Оценки основанные на результатах работ.

Широко распространено мнение о неизмеримости умственного труда по сравнению с физическим. В любой физической работе присутствует элемент умственного труда и наоборот, процесс стирания различий между этими двумя типами труда среди профессий идет все быстрей.

Критерием ценности человека являются конкретные результаты его труда. Неизмеримы и не поддаются сравнению только те работы, которые не имеют этой полезности. Разработка показателей административной работы требует знаний теории организации и специфики данного участка труда. Старое мерило ценности труда референта - процент отклоненных решений, подготовленных им;

Информационно - управляющие системы в планировании и контроле.

Среди функций управления, наиболее явно взаимосвязаны между собой функции планирования и контроля. Для планирования и контроля необходима своевременная, конкретная, точная информация., эффективная по отношению к затратам на ее получение.

Большая часть информации, на основании которой ежедневно принимаются решения, получается неформальным путем. Управляющий общается с подчиненными, разговаривает с коллегами и клиентами, читает газеты и деловые периодические издания.

Однако этой информации недостаточно. Скорость и количество информации делают необходимым для руководства применение формальных методов сбора и обработки информации. Справиться с потоком информации, чтобы администрация могла принимать эффективные решения и усиленно вести дела организации, - в этом и состоит цель информационно- убавляющей системы (сокращенно ИУС).

ИУС должна выдавать информацию о хорошем состоянии и предполагаемом будущем.

В общем, целью ИУС является облегчение эффективного выполнения ф-ции планирования, контроля и производственной деятельности.

Самой важной задачей является выдача нужной информации в нужное время и нужным людям.

Контрольные вопросы по теме:

1. Виды контроля.

2. Свойства контроля.

3. Типы контроля.

4. Зачем нужна стандартизация продукции.

5. Виды аттестации работников.

Список литературы:

1. «Менеджмент. Учебное пособие.» Казначейская Г.Б. 2000г.

2. Лекции по теме «Контроль».

10. Этика деловых отношений. Персональный менеджмент.

ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Основные понятия об этикете.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного по времени процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Этикет - слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

ü придворный этикет- строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;

ü дипломатический этикет -правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;

ü воинский этикет- свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

ü общегражданский этикет- совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образований и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становиться общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.

В вопросах общегражданского этикета не малое место занимает этикет делового общения, а в частности - этика приема посетителей и подчиненных и беседа с ними. Деловая этика составляет не только репутацию самого руководителя, но и репутацию фирмы в глазах деловых партнеров и потенциальных клиентов.

Деловой этикет.

Деловой этикет - результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Установление прочных деловых отношений с зарубежными партнёрами обязывает знать деловой этикет.

Деловой этикет - это установленный порядок поведения в сфере бизнеса и деловых контактов.

Этикет, если понимать его как установленный порядок поведения, помогает избегать промахов или сгладить их доступными, общепринятыми способами. Поэтому, основную функцию или смысл этикета делового человека можно определить, как формирование таких правил поведения в обществе, которые способствуют взаимопониманию людей в процессе общения.

Второй по значению функцией этикета является функция удобства, то есть целесообразность и практичность.

Этикет является одним из главных «орудий» формирования имиджа. В современном бизнесе лицу фирмы отводится немалая роль. Те фирмы, в которых не соблюдается этикет, теряют очень многое. Там, где присутствует этикет, выше производительность, лучше результаты. Поэтому всегда нужно помнить один из главнейших постулатов, который знают бизнесмены всего мира: хорошие манеры прибыльны.

Внешний вид.

Одежда делового человека.

Самая распространённая и наиболее признанная на сегодня одежда бизнесменов - костюм. Костюм - визитная карточка делового человека. Прежде всего, смотрят, как человек одет. Первое впечатление надолго остаётся в памяти людей, с которыми мы знакомимся.

Например, аккуратность и подтянутость в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, с умением ценить своё и чужое время.

Правила ношения костюма:

Правило №1.

Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. Эти вещи несовместимые по своему предназначению.

Правило №2.

Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке. Если же возникла необходимость, сумка должна быть однотонного цвета.

Правило №3.

