиц х 100 %/100% (2000 х 1)= 2000(ед.); по добавленным затратам = количество единиц х процент завершенности (2000 х 50%/100%) = 1000 (ед.).

Приведенная ниже таблица иллюстрирует расчет объема производства продукции в условных единицах методом ФИФО для примера.

Таблица 4 - Расчет условного объема производства продукции

  Единицы, подлежащие учету Условные единицы
Материальные затраты Добавленные затраты

Начальные запасы (начатые в

прошлом периоде, но не законченные) 10000 - 6000

Начато и закончено в текущем году 38000 38000 38000

Конечные запасы (не законченные

в данном периоде). 2000 2000 1000

Итого 50000 40000 45000

6000=10000х0,6

60%(0,6)=100%- степень завершенности 40%.

Данная таблица позволяет определить в отдельности материальные и добавленные затраты на условную единицу продукции. Для этого материальные и добавленные затраты, понесенные за период, делят на соответствующее количество условных единиц продукции по материальным и добавленным затратам. Затраты, включенные в сальдо на начало периода по счету «Основное производство», в расчете не учитываются, так как они относятся к предыдущему периоду.

Таблица 5- Расчет себестоимости единицы продукции

  Всего затрат Условные единицы Затраты на условную единицу
Началь- ные запасы Текущий период Всего учтено
           

Материальные затраты 4000 22000 26000 40000 0,55

Добавленные затраты 1100 18000 1910 45000 0,40

Итого 5110 40000 45110 0,95

22000/40000=0,55

18000/45000=0,4

0,55+0,4=0,95

Таблицу итоговой себестоимости используют для распределения общих затрат отчетного периода между изделиями. Часть затрат останется как сальдо счета «Основное производство» на конец отчетного периода. Другие затраты войдут в себестоимость изготовленных и выпущенных из подразделения изделий.

Последним этапом калькулирования себестоимости будет проводка, которой себестоимость готовой продукции списывают со счета

«Основное производство». Стоимость готовой продукции, которая рассчитана в таблице итоговой себестоимости, отражается по дебету счета «Готовая продукция» и кредиту счета «Основное производство»:

Таблица 6 - Итоговая себестоимость

  Готовая продукция Незавершенное производство
Начальные запасы Начальный остаток Затраты на завершение(6000х0,4) Итого Начато и закончено за период(38000х0,95) Конечные запасы Материальные затраты (2000х0,55) Добавленные затраты ( 1000х0,4) Итого Проверка: Готовая продукция Незавершенное производство Итого          

Себестоимость готовой продукции составит 43610 рублей, а затраты незавершенного производства.-1500 рублей

Практическая работа № 10

Практическая работа № 11

Планирование затрат

Общие положения

Важнейшей частью системы контроля над затратами является оценка деятельности подразделений и организации в целом. Начальники производственных участков так же, как и руководители, ответственные за оказание услуг и продажу товаров, постоянно сравнивают, что произошло (фактические затраты), с тем, что должно было произойти. Разница между фактическими и нормативными или бюджетными затратами называется отклонением. Для выполнения задач контроля, прежде чем анализировать отклонения от бюджетных данных, сами бюджетные данные следует скорректировать на соответствующий выпуск. Этим целям служит гибкий бюджет, часто называемый переменным, который обеспечивает прогнозные данные для разных уровней выпуска в диапазоне релевантности (пределах уровней деятельности). Рассмотрим на примере использование гибкого бюджета для целей анализа и контроля.

6.2. Содержание задания

В таблице представлены фактические и бюджетные данные для компании АВС за 2000 г.

Таблица 7- Отчет о выполнении бюджета за год на 31 декабря 201Х г.

Руб.

Статьи затрат По плану Фактические Отклонения

Основные материалы 42000 46000 4000

Прямые трудозатраты 68250 75000 (6750)

Переменные ОПР:

Вспомогательные материалы 10500 11500 (1000)

Непрямые трудозатраты 14000 15250 (1250)

Коммунальные услуги 7000 7600 (600)

Прочие 8750 9750 (1000)

Постоянные ОПР:

Заработная плата специалистов 19000 18500 500

Амортизация 15000 15000

Коммунальные услуги 4500 4500

Прочие 10900 11100 (200)

Итого 199900 214200 (14300)

Затраты по бюджету составили 199900 руб. (на запланированный выпуск 175000 ед.).

Фактические затраты составили 214200 руб. (на фактический объем производства 19100 ед.).

Как видно из таблицы, фактические затраты превысили плановые на14300 руб., или 7,2 %. Так как фактический выпуск был больше, чем запланированный, то сопоставление результатов деятельности с данными статичного бюджета не является показателем для оценки выполнения бюджета затрат.

Для чистоты и правомерности анализа мы должны скорректировать бюджетные данные на фактический выпуск 19100 ед. В отличие от статичного бюджета, гибкий бюджет обеспечивает прогнозные данные, автоматически скорректированные на изменения уровня выпуска. В следующей таблице представлен гибкий бюджет компании АВС для объемов выпуска 15000, 17500, 20000 ед. продукции.

