Административный регион как социально-экономическая система
Вопрос 1
Под системой понимается:
o «Комплекс элементов, находящихся во взаимодействии» (Л. Берталанфи);
o «Нечто такое, что может изменяться с течением времени», «любая совокупность переменных..., свойственных реальной логике» (Р. Эшби);
o «Множество элементов с соотношением между ними и между их атрибутами (Холл А., Фейдшин Р.)»;
o «Совокупность элементов, организованных таким образом, что изменения, исклю-чения или введение нового элемента закономерно отражаются на остальных эле-ментах» (Топоров В.Н.);
o «Взаимосвязь самых различных элементов», «все состоящее из связанных друг с другом частей» (С. Бир);
o «Отображение входов и состояний объекта в выходных объекта» (М. Месарович).
Правильно было бы сказать, что строгого, единого определения для понятия «система» в настоящее время нет.
Система (греч.- «составленное из частей», «соединение» от «соединяю») - объективное единство закономерно связанных друг с другом предметов, явлений, а также знаний о природе и обществе.
Система есть совокупность или множество связанных между собой элементов.
Элементы системы могут представлять собой понятия, в этом случае мы имеем дело с понятийной системой (инструмент познания).
Элементами системы могут являться объекты (устройства) (ПК - клавиатура, мышь, монитор и т.д.).
Элементами системы могут быть субъекты: игроки в футбольной команде, студенты в группе и т.д.
Таким образом, система - это совокупность живых и неживых элементов либо тех и других вместе. Существует несколько десятков определений этого понятия.
, социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.
В современной литературе имеется два представления о социально-экономической системе. В широком смысле она представляет собой «феномен жизни общества, который определяет «систему координат», в котором оно осуществляет свою жизнедеятельность» [1, с. 47]. С этих позиций социально-экономическая система локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Это система, имеющая определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она воплощается в конкретном государственно-политическом образовании. Соответственно в качестве примера социально-экономической системы можно привести государственный строй страны, рыночную экономику, уравнительную политику времен СССР.
В узком смысле социально-экономическая система представляет собой это совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое (социально-экономическую структуру), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, востребованных во внешней среде [1, с. 48]. Следует отметить, что данное определение не в полной мере раскрывает сущность социально-экономической системы. Действительно, экономическая деятельность предполагает решение хозяйственных вопросов, однако, на наш взгляд, она не должна ограничиваться вопросами воспроизводства общественного продукта. Целесообразно также включить в сферу охвата социально-экономических систем деятельность, связанную с обслуживанием населения (здравоохранение, охрана окружающей среды и т.п.), и с созданием и передачей новых знаний (научные исследования, народное образование)
Основные свойства социально-экономической системы
1. Целостность, которая означает, что изменение любого компонента системы влияет на ее другие компоненты и приводит к изменению системы в целом. Такое явление можно, например, проследить в случае диалектического взаимодействия производительных сил и производственных отношений, когда при смене средств производства меняются соответственно производственные отношения и система в целом. То есть, мы в данном случае имеем дело с взаимозависимостью компонентов экономической системы.
2. Иерархичность. Это значит, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мир-системы.
3. Интегративность, которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.
Если в социальной системе возникают отношения по поводу производства, распределения, пере- и потребления материальных благ, то такие с-мы явл-ся социально-экономическими.
Примером сложной социально-эк-ой системы явл-ся предприятие (орг-ция), функционирующее во внешней среде.
Вопрос 2
Понятие организационной системы
Организация как система или, другими словами, Организационная система имеет Состав элементов и Структуру (плакат № 7.2). Состав элементов определяет функции системы и их количественные параметры: производительные или продуктивные. Структура системы определяет качество ее деятельности. Качество - это всегда влияние структуры. Изменение структуры всегда влечет за собой изменение качества результата деятельности продукта, информации, действия (услуги) и т.д.
Вопрос или разговор о структуре возникает только тогда, когда появляется необходимость (проблема, цель) изменения качества: цели, стратегии, тактики, продукта, услуги, политики, информации и вообще какого-либо результата. Но обязательно - смены качества, поскольку структура предполагает изменение состава элементов (как разнотипных по своим функциям): введение нового элемента или, наоборот, упразднение какого-либо из существующих как неудовлетворительного, нежелательного, бесполезного, лишнего, вредного и т.д.
