Подходы к управлению организацией
За многовековую историю человек использовал разные подходы к решению возникавших перед ним в ходе совместной деятельности проблем. Вот некоторые из них; обращение к сверхъестественному или всемирно известным авторитетам; интуиция; здравый смысл; логика; научный метод. Это перечисление не связано с хронологией, однако отображает приближение к более разумным и точным методам, которые, начиная с конца девятнадцатого столетия, оформились в несколько школ. Они не исчерпывают всего разнообразия идей, но отражают основные течения.
Новая школа науки управления. В ее рамках развивается количественный подход к управлению и главные принципы связаны с кибернетикой, общей теорией систем и методов исследования операций. Принятие решений осуществляется на основе экономико-математических моделей с использованием ЭВМ. Эта школа ставит перед собой задачу повышения рациональности управления (принятия решений). Она имеет очень много приверженцев среди ученых с мировыми именами, но в то же время влияние этого направления на практику менеджмента было меньше, в том числе и потому, что руководители ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения. Кроме того, количественный подход к управлению требует от руководителя уровня знаний, достаточного для понимания и применения сложных количественных методов, что не всегда достижимо на практике.
Процессный подход. Концепция его считается крупным поворотом в управленческой теории, он широко применяется в настоящее время, хотя впервые был предложен в рамках школы административного управления при попытке описать функции менеджера, которые рассматривались как независимые. Процессный подход, напротив, рассматривает функции управления как взаимосвязанные. Управление рассматривается как процесс, так как работа по достижению целей с помощью других это не единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий, возобновляющихся циклически. Эти действия, сами по себе являющиеся процессами, называются управленческими функциями. Процесс управления является суммой всех функций. Фактически в каждой публикации но управлению содержится список функций, который хоть чем-то отличается от других. В данной книге принят подход, основанный на выделении небольшого числа категорий, которые в настоящее время принято считать применимыми к любым организациям.
Процесс управления — это циклически повторяющийся процесс, т. е. в нем можно выделить последовательно повторяющиеся взаимосвязанные элементы управленческой деятельности (функции), общие для всех управленческих задач:
анализ существующего состояния управляемого объекта и среды,
планирование—определение целей (потребностей), возможностей (ресурсов) и путей достижения целей;
принятие управленческого решения: выбор (принятие плана действий) из множества доступных для исполнения альтернатив;
организация и мотивация — обеспечение реализации управленческого решения, регулирование;
контроль и учет.
Управленческий цикл, содержащий эти функции в простейшей форме, иногда называют элементарным управленческим циклом.
Функция анализа предполагает принятие решений, отвечающих на вопрос: где мы находимся в настоящее время? Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации и таких важных областях, как маркетинг, производство, научные исследования и разработки, финансы и трудовые ресурсы, т. е. проводить так называемый SWOT-анализ (от англ, силы, слабости, возможности и угрозы). Все это осуществляется, чтобы определить, как организация работала в прошлом и где есть реальные возможности для работы в будущем.
Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены для достижения целей. Понятно, что планирование не одноразовый акт, а непрерывный процесс в силу ряда обстоятельств. Во-первых, организация определяет новые цели, если полное достижение первоначальных целей практически завершено. Во-вторых, из-за постоянной неопределенности будущего в силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях события могут разворачиваться не так, как ожидалось при выработке планов. Поэтому планы необходимо пересматривать, чтобы они согласовывались с реальностью.
Организация, Организовать — это значит создать некоторую структуру. Чтобы фирма могла выполнить свои планы и тем самым достичь цели, необходимо структурировать многие элементы. Прежде всего создать структуру самой фирмы. Во-вторых, структурировать производственные процессы в виде определенных работ, будь то строительство здания телефонной станции или контроль работы коммутационного оборудования. Далее определяется, кто конкретно будет выполнять ту или иную работу. Руководитель подбирает людей, делегируя им полномочия или право использовать ресурсы организации. В соответствии с этим люди принимают на себя ответственность за выполнение работы и соглашаются считать себя подчиненными по отношению к руководителю. Делегирование — это средство, с помощью которого менеджер выполняет работу «руками» других людей.
Нет нужды доказывать, что самые реальные планы при самой совершенной организации не будут выполнены, если люди не работают. Функция мотивации заключается в том, чтобы этого не случилось.
Простейшие средства мотивации — «хлыст» и «пряник». До настоящего времени широко бытует мнение, что люди тем больше будут делать, чем больше им заплатить (таков был и подход к мотивации школы научного управления). Исследования в области поведенческих наук показали, что мотивация, т. е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются от человека к человеку и у разных людей. Поэтому, чтобы эффективно мотивировать своих работников, руководителю следует определить, каковы же эти потребности, и обеспечить способ их удовлетворения при хорошей работе.
Контроль — это процесс соизмерения достигнутых результатов с целями. Под влиянием различных обстоятельств возникает отклонение от намеченного курса. И если руководитель неспособен выявить эти отклонения, а затем установить причины (анализ) и исправить ситуацию (планирование, организация, мотивация), то будет нанесен серьезный ущерб организации, возможно, что само ее существование будет под угрозой.
Рассмотренные функции управления имеют важное общее свойство: все они требуют принятия решений на основе соответствующей информации (коммуникаций). В силу того, что решения и коммуникации обеспечивают взаимосвязность и взаимозависимость функций управления, их часто называют связующими процессами. Вместе с тем принятие решения как выбор одной из альтернатив считается основой управленческого цикла, важнейшей его функцией. Здесь справедливости ради следует отметить, что самое хорошее решение, будучи плохо донесенным до исполнителей, имеет большие шансы быть невыполненным.
При управлении организациями осуществляется множество управленческих циклов, качество которых определяется природой конкретных субъекта и объекта управления. Циклы различаются своими пространственными рамками, продолжительностью, спецификой задач (целей), а также путями и средствами решения этих задач. Однако всегда конечный результат (степень достижения целей при рациональном использовании ресурсов) зависит от качества решений и осознания выдвигаемых целей.
Цель определяют как желаемое состояние управляемой подсистемы, как результат, подлежащий достижению. Во всех случаях цель является желаемым результатом действия, деятельности. Достижение цели в большинстве случаев имеет вероятностный характер, так же как и поведение управляемой системы и нынешней среды, и неотделимо от того, что возможно сделать, Другими словами, в экономических системах цели неотделимы от средств их достижения, которые всегда ограничены. В результате, как правило, формируется иерархия целей, одни из которых могут выступать в качестве критериев, другие — в роли ограничений. При этом нет абсолютного их противопоставления: то, что прежде было целью, сегодня .может стать ограничением и наоборот.
Следует отметить следующие моменты. Как правило, в моделях одновременно с ограничениями, имеющими количественный характер (величина надежности, количество каналов, доходы, обмен и т. д.), приходится использовать ограничения качественного характера, не поддающиеся непосредственной количественной оценке (например, предположение о независимости факторов, включаемых в модель, исключение (элиминирование) факторов из рассмотрения, скажем, фактора риска и т. д.). Это позволяет избежать рассмотрения бесконечно большого числа вариантов, что невозможно даже при помощи современных компьютеров. Кроме того, обычно мы или не знаем всех факторов, или не умеем построить соответствующие модели.
Часто при решении задач управления, касающихся организационно-экономических проблем, приходится учитывать случайный характер как управляемых переменных и ограничений, так и результата. При этом обычно рассматривают математическое ожидание критерия и отыскивают его предельное значение.
При всем разнообразии проблемных ситуаций в них часто есть нечто общее, типичное, позволяющее выделить несколько базовых классов задач управления и использовать соответствующие методы для поиска решений.