Сущность хозяйственного механизма

Какого-либо единого, строгого определения хозяйственного механизма не существует. В самом общем понимании можно сказать, что это тот механизм, который приводит в действие всю экономическую систему, подчиняя ее функционирование естественной конечной цели - удовлетворению экономических потребностей людей. Более строго его можно определить как совокупность всех организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых достигается вышеназванная конечная цель.

Среди его многочисленных элементов можно выделить:

экономические потребности, являющиеся первоосновой экономики;

экономических агентов или хозяйствующих субъектов, принимающих решения и осуществляющие конкретные практические действия и мероприятия в хозяйственной сфере;

отношением собственности, определяющие принципиальный характер функционирования всей экономики;

конкуренцию или соперничество хозяйственных субъектов, определяющую характер из взаимодействия и разрешения противоречий между ними;

экономические ресурсы, на использование которых базируется вся производственная деятельность и, наконец, к ним можно отнести также и рынок, и план как формы связи производства и потребления.

В настоящей лекции будут рассмотрены только некоторые из перечисленных элементов: экономические потребности и экономические ресурсы, экономические агенты и конкуренция.

Такие же элементы, как, например, отношения собственности или рынок, имеющие самостоятельное значение, выходящее за рамки понятия только хозяйственного механизма, будут рассмотрены как отдельные специальные темы в последних лекциях.

2.Экономические потребности и экономические ресурсы

Потребности - это нужды людей, принявшие формы конкретной необходимости в каком-либо определенном благе.

Экономические потребности - часть общественных потребностей, удовлетворение которых связано с функционированием производства. Они выражают отношение между людьми по поводу производства и использования благ и услуг.

Удовлетворение экономических потребностей, осуществляющиеся через потребление материальных и духовных благ является естественной и главной целью производства. Связь производства с потребностями носит довольно сложный "кругообразный" характер: производство служит удовлетворению потребностей, удовлетворение потребностей обусловливает (стимулирует) дальнейшее развитие производства, в ходе которого вновь рождаются новые потребности.

С течением времени потребности растут и усложняются. Однако это не только количественный рост, но и качественное изменение. Поэтому говорят не о росте, а о возвышенности потребностей.

Структура потребностей.

Человеческие потребности весьма многообразны и их можно классифицировать по разным признакам. В частности, по субъектам (носителям потребностей) они различаются на индивидуальные, групповые, коллективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) потребности людей подразделяются на материальные, духовные, этические (относящиеся к нравственности) и эстетические (касающиеся искусства). По сферам деятельности выделяются потребности в труде, общении, рекреации (отдыхе, восстановлении работоспособности).
Всю историю экономики мы можем в определенном смысле рассматривать как историю формирования потребностей все более всесторонне развитого человека. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает множество различных потребностей. Эти потребности можно представить в виде пирамиды Маслоу.

Потребности в ней делятся на первичные и вторичные.

Потребности можно классифицировать и по другим признакам. Например:

1. потребности в предметах первой необходимости;

2. потребности в предметах роскоши. Чем менее развит производственный процесс, тем более усиливаются потребности первичной группы. К предметам роскоши (например, потребность в дорогих одеждах) относятся различные вещи в зависимости от конкретных экономических условий.

Еще одно важное деление потребностей:

1. потребности, удовлетворяемые материальными средствами.

2. потребности, удовлетворяемые духовными средствами.

3.Экономические ресурсы. Под экономическими ресурсами понимается все то, что преобразуется в ходе экономической деятельности в готовый продукт. К ним относятся:

трудовые ресурсы (сокращенно - труд), т.е. люди с их способностью изготовить товары и услуги;

природные ресурсы (сокращенно - земля) - земля, ее недра, воды, леса, воздух;

капитал в форме денег или средств производства, т.е. реального капитала;

предпринимательские способности;

информационные ресурсы - научно-техническая, технологическая, статистическая, управленческая информация, некоторые виды духовно-интеллектуальных ценностей.

Вместо термина "экономические ресурсы" используется такой термин "факторы производства".
Ресурсы делятся на воспроизводимые (лес) и невоспроизводимые (нефть, каменный уголь и.д.).

4.Экономические агенты - те, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической или хозяйственной деятельности практические мероприятия. Положение и роль каждого агента определяется его отношение к факторам производства.

Классификация экономических агентов:

отдельные лица, семьи, руководители хозяйственных единиц, правление акционерных обществ (корпораций), правительственные органы и учреждения.

домохозяйство, предприятие или фирма, государство.

5.Конкуренция - это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Это важный элемент хозяйственного механизма. Можно выделить несколько видов конкуренции.

Во всех странах с рыночной экономикой конкуренция защищается законодательством. Существуют антимонопольные антитрестовые (как в США) законы: 1890г. - закон Шермана, 1914 г. - ант. Клейтона. Эти законы направлены на ограничение недобросовестной конкуренции, на защиту свободной торговли. Меры - административного (правового) или экономического порядка. Антимонопольное законодательство вводит понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции.
Добросовестная конкуренция - это такая конкуренция, при которой соблюдаются правовые и этические нормы в отношениях с партнерами по бизнесу.
Недобросовестная конкуренция - технический шпионаж, промышленный шпионаж, переманивание специалистов, подкуп работников конкурента, ложная, вводящая в заблуждение реклама, самовольное использование чужой торговой марки.

Наши рекомендации