Все структурные подразделения организационной системы можно представить в виде трех основных подсистем: управляемой, управляющей и информационной. Все подсистемы различаются содержанием своей деятельности. В управляемой подсистеме речь, прежде всего, идет об исполнительской деятельности работников, непосредственно занятых в производственном процессе и обеспечивающих конечные результаты работы (выход системы). Содержанием деятельности управляющей подсистемы является процесс управления, направленный на достижение конечных целей системы наиболее эффективным образом. Информационная подсистема обеспечивает все структурные подразделения релевантной информацией, т. е. относящейся именно к этой проблеме, нужной именно этому работнику и своевременной. Естественно, что свойства всех систем взаимообусловлены и влияют на структуру названных подсистем. Но прежде всего структура каждой из подсистем обусловлена особенностями тех технологических процессов, которые там протекают. При этом под структурой системы понимают ее организацию из отдельных элементов с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед системой задачами и выполняемыми функциями.
Вопрос 3.Понятие муниципального образования.
Муниципальное образование - это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление. В Российской Федерации муниципальное образование - это городское, сельское поселение, объединенное общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Население, проживающее в городских, сельских поселениях и на других территориях, в границах которых осуществляется местное самоуправление, именуется местным сообществом. В некоторых субъектах имеются особенности в определении статуса местного сообщества. Так, в соответствии с Уставом Москвы (п. 2 ст. 11) местным сообществом на территории Москвы является городское сообщество. Соответственно, местные сообщества в районах города Москвы не образуются.
Муниципальное образование имеет свой устав, а также вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и др.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические и иные местные традиции. Статус муниципального образования определяется в его уставе - нормативном правовом акте, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения организации местного самоуправления в муниципальном образовании. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно путем референдума, подлежит обязательной государственной регистрации.
Вопрос 4
Вопрос 5
Вопрос 6
Диагностический анализ.
Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характеристик нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста выручки выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плановых заданий (мероприятий) по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и на этой основе сокращения численности работающих. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, то есть без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.
диагностика систем.
Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления. Теоретические основы
Считается, что организационная диагностика как исследовательская деятельность должна состоять из:
концептуальной модели объекта диагностики (интегральной или аспектно ориентированной);
диагностических методик (интервью, опросы, наблюдения и т. д.);
диагностического процесса.
Одной из важнейших особенностей орг. диагностики является то, она преследует, прежде всего, практические, а не научные, цели. Диагностика нацелена не на получение нового знания, а фиксирует по определённым параметрам текущее состояние и оценивает его в сравнении с имеющимися представлениями об «идеальном» состоянии или с точки зрения соответствия текущей ситуации и условиям внешней среды. Организационная диагностика как практическая деятельность сегодня достаточно широко распространена в сфере управленческого консультирования, являясь, по сути, первым этапом реализации любого проекта.
Задачи организационной диагностики:описание состояния,прогнозирование ситуации,поиск путей решения текущих и возможных проблем
Виды организационной диагностики
по срокам проведения:
Предварительная — Текущая
Предварительная диагностика помогает выяснить проблемы, определить узкие места предприятия, составить программу будущих изменений и должна отвечать на вопросы: можно ли решить выявленные проблемы, в какой последовательности их необходимо решать; с помощью каких инструментов это можно сделать и т. д. Текущая диагностика — это часть процесса управления организационным развитием. Она позволяет исследовать ситуацию на предприятии в прошлом, настоящем и в перспективе, предоставляя руководителю информацию о сильных и слабых сторонах управленческих процессов.
по широте охвата:
Общая — Cпециальная
Общая диагностика необходима, чтобы узнать структуру проблем и сильные стороны предприятия в целом. Частная диагностика концентрируется на каком-то одном конкретном комплексе проблем или вообще на одной проблеме, чтобы выявить причины и факторы её возникновения, а также определить текущее состояние и оценить возможность решить ее в перспективе.
Основная цель диагностики — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого диагностика обеспечивает выполнение следующих задач:· координацию управленческой деятельности по достижению целей предприятия;
· информационную и консультационную поддержку принятия управленческих решений;
· создание и обеспечение функционирования общей информационной системы управления предприятием;
· обеспечение рациональности управленческого процесса.
