Вопрос 4. Принципы маркетинга
Основными предпосылками возникновения маркетинга являются:
1. Превышение предложения над спросом, т.е. наличие насыщенного товарами и услугами рынка (рынка покупателя).
2. Развитая конкуренция товаропроизводителей, развитая рыночная инфраструктура, в том числе инфраструктура маркетинга.
3. Рост жизненного уровня населения и соответственно увеличение спроса на продукты питания, одежду, мебель, машины и другие товары длительного пользования.
4. Стремления предприятий к расширению рынков сбыта продукции и увеличению прибылей.
Главным в маркетинге является целевая ориентация и комплексность – слияние в единый процесс всех звеньев производственно-сбытовой деятельности.
Маркетинг базируется на следующих принципах:
1. нацеленность на достижение конечного результата производственно-сбытовой деятельности;
2. направленность на долговременный результат при постоянном сопоставлении затрат, уровня цен, платежеспособного спроса и дохода;
3. применение в единстве и взаимосвязи тактики и стратегии активного приспособления к требованиям потенциальных потребителей с одновременным воздействием на них.
4. глубокое и всестороннее исследование рынка и экономической конъюктуры во взаимосвязи с производственно-сбытовыми возможностями субъектов хозяйствования;
5. использование систем гибкого реагирования производства и сбыта к требованиям рынка и конкретные затраты потребителей;
6. проведение инновационной деятельности: постоянное совершенствование, модифицирование и обновление товара, а также приемов и методов стимулирование сбыта, определение новых каналов товародвижения;
7. планирование производственно-сбытовой деятельности с помощью маркетинговых программ, основанных на конъюктурных и научно-технических программ.
Главное в маркетинге – целевая ориентация и комплексности, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.
Комплексность означает, что применение маркетинга обеспечивает эффект только в том случае, если он используется как система. Применение отдельных маркетинговых действий, как правило, не дает положительных результатов.
Целевая ориентация и комплексностьмаркетинга – это слияние в один поток всех составляющих клиентов маркетинговой деятельности для достижения устойчивой рентабельности в заданных временных интервалах. Не менее 5-7 лет.
Практика применения маркетинга показала, что использование только отдельных составляющих, например, изучение товара или прогнозирования рынка, не дает должного эффекта. Только комплексный подход позволяет эффективно прорваться на рынок с товарами и услугами, особенно с новыми товарами и оригинальными услугами.
На результаты маркетинга оказывает большое влияние внутренняя и внешняя среда предприятия.
Внутренняя (микро) среда может частично или полностью контролироваться руководством предприятия или службой маркетинга.
К факторам внутренней среды относятся уровень складских запасов, наличие денег на счете, объем продаж, состояние НИОКР и др.
Внешняясреда, или то окружение, в котором действует предприятие, состоит главным образом из участников рыночных отношений. От их поведения, целевых установок и интересов в большей или меньшей степени зависят благополучие предприятия, результаты его хозяйственной и коммерческой деятельности.
Принято разделять все факторы внешней среды на поддающиеся воздействию (влиянию) и не являющиеся таковыми.
Наиболее важным фактором внешней среды, поддающимся воздействию является поведение покупателей (потребителей) продукции предприятия. С помощью системы формирования спроса и стимулирования сбыта, маркетинговых коммуникаций предприятие в состоянии изменить поведение потребителей в своих интересах, сделать их, например, постоянными клиентами – покупателями своих товаров и услуг.
Классическим примером фактора внешней среды, не поддающегося воздействию, является законодательство, регулирующую предпринимательскую и другие формы хозяйственной деятельности, включая налоговое законодательство. К таким и жестким факторам внешней среды относятся, например, нормы и стандарты безопасности.
Предприятие в своей хозяйственной деятельности вынуждено приспосабливаться к не поддающимся воздействию факторам внешней среды. Поэтому один из важных принципов маркетинговой деятельности – постоянное обеспечение всех изменений, происходящих во внешней среде, их оценка и выработка соответствующих контрмер, особенно при возникновении неблагоприятных внешних обстоятельств для выживания предприятия.