Предельная полезность. Первый закон Госсена.
Теория полезности представляет одно из течений экономической мысли, которое зародилось в XVIII в. Пропорции, в которых один товар обменивается на другой (их меновая стоимость), считалось, зависят от того, как участники обмена оценивают полезность этих товаров (Ф. Галиани). Ценность того или иного блага ставится в зависимость от индивидуальных оценок участников хозяйственного процесса. При этом ценность определяется как суждение лиц, ведущих хозяйство, о значении находящихся в их распоряжении благ, т.е. ценность напрямую связывалась с сознанием хозяйственных субъектов (К. Менгер).
В отличие от классической и марксовой политической экономии в теории полезности центр внимания был смещен на изучение хозяйственного поведения единичного, обособленного субъекта. Данная экономическая школа впервые поставила покупателя с его потребностями в центр экономической системы.
Отсюда на первый план выходят потребности (отношения потребления), которым должно подчиняться производство и на которые последнее должно быть сориентировано. В своей основе данная экономическая концепция цены как никакая другая сориентирована на конечные потребности человека, общества. В этом ее большая и неоценимая заслуга.
Полезность, спрос и предложение. Другая особенность концепции полезности заключается в том, что основным объектом исследования стала сфера не производства, а обращения. Предполагается, что именно в ней индивидуальные оценки благ формируют их ценности. Поэтому цена рассматривается от начала до конца как продукт исключительно субъективных определений ценности благ участниками обмена. Каждый покупатель решает для себя проблему, какое количество своего т вара (денег) он готов отдать в обмен за нужное ему благо. Цена регулируется оценками «предельного покупателя» и «предельной продавца». При этом «предельные пары» устанавливают рыночное равновесие между числом желающих купить товар по данной цен и числом лиц, стремящихся продать его по этой цене. В сущности это баланс спроса и предложения, опирающийся на механизм взаимодействия индивидуальных оценок. Что касается издержек производства, то, как мы уже знаем из соответствующей теории, они сводились, и определялись субъетивными ощущениями «неудобства», «жертвенности», «воздержния», величина которых зависела от полезности блага. Общая ценность благ, участвующих в процессе производства, регулируется предельной полезностью конечного продукта, используемого для удовлетворения личных потребностей. При этом в основе цен на средства производства лежит не прямая, а косвенная их полезность, проявляющаяся в тех продуктах потребления, которые производятся с помощью данных средств производства.
Закон убывающей полезности. Дальнейшее свое развитие теория полезности получила в теории предельной полезности, или полезности, рассматриваемой по отношению каждого дополнительно приобретаемого блага. В данном случае каждый потребитель при приобретена последующей добавочной единицы блага оценивает ее на основ убывающей функции полезности. Впервые данная тенденция был замечена немецким экономистом Г. Госсеном и сформулирована в виде закона убывающей полезности, или первого закона Госсена. Согласно этому закону, полезность, а следовательно, и ценность каждой последующей единицы блага падает и достигает нуля в точке полного насыщения.
Первоначально действию этого закона приписывался универсальный характер, т.е. он распространялся на все проявления человеческих эмоций, «от голода до любви» (Ф. Визер). Однако в дальнейшем его универсальность была поставлена под сомнение, а в отношении отдельных благ его действие принимает прямо противоположный характер. В связи с этим были выделены две группы потребностей: потребности наслаждения и потребности страдания (Ф. Кугель). Потребности наслаждения не подчиняются действию первого закона Госсена, так как в процессе потребления происходит не угасание чувства неудовлетворенности, а усиление чувства наслаждения.
.
Австрийская экономическая школа XIXвек (Бен-Байвер, Визер, Госсен, Кугель). Производство – распределение – обмен – потребление – производство. Потребность определяет полезность блага. Исходя из полезности можно определять значимость. Потребность – полезность блага- ценность (редкость) – спрос индив. – общественный спрос – цена. Равновесие на рынке устанавливается в том случае, если число покупок и число продаж совпадет. Полезность блага – это способность блага удовлетворять какую-либо потребность человека. Ценность, значимость блага – это количественная оценка, то значение, число, которое покупатель ставит в соответствие данному благу, как необходимое условие для своего благополучия (это допущение – можно ранжировать все блага – не получило практического подтверждения). Предельная полезность – это изменение полезности блага при увеличении объема (количества) потребления блага на 1 единицу. I закон Госсена (закон изменения предельной полезности блага). Величина удовлетворения от потребления блага уменьшается, пока не достигнет нуля в точке полного насыщения. При этом совокупная полезность возрастает и достигает максимума в точке полного насыщения. Первоначально действию этого закона приписывался универсальный характер, т.е. он распространялся на все проявления человеческих эмоций, «от голода до любви» (Визер). Однако в дальнейшем его универсальность была поставлена под сомнение,а в отношении отдельных благ его действие принимает прямо противоположный характер. В связи с этим были выделены две группы потребностей: потребности наслаждения и потребности страдания (Кугель). Потребности наслаждения – законам Госсена не удовлетворяют, они при удовлетворении возрастают. Потребности страдания – это те потребности, которые мы можем удовлетворить на время, потом они возобновляются (удовлетворяют законам Госсена). В современных условиях при высоком уровне жизни потребности страдания -> наслаждения (пить вино – алкоголизм, наркотики – наркомания, еда - обжорство).
Вопрос 15.Закон спроса. Ценовые и неценовые факторы, влияющие на спрос. Спрос, величина спроса и их изменение.Спрос – это то количество товаров, которое может быть приобретено при определенном уровне цены. Спрос – это платежеспособная потребность. Спрос имеет обратную зависимость от цены. Q- спрос (функция), P- цена (аргумент). Величина спроса – конкретное значение спроса, реальный объем спроса на определенный товар. Величина спроса определяется неценовыми факторами так, что при одной и той же цене она может быть различной. Изменение величины спроса выражается в перемещении кривой спроса вправо (увеличение), влево (уменьшение). Неценовые факторы: 1) уровень дохода потребителя 2) предпочтения 3) цены на товары – субституты и цены на товары – комплементы 4) прогнозы (неурожайность, войны)
Необходимо различать спрос и величину спроса. Предположим, что под воздействием тех или иных факторов (увеличение доходов, ажиотаж, стабилизация или дестабилизация социально-экономической ситуации) происходят изменения в спросе. Допустим, люди стремятся закупить определенный товар впрок. Рынок начнет испытывать давление со стороны покупателей, со стороны спроса. А, как мы уже знаем, кривая спроса должна будет переместиться вверх и вправо, тем самым описывая изменившееся его состояние. В нашем случае изменение спроса вызовет одновременно и повышение цен, и возрастание величины спроса. В принципе может возникнуть и противоположная ситуация: под влиянием сокращения спроса произойдет падение и цен, и величины спроса. Обращаясь к графику, можно увидеть два признака, которые указывают, происходит или не происходит изменение спроса. Если кривая спроса остается в своем прежнем состоянии, то любые количественные изменения в приобретении того или иного блага будут свидетельствовать об изменении только величины спроса. Любое смещение кривой спроса свидетельствует об изменении ситуации на рынке со стороны спроса, которое может привести либо к сохранению прежней величины спроса, либо к его увеличению, либо к уменьшении