Если вы надели костюм, всегда надевайте галстук. Деловой костюм без галстука не носят. Исключения - пиджаки спортивного покроя, которые могут быть надеты даже на футболку. Но такие пиджаки не принадлежат к деловой одежде. Недопустимо носить двубортные пиджаки без галстука.

Правило №4.

Сорочка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если манжеты сорочки видны из под рукавов пиджака примерно на 1,5 - 2 см. Лучше всего подобрать сорочку, на которой нет нагрудных карманов.

Правило №5.

Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду, выступал из-за его лицевой части.

Правило №6.

Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном. Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространённые цвета - тёмно-синий, тёмно-серый.

Правило №7.

Если вы не знаете, какие туфли или сорочку выбрать, то предпочтите белую сорочку и чёрные туфли.

Правило №8.

В завязанном состоянии галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня. Ширина галстука должна быть соразмерной ширине лацканов пиджака. Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки.

Несколько простых советов:

1. Светлые костюмы носите днём, вечером же тёмные.

2. В официальной обстановке пиджак должен быть застёгнут. Полностью расстегнуть пуговицы пиджака можно во время ужина или сидя в креслах театра. Поднимаясь, необходимо застегнуть на верхнюю пуговицу.

3. Держите выходной костюм в полном порядке всегда.

4. Не всегда следуйте за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.

5. Имейте при себе два носовых платка. Первый «рабочий» - находится в кармане брюк. Второй - всегда абсолютно чистый - во внутреннем кармане пиджака.

6. Галстук - бабочка, предназначенный для официальных торжеств или крупных праздников, надевают только к тёмным костюмам. Галстук к вечернему костюму лучше всего подбирать из натурального или искусственного шёлка.

7. Если галстук сшит из качественного материала, то узел развязывают, когда снимают его. Если галстук из недорогого материала, то узел можно не развязывать, а снимать галстук через голову.

Правила приветствия.

Во всех странах мира, в цивилизованном обществе люди при встрече приветствуют друг друга, выражая этим симпатию и доброжелательность. После приветствия обычно следует непродолжительная беседа. Приветствие сопровождается словами и действиями - рукопожатием, поклоном, целованием руки, снятием шляпы.

Согласно существующему этикету, первым приветствует:

· мужчина женщину;

· молодой человек - более пожилого;

· человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, - того, кто находится на более высокой ступени.

Если встречаются две женщины, одна из которых находится в обществе мужчины, а другая одна или в обществе другой женщины, то согласно этикету вначале здоровается первая. При встрече супружеских пар первыми здороваются женщины, потом мужчины приветствуют женщин, а после этого - друг друга.

Приветствие сопровождается словами - «здравствуйте» или, в зависимости от времени суток, - «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер».

Слова приветствия произносятся четко, не слишком быстро, но и не медленно. При этом говорящий смотрит прямо. Неприлично при приветствии отводить взгляд в сторону, рассматривать помещение или других гостей. Слова приветствия, как правило, сопровождаются улыбкой. Тон должен быть обязательно доброжелательным.

В молодежных компаниях часто используются менее официальные слова приветствия «привет», «салют», «здорово», что вполне допустимо. Однако, если молодой человек или девушка оказываются на приеме или приветствуют старших, они обязаны следовать нормам этикета. В свою очередь, и старшие, оказавшись в молодежной компании (например, среди друзей сына или дочери), должны использовать общепринятые слова приветствия.

Телефонные переговоры.

Считается, что самое простое в деловом общении - телефонный разговор. На самом деле это далеко не так.

Первым всегда представляется тот, кто звонит. Если на месте нет того абонента, с которым Вы хотели связаться, то представляться не обязательно. Достаточно будет поздороваться и попросить пригласить к телефону интересующего Вас человека. Если его нет - узнать, когда он будет на месте, или попросить что-либо передать ему и повесить трубку. Не нужно долго держать трубку, если на другом конце никто не отвечает. Не стоит спрашивать, с кем Вы говорите, можно лишь уточнить, правильно ли Вы набрали номер и дозвонились ли туда, куда хотели.

Поручать сотруднику или секретарю дозвониться до интересующего вас человека позволительно.

Если к телефону просят Вашего коллегу, то нельзя выяснять, кто его спрашивает.

Если вы ошиблись номером, то при следующем его наборе сразу уточнить, тот ли это номер, что Вам нужен.