Необходимость совершенствования диагностики в настоящее время объясняется следующими причинами:
· повышение нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления организацией:
· смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;
· увеличение скорости реакции на изменения внешней среды, повышение гибкости системы управления;
· необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах орг
Проводить диагностику предприятия необходимо по нескольким причинам:
Во-первых, это необходимо делать с целью выявления первых признаков "застоя" или "топтания на месте".
Во-вторых, с целью видения, насколько успешно предприятие развивается. Какие у него имеются ресурсы и перспективы для дальнейшего роста? Имеются ли они вообще? Если они имеются, то в какую сторону двигаться? Если их нет, то, как быть?
В-третьих, пожалуй, самое главное, необходимо ответить на вопрос: какие шаги (действия) предпринимать не стоит?
Вопрос 7
Вопрос 8
Вопрос 9
Вопрос 10
Содержание устойчивости производственной системы.
Считается, что термин “устойчивость” заимствован из теории управления физическими (техническими) системами, где он используется в качестве характеристики, определяющей способность системы автоматического управления сохранять в процессе работы своё установившееся состояние или восстанавливать его (а также переходить в новое состояние) после устранения действия фактора, выведшего её из этого состояния
Следовательно, исходя из вышесказанного производственная система – это совокупность процессов, позволяющих отдельные трудовые и материальные ресурсы соединять вместе, а также совокупность множества элементов и подсистем, спроектированная и построенная для реализации целей изготовления и выпуска промышленной продукции или других видов материальных благ.
Следовательно, устойчивость производственной системы в рамках целостной структуры складывается из совокупности элементов, отличающихся особой теснотой связей между ними и реализующих отдельные наборы функций системы, которые можно назвать подсистемами.
Во-вторых, для устойчивого функционирования производственной системы требуется устойчивость её структуры. Причём, по нашему мнению, структурная устойчивость проявляется в сохранении целостности всей структуры и её отдельных звеньев. Кроме того, если структурная устойчивость – это способность производственной системы к самосохранению, то функциональная устойчивость раскрывает свойства системы стабильно выполнять возложенные на нее функции.
, в-третьих, нельзя не согласиться с тем, что “устойчивость характеризуется тем, что различные преобразования не затрагивают свойства системы, но она не абсолютна, а относительна тех условий, в которых находится система. Когда оказываемые на неё воздействия превосходят некий критический порог, возникают деформации, автоколебания, приводящие к разрушению системы. Поэтому система устойчива, когда её существенные переменные остаются внутри заданных им (объективными условиями существования – переменными внешней и внутренней среды) границ”. Или в случае, когда система способна восстанавливаться, где переменные оказываются в допустимых границах.
В таком случае, исходя из вышеизложенного, устойчивость производственной системы – способность производственной системы под воздействием негативных возмущений внешней и внутренней среды сохранять целостность производственной системы и отдельных её элементов, непрерывно совершенствовать функции, внешние и внутренние процессы, противостоять неблагоприятным факторам, влияющим на неё.
11.СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА — Способность к социальному взаимодействию власти, бизнеса и общества, более того, потребность в их социальном взаимодействии, не предопределяется изначально. В числе первых, кто поставил вопрос о социальной ответственности бизнеса, был знаменитый Э.Карнеги. Он сформулировал два основных положения, на которых основывается понятие социальной ответственности. Первое — принцип благотворительности, второе — принцип служения. В конце 60-х — начале 70-х годов XX в. в США, Великобритании, Японии и Германии стала формироваться концепция социально ответственного бизнеса. В наиболее общем виде она раскрывается так: бизнес должен не только заботиться о прибыли и уплате налогов, которые распределяются государством на решение социально значимых проблем, но и разделить с обществом ответственность за социальную несправедливость, экономическое неравенство и экологические проблемы, участвуя в экономической адаптации социально незащищенных слоев населения, в охране окружающей среды. Тогда же возник широкий спектр подходов к трактовке и оценке концепции социально ответственного бизнеса. С одной стороны, это теория корпоративного альтруизма, которая гласит, что корпорации обязаны вносить значительный вклад в улучшение качества жизни людей, а с другой — теория корпоративного эгоизма (М. Фридман, Д. Хендерсон), утверждающая, что бизнес ответствен только за увеличение дохода своих акционеров.
