Местная политика на рынке труда.

Рынок труда – это сложн. обществ. институт (система обществ. отнош-й, эконом., прав. норм и правил), в рамках кот. покупаются и продаются услуги труда, осуществляется размещение труд. ресурсов по профессиям, отраслям и географ. районам для получения наибольшей отдачи в обществе.

Процессы, происходящие на рынке труда, являются объектом одновременного регулирующего воздействия со стороны разных субъектов: центрального и местного правительств, предпринимательских структур, профсоюзных и других общественных организаций. Поэтому объективно существуют возможности и необходимость широкого сотрудничества между этими субъектами в решении проблем, возникающих на местных рынках труда. Но большая часть проблем, связанных с занятостью населения, решается именно на местном уровне.

Успешное решение проблем занятости населения на макроэкономическом уровне далеко не всегда дает адекватные результаты для местных сообществ, определенных групп населения и отдельных граждан. К примеру, многие люди не идут на работу в такие секторы экономики, как электроника, биотехнология или даже охрана здоровья, по причине высоких требований со стороны фирм к претендентам на эту работу. Эти факты позволяют считать, что наибольший эффект может дать политика занятости, ориентированная на человека, развитие человеческих ресурсов и обеспечивающая более широкие возможности занятия рабочего места или повышения профессионального мастерства.

В разн. странах использовались различн. методы, программы и подходы к реш-ю проблем занятости населения. Можно выд. три основных подхода: 1) характерен для правительств. политики США до Б. Клинтона – программа поддержки доходов нас-я; 2) Швеция - "создание рабочих мест ключевым компонентом их программ на рынке труда в периоды сокращающейся экономической активности"; 3) базируется на идее поддержания уровня занятости за счет ограничения возможностей увольнения работников или планируемого их перемещения с одних рабочих мест на другие.

Друкер приводит 3 способа, с помощью которого в развитых странах решают проблему безработицы: 1) страхование от безработицы (Запад); 2) японская система «пожизненного» найма; 3) борьба с увольнениями (ее смысл в том, чтобы сделать увольнения дорогостоящими для нанимателей и тем самым значительно сократить их число, если не остановить вовсе).

Основные направления и инструменты местной политики на рынке труда: В США выд. 4 осн. направления развития челов. ресурсов: 1) профессион. подготовка и профобразование; 2) программы трудоустройства на имеющиеся раб. места; 3) создание раб. мест под клиента – определенного предпринимателя; 4) деят-ть по сохр-ю раб. мест.

Американский экономист Э. Блейкли предлагает следующую классификацию существующих методов и инструментов реализации политики развития человеческих ресурсов по названным направлениям:

1) Обучение, ориентированное на клиента предполагает обучение либо на предприятии работодателя, либо в местном колледже, специально созданном для обучения рабочей силы под потребности потенциальных работодателей; 2) Соглашения о преференциях при приеме на работу – речь идет про контрактные обязательства, которые берет на себя фирма, получающая существенную помощь от правительства в виде налоговых льгот или правительствен­ных кредитов. По контракту такая фирма соглашается при приеме на работу проводить интервью в первую очередь с претендентами из числа мест. жителей. Обычно в таком соглашении оговаривается, к кому должен обратиться работодатель, и кол-во интервьюируемых, кот. он должен принять по направлению, режде чем публиковать объявления о приеме на работу и проводить интервью с лицами, живущими за пределами опред. географ. района; 3) Сохранение занятости: программы по сохранению занятости используют средства фонда безработных, чтобы создать рабочие места для людей, которым трудно найти работу. В рамках таких программ местн. правительство или некоммерч. орг-я получают ср-ва из фонда борьбы с нищетой как субсидию для найма человека на работу на полную ставку з/п; 4) Банки профессиональных данных о местных безработных: должностное лицо, добровольческие или другие организации, ведающие вопросами занятости, собирают точную информацию о профессиональных качествах и опыте безработных. Эта информация может использоваться в различн. целях – она показывает потребности безработных в рабочих местах в соответствии с их способностями; 5) Программы обучения - в развитых странах существует множество программ обучения, большинство из которых разрабатываются с ориентацией на клиента. Эти программы кроме традиционных курсов обучения предлагают разные образовательные услуги: повышение квалификации, курсы ученичества, переобучение уволенных рабочих и женщин, повторно возвращающихся на работу; 6) Частные промышленные советы (ЧПС): в эти советы входят представители местного бизнеса, местных организаций экономического развития, лица или организации, занимающиеся проблемами занятости; 7) Молодежные предприятия главной целью создания является воспитание духа предпринимательства у молодых людей, развитие их предпринимательских способностей. Программы должны предусматривать практическую помощь молодым людям в открытии собственного дела. В рамках программы людей обучают практическому ведению собств. дела, искусству предпринимательства; 8) Поддержка самозанятости: оказание помощи безработным любого возраста в организации рабочего места на основе использования своего собственного труда. Безработный получает в качестве начального капитала небольшую ссуду или грант для открытия нового, самостоятельного производства, в котором заинтересовано местное сообщество. В стартовый период человек получает денежное содержание, эквивалентное пособию по безработице. Это содержание выплачивается до тех пор, пока предприятие не станет приносить доход. 9) Профподготовка лиц с ограниченной работоспособностью: людям с ограниченными возможностями в физическом, умственном отношениях и низкой образовательной подготовкой труднее найти работу. Чтобы помочь им, используются различ­ные методы: от создания специализированных закрытых мастерских до поиска индивидуальных мест работы специальным служащим по трудоустройству лиц с ограниченной работоспособностью. Главная задача служащего по трудоустройству заключается в нахождении психологически комфортного места работы.

15. Капитальные ресурсы МО. Инвестиционные процессы в МО.

16. Местная инвестиционная политика

С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:

Þ последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;

Þ государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;

Þ размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;

Þ усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;

Þ совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;

Þ значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

Наши рекомендации