В том случае, если Вы очень заняты, то телефон лучше отключать или попросить секретаря отвечать на телефонные звонки.

Заканчивает разговор тот, кто позвонил.

Культура еды.

Всё начинается с посадки. Нужно полностью сесть на стул так, чтобы между корпусом и краем стола помещалась ваша ладонь.

Садиться нужно прямо, несколько расслабленно, локти прижать к корпусу, не отводить их в стороны даже из соображений удобства. Немного отодвинуться можно будет в паузе между блюдами или после того, как подача блюд уже закончена, и гости просто общаются между собой.

Не стоит ставить локти на стол даже в том случае, если Вы курите и Вам удобно опереться на стол локтем руки с сигаретой.

Салфетку нужно взять, и, развернув, положить на колени, для того, чтобы предохранять платье или костюм от капель, крошек.

После еды салфеткой можно коснуться губ и протереть концы пальцев.

Первые блюда могут подавать либо в глубокой тарелке, либо в специальной бульонной чашке.

Чтобы остудить суп, не нужно на него дуть. Необходимо просто подождать, пока он остынет.

Допустимо наклонить тарелку левой рукой от себя для того, чтобы съесть весь суп.

Первые блюда, подаваемые в бульонной чашке, едят обычно десертной ложкой, левой рукой придерживают ручку чашки во время еды.

Как бульон, так и суп-пюре необходимо сначала есть ложкой, потом можно пить, как из простой чашки.

Пользуясь во время еды столовыми приборами, нож держат в правой, вилку в левой руке.

Ножом, которым нарезают мясо, не берут соль из солонки, еду из общего блюда. Если приходится временно прервать еду, чтобы выпить воды, взять хлеба, нож и вилку кладут на тарелку так, как их держали:

нож ручкой вправо, а вилку - влево.

Окончив еду, нож и вилку кладут на тарелку.

Если кто-либо попросит передать прибор, то ножи, вилки, ложки передают ручкой вперёд, взяв прибор за нейтральную середину.

Для устриц, омаров, да и вообще для всех мягких блюд (таких как мясо, рыба и т.п.) следует употреблять только ножи.

Птицу, дичь едят с помощью ножа и вилки.

Некоторые блюда едят руками (спаржу, цыплят табака и др.).

Считается очень неприличным есть фрукты, откусывая прямо от них. Нужно ножом очистить фрукт от кожуры, разрезать фрукт на части, вырезать сердцевину с зернами и только после этого есть.

Никто не должен просить, чтобы ему первому поднесли блюдо, выказывая каким-либо образом свое нетерпение. Если вам за столом захотелось пить, то следует протянуть свою рюмку к тому, кто наливает, держа ее между большим указательным и средним пальцами правой руки. Нужно избегать оставлять в своем стакане вино или воду, которые могут пролиться.

Вставая из-за стола вовсе не следует складывать свою салфетку и естественно очень не прилично уезжать тотчас после обеда, всегда нужно подождать, по крайней мере полчаса.

Международный этикет.

Основные черты этикета отличаются универсальностью, то есть являются правилами вежливости не только в международном общении, но и у себя дома. Но порой бывает, что и хорошо воспитанный человек попадает в затруднительное положение. Чаще всего это происходит, когда необходимо знание правил международного этикета. Общение представителей разных стран, разных политических взглядов, религиозных воззрений и обрядов, национальных традиций и психологии, укладов жизни и культуры требует не только знания иностранных языков, но и умения вести себя естественно, тактично и достойно, что крайне необходимо и важно на встречах с людьми из других стран. Такое умение не приходит само собой. Этому следует учиться всю жизнь.

Правила вежливости каждого народа - это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы вы ни были, в какой бы стране не находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям.

Немного истории.

Этикет имеет не только исторические, но и географические и этнографические особенности. Так, в Англии 16 века в годы правления Генриха VII этикет требовал, чтобы «гость, пришедший на обед, поцеловал хозяйку, хозяина, их детей, а также домашних животных».

Но как и в те давние времена, так и сейчас, правила дело­вого этикета помогают сближению экономических и финансо­вых интересов торговых людей, бизнесменов. Прибыль была и остается выше всех различий национального характера, веро­исповедания, социального положения, психологических осо­бенностей. Эти различия подчинялись этикету интересующей бизнесмена страны. Подчинение правилам игры определяющей стороны создавало основу для успеха сделки.