Таблица 8 - Подготовка гибкого бюджета

Статьи затрат Уровень производства Переменные затраты на единицу
         

Основные материалы 36000 42000 48000 2,4

Прямые трудозатраты 58500 68250 78000 3,9

Переменные ОПР:

Вспомогательные материалы 9000 10500 12000 0,60

Непрямые трудозатраты 12000 14000 16000 0,80

Коммунальные услуги 6000 7000 8000 0,40

Прочие 7500 8750 10000 0,50

Итого переменных затрат 129000 150500 172000 8,60

Постоянные ОПР:

Заработная плата специалистов 19000 19000 19000

Амортизация 15000 15000 15000

Коммунальные услуги 4500 4500 4500

Прочие 10900 10900 10900

Итого постоянных затрат 49400 49400 49400

Всего 178400 199900 221400

Для составления гибкого бюджета нужно знать формулу гибкого бюджета –

уравнение, которым определяются корректно бюджетные затраты для любого уровня производственной деятельности:

Гибкий бюджет = переменные затраты на единицу х количество произведенных единиц + постоянные бюджетные затраты = 8,6 руб х количество единиц + 49400 руб.

Используя формулу гибкого бюджета, мы можем получить бюджет для любого уровня выпуска. Далее в таблице представлен отчет о выполнении бюджета с использованием данного гибкого бюджета из нашего примера. Для получения бюджета сумм переменные затраты на единицу умножаются на 19100 ед. Информация о постоянных общепроизводственных расходах берется из гибкого бюджета, приведенного в этой же таблице из примера.

Таблица 9 -Анализ выполнения плана с использованием гибкого бюджета.

Статьи затрат (переменные на единицу) Бюджет в расчете на 19100 приведенных единиц Фактические затраты на 19100 единиц Отклоне-ния

Основные материалы (240 руб.) 45840 46000 (160)

Прямые трудозатраты (390 руб.) 74490 75000 (510)

Переменные ОПР:

Вспомогательные материалы (0,60 руб.) 11460 11500 (40)

Непрямые трудозатраты (0,80 руб.) 15280 15250 30

Коммунальные услуги (0,40 руб.) 7640 7600 40

Прочие (0,50 руб.) 9550 9750 (200)

Постоянные ОПР:

Заработная плата кураторов 19000 18500 50

Амортизация 15000 15000

Коммунальные услуги 4500 4500

Прочие 10900 11100 (200)

Итого 213660 214200 (540)

Как показывает новый отчет, фактические затраты превысили бюджетные в течение года на 540 руб., т. е. Менее, чем на 0,3 %. Другими словами, благодаря данным гибкого бюджета мы увидели, что исполнение бюджета практически соответствует контрольным показателям. Гибкий бюджет позволил нам измерить и проанализировать выполнение плана более аккуратно и точно.

Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании он помогает выбрать оптимальный объем продаж и производства, при анализе – оценить фактические результаты.

Практическая работа №12

Общие положения

Производство любых видов продукции ограничивается теми или иными факторами. Такими ограничивающими факторами могут быть производственные мощности, рабочая сила, производственные площади. Если спрос на производимую предприятием продукцию превышает ее производственные возможности, следует выявить ограничивающие факторы, провести анализ их влияния и рассчитать оптимальную структуру производства с целью получения максимальной прибыли.

Рассмотрим определение оптимальной производственной структуры на примере.

Швейное предприятие производит четыре вида изделий и принимает решение об объемах производства продукции на следующий год.

Таблица 10 – Исходные данные

Показатели Изделия
А Б В Г
Валовая прибыль на единицу изделия, руб.
Время на пошив единицы изделия, машиночасы
Прогнозируемый спрос, ед.
Время, необходимое для обеспечения спроса, машиночасы.

Для удовлетворения существующего спроса нам необходимы мощности в объеме 13200 машиночасов. Наши производственные возможности ограничены 12000 машиночасами. Принимая во внимание существующий ограничивающий фактор, следует определить, в каком объеме и какие изделия выгоднее производить предприятию.

Прежде чем делать какие-либо заключения по решению данной проблемы, необходимо рассчитать величину валовой прибыли на ограничивающий фактор для каждого вида изделия.

Таблица 11 – Определение очередности производства изделий

Показатели Изделия
А Б В Г
Валовая прибыль на единицу изделия, руб.
Время на пошив единицы изделия, машиночасы
Прибыль, приходящаяся на единицу ограничивающего фактора, руб.        
Очередность производства.

Итак, после проведенных расчетов структура производств нашего предприятия будет выглядеть следующим образом:

изделие Г-1000 ед.;

изделие Б-1500 ед.;

изделие В – 1000 ед.;

изделие А -250 ед.

Спрос на оставшиеся 150 ед. продукции А удовлетворен быть не может в связи с наличием ограничивающего фактора.

Реализуя предложенную производственную программу, пр

Наши рекомендации