Политика гос-ва на рынке труда

Политика – ситема целенаправленных мер на решение опре-х проблем.

Активная политика: повыше­ние конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости. каждый здоровый человек должен зарабатывать средства для обеспечения сво­ей семьи , а гос-во явл посредником, предоставляющим ему возможность занятости.

Цели: развитие гибкого рынка труда, вовлечение безработных в трудовую жизнь, предоставление работы каждому, структурная перестройка.

Факторы: свободно избранная занятость, равенство возмож­ностей и обращения, свобода объединения, сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России- трипартизм), разнообразие условий, характерных для рынков труда различ­ных стран и отдельных регионов внутри страны. Реализация активной политики на рынке труда тесно связана со структурными преобразованиями экономики в регионах и форми­рованием эффективных методов их регулирования.Пассивная политика государства на рынке труда ограничена ре­гистрацией ищущих работу, определением пособия по безработице, организацией системы предоставления пособия по безработице, осу­ществлением неденежных форм поддержки.

Миграция рабочей силы

Миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех регионов России. Это один из самых сложных демографических процессов, т.к. на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных политических, экономических и социальных факторов. В настоящее время в России выделяют три типа миграции: 1.внутрянняя миграция, 2.миграционные связи с бывшими союзными республиками,3.миграция за приделы России. Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется по средствам комплекса административно правовых, организационно экономических, информационных и иных методов.

Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся про­цессов миграции, создание условий для реализации прав мигран­тов, обеспечение гуманного отношения к ним.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России была создана в июне 1992 г. Ее основными задачами являются прогнозирование миграционных процессов; защита прав мигрантов; организация внешней трудовой миграции и миграционного контроля; предостав­ление информации мигрантам (через органы государственной вла­сти и местного самоуправления) о населенных пунктах, рекомен­дуемых для постоянного проживания, возможностях трудоустрой­ства в них; доработка и корректировка долгосрочной федеральной миграционной программы от 9 августа 1994 г., направленной на решение проблем беженцев, вынужденных переселенцев, мигран­тов из третьих стран; заключение с бывшими союзными республи­ками ежегодных соглашений о квотах на въезд в Российскую Феде­рацию, правах национальных меньшинств, имущественных правах мигрантов.

Служба занятости

ФГСЗ- структура специальных гос органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их про­фессиональной подготовки, оказании социальной поддержки без­работным.

Функции ФГСЗ: оценка состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда; разработка и реализация федеральной, территориальных и других целевых про­грамм содействия занятости граждан, находящихся под рис­ком увольнения. содействие гражданам в поиске подходящей работы, а рабо­тодателям в поиске необходимых работников; организация профессиональной ориен­тации, подготовки, переподго­товки и повышения квалификации; осуществление социальных выплат Услуги предоставляются бесплатно. ФГСЗ организационно самостоятельна. Ее работу возглавляет и организует соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который для осуществления своих полномочий создает тер­риториальные органы.

Для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, ФГСЗ образо­вывает Государственный фонд занятости населения (ГФЗ). Поря­док формирования и расходования средств ГФЗ определен Законом «О занятости населения в Российской Федерации».

Планирование средств на оплату труда работников

Основу организации оплаты труда составляют следующие эле­менты: техническое нормирование труда; тарифное нормирование труда; формы и системы оплаты труда.

С помощью технического нормирования труда устанавливают обоснованные нормы труда, необходимые для количественной оценки затрат труда на выполнение какой-либо работы. Нормы ис­пользуют для определения расценок (размеров оплаты труда за еди­ницу работы).

Тарифное нормирование труда обеспечивается тарифной систе­мой, включающей тарифные ставки 1-го разряда, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, схемы должностных ок­ладов для руководителей, специалистов и других служащих, систе­му доплат и надбавок к тарифной зарплате.

Формы и системы оплаты труда — это способы использования норм труда и тарифной системы для расчетов заработной платы ра­ботников с учетом особенностей их труда.

Организация оплаты труда в России в правовом порядке регла­ментируется и регулируется на различных уровнях: государствен­ном, региональном, отраслевом и на уровне предприятий. В КЗоТе Российской Федерации и некоторых нормативных актах уста­новлены правовые нормы регулирования трудовых отношений, и оплаты труда включительно. В законодательной форме устанавли­вается минимальной размер заработной платы (МРОТ), ниже кото­рого не может быть месячная оплата труда работника, отработавше­го полную норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда); периодичность ее индексации в связи с инфляцией; единая тарифная сетка для оплаты труда работников бюджетной сферы; районные коэффициенты к заработной плате работающих на предприятиях в регионах с неблагоприятными при­родно-климатическими условиями и т.д.