Заключение.

Интеллигентность должна быть не только в знаниях, но и в способности к пониманию другого. Она проявляется в тысячах и тысячах мелочей: в умении уважительно спорить, вести себя скромно за столом, в умении незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя.

Интеллигентность - это терпимое отношение к миру и к людям.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.

Контрольные вопросы по теме:

1. Основные понятия об этикете.

2. Деловой этикет.

3. Правила приветствия.

4. Телефонные переговоры.

5. Международный этикет.

Список литература.

1. "Этикет делового человека" М. Максимовский.

2. "Этикет делового человека" Э. Соловьев.

а так же материалы сайтов: ref.ru; bankreferatov.ru; referat.ru

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ.

Студент должен знать:

· Управление- процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей;

· Объект управления- люди, предприятие и др.;

· Субъект управления- личность;

· Организация- сфера деятельности менеджера.

Владеть вопросами связанными с:

· Требованиями, предъявляемые к руководителю;

· Властью руководителя;

· Стилем управления.

Менеджер должен внимательно изучать и проверять на практике все формы проявления личности и процесс трудовой деятельности. В менеджменте личность человека, её сущность, рассматривается прежде всего с точки зрения поведения работника, способов общения с товарищами по труду, начальниками и подчинёнными. Менеджеров интересуют вопросы отношения человека к делу, его способности, опыт, порядочность, честность, инициатива и другие свойства и качества, которые оказывают или могут оказывать существенное влияние на деятельность всего предприятия.

Особенно пристальное внимание руководителям следует уделять развитию у сотрудников тех черт и качеств личности, которые могут оказывать сильное влияние на отношения в организации и изменять их в желаемом направлении; улучшить моральный климат в коллективе, способствовать росту производительности труда, развитию творчества и инициативы, снижению издержек производства и обращения; вести к другим позитивным переменам.

Стремясь к формированию положительных качеств у подчинённых, менеджер всегда должен заниматься самовоспитанием, совершенствовать свою личность, стремиться стать лидером, которому хотели бы подрожать подчинённые. Важно изучать передовой опыт руководства, повышать свой профессиональный и культурный уровень, стремиться стать всесторонне развитой личностью. Необходимо иметь твёрдый характер, сильную волю и ряд других качеств, чтобы увлечь подчинённых за собой к достижению поставленных целей. Слабохарактерному, неустойчивому и беспринципному человеку лучше всего не браться за руководящую работу, а подыскать себе дело, отвечающее его способностям и возможностям.

Примерный перечень требований, предъявляемых к руководителю подразделения (предприятия, организации, акционерного общества и т.д.).

Требования, предъявляемые к руководителю, формируются на основе паспорта и описания рабочего места, которые разрабатываются с учётом местных условий и особенностей производства.

Паспорта и описания разрабатываются на все рабочие места.

1.Мотивация труда, деятельности:

· Интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора

· Ориентация на перспективу (с учётом прошлого опыта), успех и достижения

· Готовность к социальным конфликтам в интересах работников и дела, конечных результатов производства

· Готовность к обоснованному риску

2.Отношение к личным полномочиям:

· Умелое использование власти

· Честолюбие

· Склонность к лидерству

· Понимание личных полномочий и должностной иерархии (в отрасли, на предприятии, фирме и т.д.)

3.Профессионализм и компетентность:

· Образовательные и возрастные цензы

· Стаж, опыт работы (в отрасли, на руководящей должности и т.д.)

· Уровень профессиональной подготовленности (знания и умения)

· Самостоятельность в принятии решений и умение их реализовывать

· Умение вести переговоры, аргументировать свою позицию, отстаивать её

· Стиль управления персоналом

· Манера работы и личная работоспособность

· Знания производства, технологий, связей с иными производствами и т.д.

4.Личные качества и потенциальные возможности:

· Интеллектуальный уровень

· Организаторские и коммуникативные способности

· Адаптивные возможности

· Нервно-психологическая и эмоциональная устойчивость

· Волевые качества

· Характеристики психических процессов (воспитание, внимание, мышление, память и др.)

