Особенности размещения муниципального заказа через конкурс.
В 90-х годах понятие конкурса на предоставление муниципальных услуг претерпело серьезные изменения. Сегодня его все меньше воспринимают как синоним приватизации, и произошло это благодаря двум обстоятельствам. Во-первых, возникло понимание такого, казалось бы, очевидного факта, что если частные предприятия готовы предоставлять те же услуги, что и муниципальные, но за меньшую цену и при этом умудряются еще получать прибыль, то у муниципальных служб есть реальный шанс, снизив свои издержки, предложить лучшую цену, - ведь им не надо зарабатывать прибыль. И во-вторых, возникло понимание того, что конкурентоспособность означает способность победить всех конкурентов, независимо от того, частные они или муниципальные. Новый более широкий взгляд на конкурсы за право предоставления муниципальных услуг способствует развитию конкуренции, поскольку он не налагает никаких ограничений на статус участников - это могут быть как частные, так и муниципальные предприятия. Дэйвид Осборн и Тед Гэблер, авторы бестселлера “Изобретая правительство заново”, считают, что конкурсы нового типа могут принимать три основные формы: (1) частный сектор против частного, (2) государственный (или муниципальный) против частного и (3) государственный (муниципальный) против государственного (муниципального). Теперь к этому списку можно добавить еще одну форму, которая возникла совсем недавно: (4) государственный (муниципальный) сектор против себя самого и против частного сектора.
Формы конкурсов на получение муниципального контракта
1. Частный сектор против частного. Конкуренция идет между двумя или более организациями частного сектора (это могут быть как коммерческие, так и некоммерческие организации).
2. Частный сектор против муниципального. Муниципальный департамент (или муниципальная служба) соревнуется с одной или несколькими частными компаниями.
1. Муниципальный сектор против муниципального. Муниципальный департамент соревнуется с другими муниципальными ведомствами или службами.
2. Муниципальный сектор против себя самого и против частного сектора. Муниципальный департамент соревнуется с рядом других муниципальных и частных организаций.
Возникновение нового типа конкурсов на получение муниципального контракта заставляет многих муниципальных руководителей пересмотреть свои взгляды на привлекательность приватизации. Как любит повторять Стефан Голдсмит, мэр города Индианаполис, “Мы у себя Индианаполисе стоим не столько за приватизацию, сколько за конкуренцию”. Тем самым подчеркивается, если политика приватизации предполагает передачу прав на предоставление муниципальных услуг от муниципального сектора частному, то политика развития конкуренции такой передачи прав не предполагает. При конкуренции это право получит сильнейший. Сегодня муниципальные департаменты и службы все чаще на равных конкурируют с частными фирмами за право обслуживания населения, и нередко выходят победителями. Имеется уже ряд примеров, когда муниципальным структурам удавалось вернуть себе право на предоставление той или иной услуги, отобранное у них в 80-х годах в ходе приватизации. В результате развития конкуренции между частным и муниципальным сектором происходит следующее:
Снижается стоимость муниципальных услуг
Растет их качество
Улучшается моральный климат в коллективах муниципальных служб: если раньше их
предприятие просто приватизировали бы, а их самих уволили, теперь они могут сами
бороться за свою судьбу.
Конкуренция частного сектора с муниципальным выгодна для всех, кого она касается, включая сами муниципалитеты, у которых никогда не бывает много денег, муниципальных служащих и их профсоюзы, частные организации и налогоплательщиков. Чуть ли не три десятилетия велись споры о том, быть или не быть конкуренции в сфере муниципальных услуг, и вот наконец ее время пришло.
Конкуренция муниципальных служб с другими муниципальными структурами и с частным сектором
В городе Западный Голливуд, штат Калифорния, (38 тыс. чел.) регулярно проводятся конкурсы на размещение муниципальных заказов на разные услуги, причем в этих конкурсах участвуют как собственные департаменты городской администрации, так и частные коммерческие и некоммерческие организации, а также муниципальные службы графства Лос-Анджелес* . Выигрывает тот, кто предложит выполнить выставленную на конкурс работу за меньшую цену.
Другой пример дает нам город Индианаполис, штат Индиана, (719 тыс. чел.). Управление водопроводно-канализационного хозяйства этого города не справлялось с рассылкой счетов за водопровод и канализацию, и тогда было решено объявить конкурс на выполнение этой работы среди других коммунальных предприятий города, как частных, так и муниципальных. В результате этого конкурса Индианаполису удалось снизить свои расходы на рассылку счетов на 70 процентов.