Конкурентная среда и объем рынка
Сегодня в мире производится около 9 млн. тонн/год древесного угля. Более 7,5 млн. тонн из этого количества делает Бразилия.
В России в свободную продажу и на экспорт производится чуть больше 100 тыс. тонн/год (в 1984-85 г.г. производилось 350 тыс. тонн/год).
Из общего количества производимого в России древесный уголь для пикника составляет небольшую долю.
Во всем мире хвойные леса рекультивируются за счет посадок на вырубках. А лиственные леса со временем “перезревают”, и значительная часть таких лесов годится только для углежжения. Понятно, что в Подмосковье, являющемся основным рынком сбыта “бытового” угля, все леса давно “схвачены”, и для добычи древесины новичкам приходится арендовать участок в какой-нибудь соседней области. Сделать это пока, как утверждают опытные разработчики, особого труда не составляет. Другой выход – когда московская компания входит своим оборудованием в долю бизнеса местной лесозаготовительной конторы (так поступает, например, «Воанда») или сотрудничает сразу с несколькими поставщиками угля (как «Сердолик»). Как утверждают “угольщики”, почти всегда можно договориться с директором местного лесхоза. Более 50% объема заготовки дров под уголь сейчас приходится на семь регионов: Кировскую, Иркутскую, Архангельскую и Вологодскую области, Красноярский край, Карелию и Коми.
Главные затраты всех компаний приходятся на транспортировку угольного продукта, хотя и легкого, но объемного (достигают 30% стоимости самого угля).
Упаковка составляет примерно 10% себестоимости. Большинство компаний пакеты закупает (наиболее популярные пакеты, на 3 кг угля, стоят от 4 до 5), но некоторые клеят их самостоятельно.
Например, в «Сердолике» ручной склейкой пакетов заняты четыре штатные работницы (каждая за смену выдает на-гора 250 пакетов), и таким образом на каждой пакетной единице экономится по рублю.
Основные игроки московского рынка:
1. Компания «Сердолик», (примерно 35% рынка), на рынке с 1996 г.
2. Компания «Висла», (примерно 35% рынка), на рынке с 1995 г.
3. Воанда, 1998 г. (10% рынка).
4. Сарт (5-7% рынка)
5. Тверской продукт.
6. Форестер.
7. Русский топливный брикет.
8. Мелкие сезонные фирмы.
Для справки.
«В Москве сферы влияния среди торговцев поделены между главными участниками рынка – «Вислой» и «Сердоликом» – таким образом, что первая компания работает преимущественно с розничными сетями, а вторая – с корпоративными клиентами и оптовиками. Доля рынка и «Вислы», и «Сердолика» оценивается примерно в 35%.
Остальное делят более мелкие игроки – «Воанда», «Сарт» и др. Годовой оборот всех игроков столичного рынка, по оценкам, превышает 4 млн. $. Несмотря на конкуренцию, спрос на пакетированный уголь в Москве превышает предложение и продолжает стремительно расти».
«Коммерсант», 20.02.2006 г.
На рынке присутствуют и другие игроки; например, челябинская фирма «Геккон», «фирма «Делко».
Одна из крупных фирм Украины – Фирма GRILLBON (Грильбон), Украина (на начало 2005 г. – 60-80 тонн/месяц, 720-960 тонн в год, первая половина 2006 г. – 100-120 тонн/месяц, 1 200-1 400 тонн в год).
Невозможно оценить, какое количество продукции таких фирм попадает на московский рынок, как, впрочем, и количество “московского” угля, уходящего из региона.
Для справки.
«Производители рассказывают, что московский уголек покупают в Волгограде, Сочи, Краснодаре, на Дальнем Востоке и Магадане. Тамошних торговцев не пугает доставка, хотя она достигает трети цены продукта».
«Коммерсант», 20.02.2006 г.
Оценка объемов рынка.
На основе сопоставления различных данных (статьи о работе участниках рынка, данные на их сайтах и другой информации) объем рынка в период 2000-2007 г.г.
2000 г. – 3000 тонн
2001 г. – 3500 тонн (прирост – 500 тонн, темпы роста – 117%);
2002 г. – 4300 тонн (прирост – 800 тонн, темпы роста – 123%);
2003 г. – 5200 тонн (прирост – 900 тонн, темпы роста – 121%);
2004 г. – 6300 тонн (прирост – 1100 тонн, темпы роста – 121%);
2005 г. – 8800 тонн (прирост – 2500 тонн, темпы роста – 140%);
2006 г. – 12500 тонн (прирост – 3700 тонн, темпы роста – 142%;
2007 г. – 18000 тонн (прирост – 5500 тонн, темпы роста – 144%).
На следующих рисунках показана динамика объема рынка пакетированного древесного угля за период 2000-2007 г.г.
Рисунок 1. Динамика объема рынка за период 2000-2007 гг.
Рисунок 2. Темпы роста рынка за период 2000-2007 гг.
Рисунок 3. Прирост объема рынка за период 2001-2007 гг.
Ценовые характеристики
Цены на товары для отдыха носят сезонный характер.
Начиная с мая, ситуация на рынке древесного угля для пикника характеризуется высоким уровнем и цен производителей, и потребительских цен на уголь.
В 2006 – 2007 г. г. цена на уголь у поставщиков была предельно низкой в октябре, ноябре, декабре с дальнейшим ростом, начиная с января-февраля; в сезон активных продаж (май-сентябрь 2007 г.) ощущалась острая нехватка сырья, что обуславливало высокие отпускные цены поставщиков. Прогнозируется сохранение тенденции роста закупочных и, соответственно, отпускных цен и в 2008 г.
Причиной роста цен является:
- новый «Лесной Кодекс» и повышенное внимание к лесному ресурсу со стороны государства;
- лес, как сырьевая база, становится все более востребован в России;
- спрос на древесный уголь для пикника со стороны розничных потребителей увеличивается;
- производство угля требует больших энергетических затрат, новых предприятий – производителей практически не появляется.
На рис. 3 показана динамика закупочных и отпускных цен (по данным ООО «Уголь-П» в 2007 г.).
Рисунок 4. Динамика закупочных и отпускных цен на древесный пакетированный уголь
Возрастающий спрос на уголь и другие товары для отдыха в период с мая по сентябрь позволил организациям, торгующих углем увеличить объемы реализации в этот период по сравнению с осенне-зимним периодом.
Розничные цены по итогам 2007 г. значительно возросли.
Тенденция роста потребительских цен также сохранится и в 2008 г. Пик потребительской цены приходится на период с мая по сентябрь.