· Черты характера - доступность, внимательность, честность, тактичность, оптимизм, решительность, наличие чувства юмора, дружелюбие, умение слушать других и т.д.

· Хобби

· Моторные характеристики и т.д.

Фактор, сдерживающий потенциал и результаты работы «системы», т.е. организации в целом, рабочей группы или одного человека, называем ограничением.

Одиннадцать потенциальных ограничений.

1. Неумение управлять собой

Работа управленца трудна, полна волнений, а часто и стрессов. Каждый менеджер должен научиться обращаться с самим собой как с уникальным и бесценным ресурсом, так, чтобы постоянно поддерживать свою производительность. Есть руководители, которые рискуют своим здоровьем, позволяя волнениям и рабочим заботам поглощать их энергию. Те руководители, которые не умеют правильно «разряжаться», не полностью используют своё время, энергию и навыки, неспособны справиться со стрессами, возникающими в жизни управленца, ограничены неспособностью управлять собой.

2. Размытые личные ценности

От менеджеров ежедневно ожидается принятие решений, основанных на личных ценностях и принципах. Если личные ценности недостаточно прояснены, менеджеру будет не хватать твёрдых оснований для суждений, которые поэтому могут восприниматься окружающими как необоснованные. Современная концепция успешного управления в целом ориентирована на такие ценности, как эффективность, реализация потенциала работников и растущая готовность к нововведениям. Менеджеры, для которых не ясны собственные основные принципы или они в них непостоянны, или те, чьи ценности не соответствуют времени, ограничены размытостью личных ценностей.

3. Нечёткие личные цели.

Менеджеры влияют на ход своей деловой и личной жизни, оценивая имеющиеся возможности и выбирая те или иные альтернативы. Менеджер может быть неспособным определять цели или может стремиться к недостижимым либо нежелательным целям – часто к целям, которые не совместимы с современностью. Нередко недооцениваются альтернативные варианты и упускаются поэтому важные возможности, а на незначительные вопросы уходит всё время и силы. Подобные менеджеры обычно с трудом достигают успеха и неспособны оценить успех других, поскольку они ограниченны не чёткостью личных целей.

4. Остановленное саморазвитие.

Менеджеры способны добиться значительных успехов в саморазвитии, однако некоторые не могут преодолеть свои слабости и работать над собственным ростом. Они недостаточно динамичны. Они склонны избегать острых ситуаций, позволяют скрытым способностям так и остаться неразвитыми, теряют природную отзывчивость, и их деловая жизнь превращается в рутину тем больше, чем чаще они в интересах личной безопасности исключают из своей деятельности риск. Такие менеджеры ограничены остановленным саморазвитием.

5. Недостаточность навыка решать проблемы.

Квалифицированное решение проблем само по себе является очевидным управленческим навыком. Некоторые руководители не могут методично и рационально работать над решением проблем и добиваться качественных решений. Им зачастую трудно проводить совещания по решению проблем, установлению целей, обработке информации, планированию и контролю. Проблемы, не решаемые быстро и энергично, накапливаются и мешают как размышления, так и действиям менеджера, ограниченного недостаточностью навыка решать проблемы.

6. Недостаток творческого подхода

Часто в менеджерах недостаточно развиты умение творчески подходить к решениям и способность к инновациям. Управленец с относительно низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других быть творцами использовать новые подходы в работе. Руководитель, не желающий экспериментировать, рисковать или сохранять творческий подход в работе, несмотря на трудности, ограничен недостатком творческого подхода.

7. Неумение влиять на людей.

Руководителям постоянно необходимо воздействовать на тех, кто прямо им не подчинён. Однако некоторые менеджеры не способны получить требуемые поддержку и участие и в результате не могут обеспечить необходимые для успеха ресурсы. Руководитель, который недостаточно настойчив, не устанавливает взаимодействия с окружающими и у которого недостаточно развито умение выражать себя и слушать других, ограничен неумением влиять на окружающих.

8. Недостаточное понимание особенностей управленческого труда.

До тех пор пока менеджеры серьёзно не оценят эффективность того, как они управляют другими, им не добиться высокой отдачи от них. Руководители, недостаточно понимающие мотивацию работников, и те, управленческий стиль которых устарел, не соответствует условиям, неэтичен или негуманен, ограничены недостаточным пониманием сути управленческого труда.