ОТ в бюджетной сфере

Тарифное нормирование труда обеспечивается тарифной систе­мой, включающей тарифные ставки 1-го разряда, тарифные сетки, тарифно-квалификационные справочники, схемы должностных ок­ладов для руководителей, специалистов и других служащих, систе­му доплат и надбавок к тарифной зарплате.

Осущ-ся на основе ETC(шкала тарификации и ОТ всех категорий работников бюджетных отраслей) Каждая группа работников занима­ет в ETC соот-щий разряд(учитываются сложность выполняемых работ и ква­лификация)

с 1993 г. введена 18-разряд­ная ETC, регулирующая ОТ в диапазоне 1—10,07. Тарификация происходит путем аттестации раб-в на основе квалификационных требований. на предприятиях создаются аттеста­ционные комиссии. На каждого аттестуемого работника его непо­средственный руководитель готовит представление. В 1992 г. в ETC был заложен принцип нарастания тарифных коэф-ов от разряда к разряду. С 1-го по 3-й нарастание — 13% , с 6-го по 18-й — 11%. 1999 г. в ETC базируются на уменьшенном диапазоне новой ETC.

17. Организация оплаты труда

две формы ЗП: повременная и сдельная. При повременной ЗП начисляется по тарифной ставке, соответству­ющей присвоенному тарифному разряду с учетом отработанного времени. Сдельная- труд оплачивается по установленным сдельным расценкам за количество фактически изготовленной продукции. Формы заработной платы делятся на системы. Повременная имеет две системы: простую(Зп в соответствии с отработанным временем) и повременно-премиальную (простая повре­менная дополняется премиями)При сдельной: индиви­дуальная(умножается сдельная расценка за ед продукции на общее кол-во изготовлен­ной продукции), коллективная, прямая, сдель­но-премиальная, сдельно-прогрессивная, ак­кордная(сумму ЗП уста­навливают по аккордному наряду, в котором указывают полный пе­речень всех работ ,их объем, расценку на одну опера­цию).

18. Премиальные системы.Премирование за основные результаты хоз деятельно­сти: индивидуальное(при вы­полнении отдельных видов работ, требующих особых навыков для отдельных работников) и коллективное(премию начисляют на коллектив, а распределяют ее меж­ду работниками в соответствии с личным трудовым вкладом). Единовременное- выплата вознаграждения по ито­гам работы за год и т.д.; Специальные системы премирования — вознаграждение за экономию материальных ресурсов; создание новой техники.

Показатели(рост ПТ; повыше­ние качества продукции, работ и услуг; снижение затрат на произ­водство) и условия премирования должны зависеть от трудовых усилий коллектива. Размер премии дифференцируют в % в зависимости от величины средств, направляемых на премирование. Основным источником премиальных выплат является фонд по­требления предприятия.

19. К элементам тарифной системы относятся также доплаты и надбавки тарифного характера, т.е. установленные в связи со спецификой данного вида труда (сферы его приложения) и действующие практически постоянно.

Доплаты - это выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. Доплата к заработной плате – это денежная сумма, которая выплачивается работникам сверх тарифной ставки (оклада) с учетом интенсивности и условий труда.

Надбавка к заработной плате – это денежная выплата сверх заработной платы, которая имеет своей целью стимулировать работников к повышению квалификации, профессионального мастерства, а также к длительному выполнению трудовых обязанностей в определенной местности или в определенной сфере деятельности (неблагоприятные климатические условия, вредность производства и т.д.). Для работников устанавливаются следующие виды доплат и надбавок:

· за работу в выходной и праздничный день;

· за работу в сверхурочное время;

· за работу в ночное время;

· за работу в многосменном режиме;

· за совмещение профессий;

· за расширение зон обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;

· за выполнение обязанностей отсутствующего работника;

· бригадирам из числа рабочих, не освобожденных от основной работы;

· надбавка за классность и др.

Доплаты за условия труда при повременной оплате начисляются за фактически отработанное время на рабочих местах с условиями труда, отклоняющимися от нормальных.

При сдельной оплате труда доплаты учитываются при расчете расценок, по которым начисляется заработная плата за объем работы, выполненной в таких условиях.

Для правильного расчета заработной платы на предприятии должны учитываться отклонения от нормальных условий работы, которые требуют дополнительных затрат труда и оплачиваются дополнительно к действующим расценкам.

ТК РФ закрепляет обязанность работодателя производить повышенную плату за труд в условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в ночное и сверхурочное время, в праздничные дни и др.).

Наши рекомендации