Предельная полезность. Первый закон Госсена.

Теория полезности представляет одно из течений экономичес­кой мысли, которое зародилось в XVIII в. Пропорции, в которых один товар обменивается на другой (их меновая стоимость), счита­лось, зависят от того, как участники обмена оценивают полезность этих товаров (Ф. Галиани). Ценность того или иного блага ставится в зависимость от индивидуальных оценок участников хозяйствен­ного процесса. При этом ценность определяется как суждение лиц, ведущих хозяйство, о значении находящихся в их распоряжении благ, т.е. ценность напрямую связывалась с сознанием хозяйствен­ных субъектов (К. Менгер).

В отличие от классической и марксовой политической эконо­мии в теории полезности центр внимания был смещен на изучение хозяйственного поведения единичного, обособленного субъекта. Данная экономическая школа впервые поставила поку­пателя с его потребностями в центр экономической системы.

Отсюда на первый план выходят потребности (отношения потребления), которым должно подчиняться производство и на кото­рые последнее должно быть сориентировано. В своей основе дан­ная экономическая концепция цены как никакая другая сориенти­рована на конечные потребности человека, общества. В этом ее большая и неоценимая заслуга.

Полезность, спрос и предложение. Другая особенность концепции полезности заключается в том, что основным объектом исследования стала сфера не производст­ва, а обращения. Предполагается, что именно в ней индивидуаль­ные оценки благ формируют их ценности. Поэтому цена рассмат­ривается от начала до конца как продукт исключительно субъек­тивных определений ценности благ участниками обмена. Каждый покупатель решает для себя проблему, какое количество своего т вара (денег) он готов отдать в обмен за нужное ему благо. Цена регулируется оценками «предельного покупателя» и «предельной продавца». При этом «предельные пары» устанавливают рыночное равновесие между числом желающих купить товар по данной цен и числом лиц, стремящихся продать его по этой цене. В сущности это баланс спроса и предложения, опирающийся на механизм взаимодействия индивидуальных оценок. Что касается издержек производства, то, как мы уже знаем из соответствующей теории, они сводились, и определялись субъетивными ощущениями «неудобства», «жертвенности», «воздержния», величина которых зависела от полезности блага. Общая ценность благ, участвующих в процессе производства, регулируется предельной полезностью конечного продукта, используемого для удовлетворения личных потребностей. При этом в основе цен на средства производства лежит не прямая, а косвенная их полезность, проявляющаяся в тех продуктах потребления, которые производятся с помощью данных средств производства.

Закон убывающей полезности. Дальнейшее свое развитие теория полезности получила в теории предельной полезности, или полезности, рассматриваемой по отношению каждого дополнительно приобретаемого блага. В данном случае каждый потребитель при приобретена последующей добавочной единицы блага оценивает ее на основ убывающей функции полезности. Впервые данная тенденция был замечена немецким экономистом Г. Госсеном и сформулирована в виде закона убывающей полезности, или первого закона Госсена. Согласно этому закону, полезность, а следовательно, и ценность каждой последующей единицы блага падает и достигает нуля в точке полного насыщения.

Первоначально действию этого закона приписывался универсальный характер, т.е. он распространялся на все проявления чело­веческих эмоций, «от голода до любви» (Ф. Визер). Однако в даль­нейшем его универсальность была поставлена под сомнение, а в отношении отдельных благ его действие принимает прямо проти­воположный характер. В связи с этим были выделены две группы потребностей: потребности наслаждения и потребности страдания (Ф. Кугель). Потребности наслаждения не подчиняются действию первого закона Госсена, так как в процессе потребления происходит не угасание чувства неудовлетворенности, а усиление чувства наслаждения.

.

Австрийская экономическая школа XIXвек (Бен-Байвер, Визер, Госсен, Кугель). Производство – распределение – обмен – потребление – производство. Потребность определяет полезность блага. Исходя из полезности можно определять значимость. Потребность – полезность блага- ценность (редкость) – спрос индив. – общественный спрос – цена. Равновесие на рынке устанавливается в том случае, если число покупок и число продаж совпадет. Полезность блага – это способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека. Ценность, значимость блага – это количественная оценка, то значение, число, которое покупатель ставит в соответствие данному благу, как необходимое условие для своего благополучия (это допущение – можно ранжировать все блага – не получило практического подтверждения). Предельная полезность – это изменение полезности блага при увеличении объема (количества) потребления блага на 1 единицу. Предельная полезность. Первый закон Госсена. - student2.ru I закон Госсена (закон изменения предельной полезности блага). Величина удовлетворения от потребления блага уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения. При этом совокупная полезность возрастает и достигает максимума в точке полного насыщения. Первоначально действию этого закона приписывался универсальный характер, т.е. он распространялся на все проявления человеческих эмоций, «от голода до любви» (Визер). Однако в дальнейшем его универсальность была поставлена под сомнение,а в отношении отдельных благ его действие принимает прямо противоположный характер. В связи с этим были выделены две группы потребностей: потребности наслаждения и потребности страдания (Кугель). Потребности наслаждения – законам Госсена не удовлетворяют, они при удовлетворении возрастают. Потребности страдания – это те потребности, которые мы можем удовлетворить на время, потом они возобновляются (удовлетворяют законам Госсена). В современных условиях при высоком уровне жизни потребности страдания -> наслаждения (пить вино – алкоголизм, наркотики – наркомания, еда - обжорство).

Вопрос 15.Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос. Спрос, величина спроса и их изменение.Спрос – это то количество товаров, которое может быть приобретено при определенном уровне цены. Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос имеет обратную зависимость от цены. Q- спрос (функция), P- цена (аргумент). Величина спроса – конкретное значение спроса, реальный объем спроса на определенный товар. Величина спроса определяется неценовыми факторами так, что при одной и той же цене она может быть различной. Изменение величины спроса выражается в перемещении кривой спроса вправо (увеличение), влево (уменьшение). Неценовые факторы: 1) уровень дохода потребителя 2) предпочтения 3) цены на товары – субституты и цены на товары – комплементы 4) прогнозы (неурожайность, войны)

Необходимо различать спрос и величину спроса. Предположим, что под воздействием тех или иных факторов (увеличение доходов, ажиотаж, стабилизация или дестабилизация социально-экономи­ческой ситуации) происходят изменения в спросе. Допустим, люди стремятся закупить определенный товар впрок. Рынок начнет ис­пытывать давление со стороны покупателей, со стороны спроса. А, как мы уже знаем, кривая спроса должна будет переместиться вверх и вправо, тем самым описывая изменившееся его состояние. В нашем случае изменение спроса вызовет одновременно и по­вышение цен, и возрастание величины спроса. В принципе может возникнуть и противоположная ситуация: под влиянием сокраще­ния спроса произойдет падение и цен, и величины спроса. Обраща­ясь к графику, можно увидеть два признака, которые указывают, происходит или не происходит изменение спроса. Если кривая спроса остается в своем прежнем состоянии, то любые ко­личественные изменения в приобретении того или иного блага будут свидетельствовать об изменении только величины спроса. Любое смещение кривой спроса свидетельствует об изменении си­туации на рынке со стороны спроса, которое может привести либо к сохранению прежней величины спроса, либо к его увеличению, либо к уменьшении

Наши рекомендации