9. Слабые навыки руководства.

Для эффективного управления людьми и ресурсами требуется много навыков, которые и можно назвать способностью руководить. Растрата рабочего времени и неэффективность методов работы приводят к тому, что люди чувствуют себя неудовлетворенными и работают ниже своих возможностей. Внутри таких групп роли обычно плохо определены, организация работы расточительна, а взаимоотношения –плохи. Здесь мало кто признает вклад руководителя, и моральное состояние группы зачастую быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.

10.Неумение обучать.

Почти каждый руководитель время от времени выступает в роли наставника. Не развивая этого умения, менеджер не может довести показатели работников до требуемых и помочь им в саморазвитии. Требования по их обучению четко не устанавливаются, и времени на саморазвитие не хватает. Люди часто работают, не имея обратной связи с руководителем, а его оценки и рекомендации формальны. Менеджер, которому не хватает способности или желания помогать развитию других, ограничен неумением обучать.

11. Низкая способность формировать коллектив.

Для того чтобы добиться результатов, большинство менеджеров должны объединиться с другими, используя их умение. Однако в соответствии с распространенным подходом к роли менеджера он может ничего не делать для поощрения роста всей группы или ее членов. Когда руководителю не удается превратить группу в квалифицированный и результативный коллектив, ее работа обычно сопровождается трудностями или не дает отдачи. Когда не создается благоприятный климат или неэффективные рабочие механизмы, мы говорим, что менеджера ограничивает низкое умение сформировать группу.

Главной целью руководителя является направление усилий коллектива на достижение общих целей организации при любых условиях. Она достигается с помощью власти, под которой подразумевается способность того или иного лица оказывать влияние на поведение людей с целью подчинить их своей воле.

Власть базируется на двух началах - личном и организационном, т.е. должностном. В том и другом случаях используются различные способы её реализации.

Власть должности возникает не из самой должности, а передаётся её обладателю теми, кому он подотчётен. Данная основа власти включает принуждение, вознаграждение, власть над ресурсами, власть связей.

Личная власть- это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к её обладателю со стороны подчинённых, близость их целей и жизненных установок. Основными формами личной власти могут быть экспертная власть, власть примера, право на власть.

Диапазон власти конкретного лица определяется его возможностями вносить определённые изменения в поведение, отношения и ощущения подчинённых, т.е. влиять на них. Понятие власти и влияния тесно взаимосвязаны, но диапазон влияния шире.

Власть бывает формальной, т.е. обусловленной официальным должностным местом лица, и реальной, опирающейся не только на должность, но и авторитет, которым пользуется руководитель среди сотрудников.

Конкретные средства, с помощью которых руководитель может воздействовать на исполнителей, могут быть очень разнообразны. Они зависят от ситуации, сложившейся в организации, и включают такие формы, как распоряжение, приказ, указание, поручение и др.

В повседневной работе перед каждым руководителем стоит проблема, как согласовать свои действия с действиями подчинённых. Это получило название управленческого стиля. Успех работы менеджера зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков её решения; личности руководителя, особенностей коллектива или характера подчинённого; специфика сложившейся ситуации и др. Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к своим подчинённым, позволяющая повлиять на них и заставить делать то, что в данный момент необходимо для организации.

Принято выделять три основных стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них отличается рядом поведенческих признаков и использует различные методы управления.

Авторитарный - характеризуется жёстким управлением, единоличным принятием руководителем всевозможных решений в коллективе, слабым интересом к работнику как личности, неприятием неформальных отношений с подчинёнными.

Демократический – в противоположность авторитарному широко используется коллективное обслуживание при принятии решений, даёт возможность руководителю поддерживать с подчинёнными дружеские формальные и доверительные неформальные отношения.

Либеральный – опирается на минимальное вмешательство руководителя в дела подчинённых, демонстрирует отстранённость от решения управленческих задач и в этом смысле является пассивным.

Контрольные вопросы по теме:

1. Что входит в обязанности менеджера?

2. Перечень требований, предъявляемых к руководителю.

3. Одиннадцать потенциальных ограничений.

4. Главная цель руководителя.

5. Управленческий стиль и его виды.

Наши рекомендации