Необходимость построения хозяйственного механизма
ПРЕДПРИЯТИЙ НА ОСНОВЕ ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОХОДОВ
ОТ ОСНОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сетевой характер связи, непрерывность ее производственного процесса, одновременность и неразрывность производства и потребления услуг связи позволяют сделать вывод о том, что доминирующее значение для равновесного функционирования хозяйственного механизма отрасли имеют:
установление равновесных цен на услуги связи для потребителей;
достижение структурной сбалансированности отрасли;
организация системы организационно-экономических взаимоотношений между предприятиями, касающихся равновесного распределения доходов от основной деятельности.
Не умаляя важности двух первых аспектов, остановимся на последнем, так как в краткосрочном периоде функционирования при известных тарифах и заданной структуре сети устойчивость функционирования зависит от величины доходов каждого из предприятий— участников общего процесса передачи информации, связанных одной сетью, и позволяет им реализовывать принципы самоокупаемости и самофинансирования.
Полученные в результате предоставления всех услуг за определенный период тарифные доходы одновременно выражают в денежной форме объем продукции всей отрасли. В то же время в силу особенности производства сервисного продукта, состоящей в неотделимости и неразрывности процесса производства и потребления услуги, любая услуга оплачивается в отрасли один раз, причем, как правило, на исходящем конце тем, кто инициирует ее и в чьих интересах эта услуга осуществляется объектами связи, которых всегда больше чем два.
В то же время из-за организационно-экономической обособленности различных предприятий (объединений, акционерных обществ и т. п.) возникает задача, каким-то образом перераспределить полученные доходы между всеми участниками производственного процесса. Это обусловлено не только тем, что доходы получил один из многих участников производственного процесса, но и тем, что тарифы связи установлены с учетом необходимости содержания, обслуживания и развития всего комплекса средств и вооружений для организации производственного процесса по предоставлению законченного сервисного продукта.
В связи, следовательно, всегда объективно возникает потребность в механизме перераспределения доходов для осуществления децентрализованных принципов ведения хозяйства не только по отрасли, но и по отдельному региону или предприятию (в зависимости от организационной структуры управления отраслью, а также формы собственности на средства связи). Такой механизм является средством разрешения противоречия между единственностью источника реальных денег за счет исходящего элемента сети (исходящего обмена, абонементной платы, аренды каналов для передачи радиовещательных и телевизионных программ и т. д.) и множественностью относительно самостоятельных хозяйственных звеньев иногда разных сетей связи, которым эти средства должны принадлежать в соответствии со степенью участия в производственном процессе. При этом, естественно, важно, насколько обоснованы сами тарифы, кто их разрабатывает, кто и как утверждает, и т. д.
Таким образом, цены на продукцию связи и показатели продукции выступали как средство образования агрегированных показателей для учета и контроля деятельности отдельных элементов общей системы через начисление собственных доходов предприятий, равных произведенному объему продукции.
Контрольные вопросы по теме:
1. Охарактеризуйте менеджмент в отрасли.
2. Выделите отраслевые особенности менеджмента в отрасли связи.
3. Дайте характеристику основным факторам.
4. Охарактеризуйте основные направления активизации инновационного поведения предприятия отрасли.
6. Функции управления – планирование. Значение и сущность планирования. Цели и задачи планирования. Виды планирования. Стратегии существования фирм.
«Если не планируешь, значит
ты уже запланировал неудачу»
Значение планирования.
Важным условием коллективной работы предприятия любой отрасли и любой формы собственности является точное и всестороннее планирование его хозяйственной деятельности.
Планирование является первой стадией в процессе управления.
Путем планирования осуществляется формирование технико-экономических и финансовых показателей, которые могут быть достигнуты предприятием за определенный промежуток времени.
Цели планирования:
· Четко обозначить и количественно соизмерить цели, стоящие перед предприятием (наиважнейшая цель);
· Определить основные пути и методы достижения этих целей;
· Распределить функциональные обязанности и закрепить определенные центры ответственности за соответствующими исполнителями;
· Обеспечить четкую координацию и взаимодействие между отдельными службами и структурными подразделениями фирмы.
Сущность планирования.
Планирование – это процесс определения целей организации, средств достижения этих целей, а также требуемых ресурсов.
Планирование позволяет разрешить последовательность действий, направленных на достижение цели.
Виды планирования:
1.Долгосрочное ( временные горизонты – 5-10 лет)
2.Стратегическое (временные горизонты – 5-10 лет)
3.Тактическое (среднесрочное – 12-18 месяцев)
4.Краткосрочное (оперативное)
5.Портфельное (общекорпоративное стратегическое планирование).
Долгосрочное планирование.
Исходным пунктом долгосрочного планирования является состояние прогнозов (объема реализации товаров и услуг) на несколько лет вперед. Обычно это делается с помощью экстраполяции.
Методы экстраполяции устанавливаются на тенденции развития за прошедший период, а развитие в будущем определяется путем продолжения этих тенденций. После этого обязательно проводятся логический и математический анализ.
Стратегическое планирование.
Основывается на долговременной концепции развития предприятия и преследует достижение наиболее общих глобальный целей его существования.
Посредством стратегического планирования описывается долгосрочная перспектива предприятия.
Основным отличием стратегического планирования от долгосрочного является то, что планирование осуществляется в зависимости от внешних условий деятельности предприятия и предполагает собой поиск путей развития внутри предприятия, но с учетом внешних ограничений.
Концепция стратегического планирования переключает внимание с производства на рынок и является более сложной, чем концепция долгосрочного планирования.
Тактическое планирование.
Посредством тактического планирования осуществляется детализация стратегических целей и задач. В рамках системы этого вида планирование обеспечивается разработка конкретных практических действий, направленных на последовательное и постепенное повышение эффективности хозяйствования и приближения предприятия к целям отдельного характера.
Краткосрочное планирование.
Система этого планирования задает динамику и ритмичность работы предприятия в течение дня, декады, месяца, а иногда и года. Эти планы составляются по каждому подразделению отдельно, они могут быть состыкованы с долгосрочным планированием и разрабатываются в развитии стратегии.
Тактика часто вырабатывается на уровне среднего звена управления, и тактические результаты проявляются очень быстро.
В оперативных планах освещаются следующие вопросы:
¾ Расчет роста объемов производства;
¾ Расчет издержек производства;
¾ Расчет ожидаемой прибыли.
Портфельное планирование.
Портфельное планирование используется фирмами, производящими несколько товаров или услуг.
«продуктовый портфель фирмы» - это набор продуктов или услуг, которые производит фирма. Портфельное планирование связано с планированием всей совокупности товаров и услуг, но желательно, чтобы эти товары находились на различных стадиях жизненного цикла.
Стадии жизненного цикла товаров.
Q 1. 2. 3. 4. t. | Q – объем реализации товаров [услуг]; t. – время; 1. – стадия внедрения; 2. – стадия роста; 3. – стадия зрелости; 4. – стадия спада. |
Для эффективного развития фирмы необходимо иметь не менее трех видов наименований товаров или услуг.
Рассмотрим продуктовый портфель фирмы, имеющей три продукта.
Q ti. t. | Q – объем реализации услуг; t. - время; - первый товар; - второй товар; - третий товар. |
В момент времени ti первый товар находится в стадии спада, второй – в стадии насыщения, а третий – в стадии внедрения.
Таким образом, доходы от реализации второго товара пойдут на разработку третьего товара, который заменит собой пришедший в упадок первый товар.