Между этими крайними позициями существует множество промежуточных. Среди них теория просвещенного эгоизма, согласно которой, расходуя на социальные и благотворительные программы, корпорация, уменьшая текущую прибыль, задает благоприятную социальную среду для устойчивой прибыли в будущем; и теория социально ответственного поведения, основанная на стремлении бизнеса повысить свой социальный статус посредством осуществления благотворительных и социальных программ. При этом между представителями вышеуказанных концепций идет острая полемика. Так, сторонник теории корпоративного эгоизма Д. Хендерсон называет концепцию социально ответственного бизнеса "обманчивой" и "разрушительной", поскольку она базируется "на сомнительных или ложных допущениях", которые ведут "к росту затрат и ухудшению результатов" деятельности корпораций. В научной литературе понятие социальной ответственности бизнеса трактуется как добровольный вклад, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума, в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах. Некоторые авторы воспринимают ее как обязанность деловых кругов действовать в соответствии с решениями, которые в той или иной степени выходят за рамки непосредственных экономических интересов корпораций. Другие — рассматривают социальную ответственность как настоятельную необходимость для корпораций и иных частномонополистических ассоциаций осуществлять в рамках существующей экономической системы операции, которые отвечали бы интересам и потребностям различных социальных кругов и организаций. Сопоставляя эти различные концептуальные позиции, можно сделать вывод о том, что все они правомерны и отражают разные аспекты сложного процесса взаимосвязи общества, государства, политики и бизнеса. Социальная ответственность в широком понимании выступает как определенные ожидания общества по отношению к собственникам и менеджменту, производственным структурам, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, индивидом за свои действия и их социальные последствия — с другой.
12. Нематериальные активы — неденежные активы, не имеющие физической формы.
Свойства
К нематериальным активам относят активы, которые удовлетворяют следующим условиям:
1. отсутствие материально-вещественной структуры;
2. возможность идентификации от другого имущества;
3. использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
4. использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
5. организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества;
6. способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
7. наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
Виды: к нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:
§ объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
§ исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
§ исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
§ имущественное право автора или иного правообладателя на топологии интегральных микросхем;
§ исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
§ исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
§ деловая репутация организации
В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы
без них.
13.Амортизация нематериальных активов — отчисления, включаемые в себестоимость продукции, для погашения постепенной утраты стоимости и обесценивания отдельных объектов нематериальных активов в течение установленного срока их полезного использования.
Амортизация нематериальных активов (НМА)
Стоимость нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации в течение срока их полезного использования, если срок полезного использования НМА не определен - амортизация не начисляется.
При принятии нематериального актива к бухгалтерского учету организация определяет срок его полезного использования.
Сроком полезного использования является выраженный в месяцах период, в течение которого организация предполагает использовать нематериальный актив с целью получения экономической выгоды (или для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
Для отдельных видов нематериальных активов срок полезного использования может определяться исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования активов этого вида.
Нематериальные активы, по которым невозможно надежно определить срок полезного использования, считаются нематериальными активами с неопределенным сроком полезного использования.
Определение срока полезного использования нематериального актива производится исходя из:
· срока действия прав организации на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации и периода контроля над активом;
· ожидаемого срока использования актива, в течение которого организация предполагает получать экономические выгоды (или использовать в деятельности, направленной на достижение целей создания некоммерческой организации).
Определение ежемесячной суммы амортизационных отчислений по нематериальному активу производится одним из следующих способов:
· линейный способ - исходя из фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) нематериального актива равномерно в течение срока полезного использования этого актива;
· способ уменьшаемого остатка - исходя из остаточной стоимости (фактической (первоначальной) стоимости или текущей рыночной стоимости (в случае переоценки) за минусом начисленной амортизации) нематериального актива на начало месяца, умноженной на дробь, в числителе которой - установленный организацией коэффициент (не выше 3), а в знаменателе – оставшийся срок полезного использования в месяцах;
· способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) - исходя из натурального показателя объема продукции (работ) за месяц и соотношения фактической (первоначальной)стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.
Виды произв.мощностей
Производственная мощность — максимальный возможный выпуск продукции производственной единицы (отрасли промышленности, предприятия, его подразделения, рабочего места) за определенный период..
