Поведенческие аспекты контроля

Люди являются неотъемлемым элементом контроля.

Следовательно, при разработке контроля менеджер должен учитывать поведение людей.

Правильно организовывать контроль очень важно и во многом зависит от искусства менеджера. Он должен быть достаточно требователен, чтобы подчиненные всегда чувствовали ответственность за свои действия и решения. И в то же время по-настоящему умелый менеджер знает, что непрерывно контролировать своих подчиненных вредно: они теряют самостоятельность, инициативность и начинают верить, что без менеджера не смогут сделать ни шагу.

Есть сферы деятельности, где контроль намеренно делают видимым. Например, бухгалтер знает о том, что его работа будет проверяться ревизором, рабочие на производственной линии знают, что изготовленные детали пройдут проверку в отделе технического контроля, перепроверяется работа банковских служащих и др. Наглядность контроля имеет цель оказать воздействие на поведение сотрудников, сконцентрировать их усилия, чтобы предотвратить ошибки в работе и направить на достижение целей организации.

Менеджеру следует учитывать побочные эффекты контроля. Один такой эффект – срыв в поведении людей. Это бывает в случае слишком частого проведения контроля.

Другой эффект можно назвать “поведением, ориентированным на контроль”. Люди понимают, что их достижения и ошибки в областях, где руководство установило стандарты и осуществляет контроль, служат основанием для распределения вознаграждений и наказаний. Поэтому подчиненные обычно хотят “хорошо выглядит при проверке”. Исследованиями выявлена тенденция сотрудников всячески поддерживать работу в тех областях, где проводятся измерения, и снижать усилия там, где измерения не проводят.

Специалисты в области менеджмента дают рекомендации по повышению эффективности контроля:

· Установить осмысленные стандарты, воспринимаемые сотрудниками;

· Обсуждать с сотрудниками ожидаемые результаты;

· Устанавливать жесткие, но достижимые стандарты;

· Избегать чрезмерного контроля;

· Вознаграждать за достижения стандартов.

Итак, мы рассмотрели менеджмент с точки зрения реализации важнейших функций: планирование, организации, мотивации и контроля.

Менеджерское искусство – это высокая степень мастерства в осуществлении этих функций. Для эффективного их осуществления необходимы связующие процессы, такие как принятие решений и коммуникация.

Свойства контроля

1. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен иметь стратегический характер, то есть отражать общие приоритеты организации и поддерживать их..

2. Конечная цель контроля состоит не в том, чтобы собрать информацию, установить стандарты и выявить проблемы, а в том, чтобы решить задачи, стоящие перед организацией. Проведение измерений и оповещение об их результатах важно только как средство достижения этой цели. В итоге контроль можно назвать эффективным только тогда, когда организация фактически достигает желаемых целей и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат ее выживание в будущем.

3. Для того, чтобы быть эффективным, контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности. Он должен объективно изменять и оценивать то, что действительно важно. На­пример, фирма может предложить необычно высокие скидки или необычайно большой объем послепродажного обслуживания, чтобы тем самым получить новые заказы, или же цены могут возрастать вследствие инфляции, В подобных ситуациях фирма будет терять деньги на каждой продаже, а не зарабатывать их.

4. Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть своевременным. Своевременность контроля заключается не в исключительно высокой скорости или частоте его проведения, а во временном интервале между проведением измерений или оценок, которые адекватно соответствуют контролируемому явлению.

5. Если нечто непредвиденное можно прогнозировать, то контроль становится ненужным. Контроль должен быть достаточно гибким и приспосабливаться к происходящим изменениям.. Как правило, наиболее гибкий контроль - это простейший контроль с точки зрения тех целей, для которых он предназначен. Простейшие методы контроля требуют меньших усилий и более экономичны

7. Очень редко стремятся достичь при помощи контроля полного совершенства в работе организации, поскольку прогрессирующие усовершенствования на последних этапах требуют больших затрат усилий и средств.

8. Когда организации осуществляют свой бизнес на зарубежных рынках, функция контроля приобретает дополнительную степень сложности.

При выходе на международный уровень количество целей предпринимательской деятельности значительно увеличивается, контроль в этом случае осуществляется труднее. Менеджеры должны не только устанавливать стандарты, измерять результаты и предпринимать корректирующие действия, но и осуществлять аналогичные операции дня своего международного бизнеса

Процесс контроля

В процессе контроля есть три четко различимых этапа:

· сопоставление с ними

· принятие необходимых действий.

· .выработка стандартов и критериев.

Первый этап процедуры контроля демонстрирует, насколько близко в сущности, слиты функции контроля и планирования. «конкретные цели» прогресс в отношении которых поддается измерению, отмечают две очень важные особенности. Они характеризуются наличием временных рамок, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работ. Примеры целей, которые можно использовать в качестве стандартов контроля: Получить прибыль в размере N-денежных единиц за год. Конкретный критерий ( в данном случае N-денежных единиц) и определенный период времени (один год) называются показателями результативности. Область, в которой установить показатели результативности особенно трудно, это НИОКР.

Установка стандартов

Наши рекомендации