Вопрос 1. Почему существуют города?
Одним из факторов, способствующих развитию городов, является сравнительное преимущество. В модели сельского региона предполагается, что производительность всех домохозяйств при производстве ткани и пшеницы одинакова. Если это допущение несколько ослабить, то у одной части региона можетпоявиться сравнительное преимущество при производстве ткани, а у другой -при производстве пшеницы. В определенных условиях сравнительное преимущество ведет к появлению торговли и развитию городов.
Понятие сравнительного преимущества можно пояснить на простой модели торговли между двумя частями региона. Предположим, что западная половина региона отличается более высокой производительностью, чем восточная.В табл. 2-1 показано, что у Запада имеется абсолютное преимуществоприпроизводстве и пшеницы, и ткани: жители западной части региона производят вдва раза больше пшеницы в час и в шесть раз больше ткани в час. Разница вуровнях производительности может объясняться различиями в уровнях квалификации работников, погодных условиях и качестве земли.
В основе понятия сравнительное преимущество лежит принцип альтернативной стоимости.
Торговля и транспортные расходы.
Сравнительное преимущество может привести к возникновению торговлимежду Востоком и Западом. А что насчет транспортных расходов? Торговлямежду двумя домохозяйствами выгодна только в том случае, если различия вуровнях производительности достаточно велики для того, чтобы компенсировать затраты на перевозку пшеницы и ткани между двумя территориями.Торговля будет выгодной, только если транспортные расходы малы относительно различий в уровнях производительности.
Эффект масштаба на транспорте и торговые города.
Торговля ведет к развитию торгового города только тогда, когда присутствует эффект масштаба на транспорте. Чтобы объяснить значение этого эффекта,предположим, что никакого эффекта масштаба нет: транспортные расходы набушель пшеницы (или ярд ткани) на милю не зависят от объема перевозок. Вэтом случае домохозяйства из двух регионов осуществляют прямую торговлю:чтобы обменять ткань и пшеницу, каждое восточное домохозяйство связывается с западным домохозяйством. Если, однако, имеется эффект масштаба натранспорте, то затраты на единицу товара на милю снижаются по мере того, каквозрастает объем перевозок, поэтому дешевле перевозить большие объемы
пшеницы и ткани. Используя этот эффект масштаба, торговые компании могутсобирать, перевозить и продавать товары при меньших затратах, чем несут домохозяйства, вступая в прямые торговые связи. Торговые компании размещаются в местах, удобных для сбора и продажи товаров, что ведет к появлениюрынков на пересечениях дорог, в портах, местах слияния рек и других перевалочных пунктах.
Решения о месте расположения торговцев приводят к возникновению городов-рынков. Люди, нанимаемые на работу торговыми фирмами, живут поблизости от рынка, чтобы экономить на затратах на поездки на работу и обратно, что способствует росту цен на землю. По мере того как цена на землю растет, жители экономят на затратах на землю, занимая относительно небольшиеучастки земли. Иными словами, плотность населения вокруг рынка выше, чемплотность населения на остальной территории региона. Поскольку городом называется место с относительно высокой плотностью населения, комбинациясравнительного преимущества и эффекта масштаба на транспорте приводит к
развитию города-рынка.
Город-рынок развивается потому, что удовлетворяются три условия. Вопервых, производительность в сельском хозяйстве достаточно высока для того,чтобы сельскохозяйственные рабочие производили достаточно пшеницы и ткани для себя и городских торговцев. Излишки сельскохозяйственной продукциипотребляются городскими рабочими. Во-вторых, различия в уровнях производительности, приводящие к появлению сравнительного преимущества, достаточно велики, чтобы компенсировать транспортные расходы, в связи с чем развивается торговля. В-третьих, имеется эффект масштаба на транспорте, что делает крупномасштабную торговлю и централизованные рынки эффективными.
Внутренний эффект масштаба производства.
Вторым фактором, способствующим развитию городов, является эффектмасштаба производства. Одним из допущений в модели сельского региона является то, что при производстве и пшеницы, и ткани присутствует неизменныйэффект масштаба. Поэтому какие-либо преимущества от централизации производства на фабриках отсутствуют и все товары производятся дома. Если убратьэто допущение, то на смену домашнему производству придет фабричное производство, что будет способствовать развитию промышленных городов.
Эффект масштаба возрастает по двум причинам:
1. Специализация факторов производства. На крупном производстве каждому рабочему поручается выполнение одной операции. Специализация трудаповышает производительность потому, что:
а) по мере повторения выполняемых операций квалификация работниковвозрастает;
б) рабочие тратят меньше времени на переключение с одной операции надругую.
2. Неделимые производственные факторы. Фактор производственногопроцесса не делится, если у него минимальный эффект масштаба. Если неделимый фактор разделить пополам, то суммарный результат двух половинок будетменьше, чем результат целого.
Эффект масштаба и городская территория
Вокруг фабрики образуется небольшая городская территория. Рабочие живут рядом с фабрикой, что позволяет им экономить время на дорогу и одновременно повышает стоимость прилегающей к фабрике земли.
Фабричный город развивается потому, что удовлетворяются два условия.
Первое — производительность сельскохозяйственных рабочих (производителей
пшеницы) достаточно высока, чтобы прокормить себя и иметь что-то сверх этого, чтобы прокормить работников фабрики в городе. Иными словами, излишексельскохозяйственной продукции потребляют городские рабочие. Второе —
эффект масштаба достаточно велик относительно затрат на дорогу, в связи счем фабричная ткань стоит дешевле домашней.