Различают входную, выходную, проектную и среднегодовую производственную мощность.
Под входной мощностью понимают производственную мощность предприятия (цеха, участка) на 1 января текущего года или на конкретную дату предшествующего периода.
Под выходной мощностью (Мк) понимают производственную мощность предприятия (цеха, участка) на конец планового периода, которая определяется по формуле
Мк =Мн + Мс + Мр + Мп + Миз -Мв, где Мн -- производственная мощность на начало периода; Мс --ввод мощности в результате строительства; Мр-- прирост мощности вследствие реконструкции предприятия; Мп -- увеличение мощности в результате технического перевооружения и других мероприятий; Миз -- увеличение (уменьшение) мощности вследствие изменения номенклатуры (трудоемкости) продукции; Мв -- уменьшение мощности вследствие выбытия оборудования.
Мвых.=Мвход+Мввод-Мвыб.
Среднегодовая мощность (Мгод) -- это мощность, которой будет располагать предприятие (цех, участок) в среднем за расчетный период или за год, она определяется балансовым методом:
Мгод =Мн + (МввЧвв)/12-(МвЧв)/12,
где Мн -- производственная мощность на начало периода; Мвв --производственные мощности, введенные в действие в течение года; Мв-- выбывшие в течение года производственные мощности; Чвв -число месяцев эксплуатации введенной в действие производственной мощности; Чв-- число месяцев с момента выбытия производственной мощности до конца года.
Вопрос 16
Износ основных средств (фондов) – снижение первоначальной стоимости основных средств в результате их изнашивания в процессе производства (физический износ) или вследствие морального старения машин, а также снижения стоимости производства в условиях роста производительности труда.
Физический износ основных средств зависит от качества основных фондов, их технического совершенствования (конструкции, вида и качества материалов); особенностей технологического процесса (величины скорости и силы резания, подачи и т.д.); времени их действия (количества дней работы в году, смен в сутки, часов работы в смену); степени защиты от внешних условий (жары, холода, влажности); качества ухода за основными средствами и их обслуживания, от квалификации рабочих.
Физический износ (Иф) ориентировочно определяют по формуле:
Иф = (Сф / Сн) * 100,
где Сф и Сн – фактический и нормативный (амортизационный период) сроки службы основных фондов.
Моральный износ – снижение стоимости основных средств в результате:
1) снижения себестоимости производства такого же товара;
2) появление более совершенных и производительных машин.
Моральный износ средств труда означает, что физически они пригодны, а экономически себя не оправдывают. Этот износ основных средств не зависит от их физического износа. Физически годная машина может быть настолько морально устаревшей, что эксплуатация ее становится экономически невыгодной. И физический и моральный износ ведет к потере стоимости. Поэтому каждому предприятию следует обеспечить накапливание средств (источников), необходимых для приобретения и восстановления окончательно износившихся основных средств.
Амортизация (от сред. – век. лат. amortisatio – погашение) – это:
1) постепенное снашивание фондов (оборудования, зданий, сооружений) и перенесение их стоимости по частям на вырабатываемую продукцию;
2) уменьшение ценности имущества, облагаемого налогом (на сумму капитализированного налога).
Задача амортизации (износа) – распределить стоимость материальных активов длительного пользования на издержки в течение предполагаемого срока эксплуатации на основе применения систематических и рациональных записей, т.е. это процесс распределения, а не оценки
Линейный способ начисления амортизации представляет собой равномерное по годам (по отношению к первоначальной стоимости) распределение амортизируемой стоимости объекта в течение нормативного срока службы или срока полезного использования.
Нелинейный способ представляет собой ускоренное начисление амортизации, когда в первые годы эксплуатации объектов основных средств суммы амортизационных отчислений по отношению к первоначальной стоимости больше, чем в последующие.
Нелинейный способ не может быть применен:
- к машинам, оборудованию, транспортным средствам с нормативным сроком службы до 3 лет, легковым автомобилям (кроме эксплуатируемых в качестве служебных и используемых для услуг такси);
- к отдельным видам оборудования гражданской авиации;
- к уникальной технике и оборудованию, предназначенным для использования только при определенных видах испытаний и производства ограниченного вида конкретной продукции;
- к предметам интерьера, отдыха, досуга и развлечений.
