Структура доходов местного бюджета. Проблемы формирования доходов местного бюджета.

Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы».

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении:

  • формировании денежных доходов, являющихся финансовым обеспечением деятельности [Местное самоуправление|местных органов власти]];
  • распределении этих фондов между отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления:
  • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных местным органам власти.

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы РФ заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки

Доходы местных бюджетов также, как и доходы других уровней бюджетов, формируются за счёт налоговых и неналоговых доходов. К последним относятся доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Кроме того, в местные бюджеты поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления; ассигнования на финансирование реализации местными органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджет в полном объеме поступают:

1. Земельный налог;

2. Налог на имущество физических лиц;

3. Государственная пошлина.

Эти налоги мало и трудно собираемые и наименее прибыльные.

Так как региональная власть имеет право передать долю поступлений по региональным налогам муниципальным образованиям, то для решения вышеуказанной проблемы Архангельская область может, помимо доли поступлений по налогу на имущество организаций, поделиться с городом Архангельском частью других налогов. Например, транспортным налогом (не менее 50%), так как Архангелогородцы ежегодно платят этот налог, а Архангельская область выделяет деньги на ремонты дорог не каждый год.

Налог на доходы физических лиц исполнен только на 74%, это связано с тем, что многие фирмы города Архангельска являются лишь филиалами фирм других городов (например, Москвы), следовательно налоги уплачиваемые работниками идут не в местный бюджет, а в Федеральный или региональные бюджеты.

Маленький удельный вес от общей суммы доходов составляют неналоговые доходы. Все неналоговые доходы в 2009 году исполнены не на 100%, так как:

· К собственности города Архангельска относятся такие виды имущества, которые являются в большей степени расходными, чем доходными (на их содержание требуется много денежных средств).

· Платежи за пользование природными ресурсами – это такие платежи, которые не каждый человек вносит.

· Штрафы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, приносят низкий доход городу Архангельску.

Дополнительными источниками, финансирования расходов бюджета города Архангельска, могут являться доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности, путем увеличения эффективности их использования, и увеличение предоставляемых платных услуг муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления.

Почти 1/3 всех доходов - это безвозмездные поступления. Город Архангельск, как и другие муниципальные образования, зависит от дотаций, субсидий и субвенций, выделяемых из регионального бюджета. Их объем зависит от сбалансированности бюджетов верхних уровней, а так как бюджет Архангельской области всегда дефицитный, то и городу Архангельску на многое рассчитывать не приходиться. То есть проблема финансирования исходит из верхних бюджетов и решать их стоит на этих уровнях.

Для получения дополнительных денежных средств из бюджетов федерального и регионального уровней Администрации города Архангельска необходимо подавать заявки на участие в различных целевых федеральных и региональных программах социально-экономического развития города. Так же привлекать инвестиционную поддержку муниципальным районам, с учетом эффективности и экономичности предлагаемых проектов.

В бюджет в полном объеме поступают:

4. Земельный налог;

5. Налог на имущество физических лиц;

6. Государственная пошлина.

Эти налоги мало и трудно собираемые и наименее прибыльные.

Так как региональная власть имеет право передать долю поступлений по региональным налогам муниципальным образованиям, то для решения вышеуказанной проблемы Архангельская область может, помимо доли поступлений по налогу на имущество организаций, поделиться с городом Архангельском частью других налогов. Например, транспортным налогом (не менее 50%), так как Архангелогородцы ежегодно платят этот налог, а Архангельская область выделяет деньги на ремонты дорог не каждый год.

Налог на доходы физических лиц исполнен только на 74%, это связано с тем, что многие фирмы города Архангельска являются лишь филиалами фирм других городов (например, Москвы), следовательно налоги уплачиваемые работниками идут не в местный бюджет, а в Федеральный или региональные бюджеты.

Маленький удельный вес от общей суммы доходов составляют неналоговые доходы. Все неналоговые доходы в 2009 году исполнены не на 100%, так как:

· К собственности города Архангельска относятся такие виды имущества, которые являются в большей степени расходными, чем доходными (на их содержание требуется много денежных средств).

· Платежи за пользование природными ресурсами – это такие платежи, которые не каждый человек вносит.

· Штрафы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления, приносят низкий доход городу Архангельску.

Дополнительными источниками, финансирования расходов бюджета города Архангельска, могут являться доходы от использования имущества находящегося в муниципальной собственности, путем увеличения эффективности их использования, и увеличение предоставляемых платных услуг муниципальными учреждениями и органами местного самоуправления.

Почти 1/3 всех доходов - это безвозмездные поступления. Город Архангельск, как и другие муниципальные образования, зависит от дотаций, субсидий и субвенций, выделяемых из регионального бюджета. Их объем зависит от сбалансированности бюджетов верхних уровней, а так как бюджет Архангельской области всегда дефицитный, то и городу Архангельску на многое рассчитывать не приходиться. То есть проблема финансирования исходит из верхних бюджетов и решать их стоит на этих уровнях.

Для получения дополнительных денежных средств из бюджетов федерального и регионального уровней Администрации города Архангельска необходимо подавать заявки на участие в различных целевых федеральных и региональных программах социально-экономического развития города. Так же привлекать инвестиционную поддержку муниципальным районам, с учетом эффективности и экономичности предлагаемых проектов.

Наши рекомендации