Вопрос
Наблюдаемость (идентифицируемость) состояний – свойство, характеризующее принципиальную возможность определения начального (наблюдаемость) или текущего (идентифицируемость) состояния системы по данным, снимаемым с входных и выходных полюсов. Но даже интенсивная реакция не гарантирует наблюдаемости.
Наблюдаемость существует при единственности решения задачи определения состояния по данным наблюдений этой реакции. При единственности решения во всем пространстве состояний система называется полностью наблюдаемой в пространстве состояний. В теории управления, наблюдаемость является свойством системы, показывающим, можно ли по выходу полностью восстановить информацию о состояниях системы.
Нормирование запасов.
Управление запасами заключается в решении двух основных задач:
- определение размера необходимого запаса, то есть нормы запаса;
- создание системы контроля за фактическим размером запаса и своевременным его пополнением в соответствии с установленной нормой.
При определении норм товарных запасов используют три группы методов:
-Эвристические методы предполагают использование опыта специалистов, которые изучают отчетность за предыдущий период, анализируют рынок и принимают решения о минимально необходимых запасах, основанные, в значительной степени, на субъективном понимании тенденций развития спроса. В качестве специалиста может выступать работник предприятия, постоянно решающий задачу нормирования запасов.
- Метод технико-экономических расчетов. Сущность метода заключается в разделении совокупного запаса в зависимости от целевого назначения на отдельные группы, например, номенклатурные позиции (или ассортиментные позиции - в торговле). Далее для выделенных групп отдельно рассчитывается страховой, текущий и сезонный запасы, каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы. Метод технико-экономических расчетов позволяет достаточно точно определять необходимый размер запасов, однако трудоемкость его велика.
- Экономико-математические методы.Спрос на товары или продукцию чаще всего представляет собой случайный процесс, который может быть описан методами математической статистики. Одним из наиболее простых экономико-математических методов определения размера запаса является метод экстраполяции (сглаживания), который позволяет перенести темпы, сложившиеся в образовании запасов в прошлом, на будущее. Например, имея информацию о размере запасов за прошедшие четыре периода, на основе метода экстраполяции можно определить размер запасов на предстоящий период по формуле
Y5 =0,5(2Y4+Yз-Y1),
где Y1, Y3, Y4 — уровни запаса (в сумме, днях или процентах к обороту), соответственно, за первый, третий и четвертый периоды;
Y5 — нормативный уровень запаса на предстоящий, пятый период.
Вопрос
Организация производства — система мер, направленных на рационализацию сочетания в пространстве и времени вещественных элементов и людей, занятых в процессе производства.Под организацией производственного процесса понимают методы подбора и сочетания его элементов в пространстве и времени с целью достижения эффективною конечного результата.К формам организации производства в целом относятся концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.Концентрация представляет собой процесс сосредоточения изготовления продукции на ограниченном числе предприятий и в их производственных подразделениях.Уровень концентрации зависит, в первую очередь, от объема выпуска продукции, величины единичной мощности машин, агрегатов, аппаратов, технологических установок, количества однотипного оборудования, размеров и числа технологически однородных производств. Для измерения уровня концентрации используются показатели объема продукции, численности работников, а в отдельных отраслях — стоимости основных фондов.Под специализацией понимается сосредоточение на предприятии и в его производственных подразделениях выпуска однородной, однотипной продукции или выполнения отдельных стадий технологического процесса.Предпосылками повышения уровня специализации являются стандартизация, унификация и типизация процессов.Стандартизация устанавливает строго определенные нормы качества, формы и размеры деталей, узлов, готовой продукции.
Унификация предполагает сокращение существующего многообразия в типах конструкций, формах, размерах деталей, заготовок, узлов, применяемых материалов и выбор из них наиболее технологически и экономически целесообразных.Типизация процессов состоит в ограничении разнообразия применяемых производственных операций, разработке типовых процессов для групп технологически однородных деталей.Кооперирование предполагает производственные связи предприятий, цехов, участков, совместно участвующих в производстве продукции.К основным показателям, характеризующим уровень кооперирования, относятся: удельный вес деталей и полуфабрикатов, полученных по кооперированным поставкам, в общем объеме выпускаемой продукции; количество предприятий, кооперирующихся с данным предприятием; удельный вес деталей и полуфабрикатов, поставля