Тема 8 Статистика издержек производства

И обращения, результатов финансовой

Деятельности организаций

Издержки производства–это совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства продукта и его доведения из сферы производства до потребителя. В торговых организациях расходы, возникающие в процессе доведения товаров до потребителей (управленческие и коммерческие затраты), называют издержками обращения.

Основой системы показателей издержек производства является себестоимость продукции.

Себестоимость продукции – это все затраты на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

Различают три вида себестоимости: цеховую, производственную и полную. По продукции сельского хозяйства исчисляют производственную и полную себестоимость.

Изменение себестоимости отдельных видов продукции характеризует индивидуальный индекс себестоимости:iz= Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru , (8.1)

где z0, z1 - себестоимость единицы продукции соответственно в базисном и отчетном периодах.

Для однородных видов продукцииисчисляютиндекс себестоимости переменного состава (средней себестоимости) Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru = Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru : Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru , (8.2)

где q0и q1 - количество продукции соответственно в базисном и в отчетном периоде.

Независимо от структурных сдвигов изменение себестоимости показываетиндекс себестоимости фиксированного (постоянного) состава:

Iф.с. = Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru или Iф.с. = Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru : Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru . (8.3)

Индекс структуры (индекс структурных сдвигов) имеет вид:

Iстр. = Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru : Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru . (8.4)

Взаимосвязь индексов:Iп.с. =Iф.с. ×Iстр.(8.5)

Финансовые ресурсы – это денежные средства (собственные и привлеченные) хозяйствующих субъектов, находящиеся в их распоряжении и предназначенные для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат на производство.

Основным экономическим показателем, характеризующим результат финансовой деятельности, является прибыль. При этом важнейшим источником формирования финансовых ресурсов предприятий и организаций выступает прибыль от реализации продукции (работ, услуг). Абсолютное изменение ее величины в отчетном периоде по сравнению с базисным можно определить по формуле:

ΔП = П1 – П 0 ,(8.6)

где П 0 - прибыль базисного года ( Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru ),

П1– прибыль отчетного года ( Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru );

в том числе за счет изменения:

- цен ΔП р = Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru ; (8.7)

- себестоимости ΔПz= Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru ;(8.8)

- объема продаж ΔПq = Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru ; (8.9)

- структуры реализованной продукции

ΔПстр = Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru ,(8.10)

где П усл = Тема 8 Статистика издержек производства - student2.ru .

Общее изменение прибыли за счет изучаемых факторов:

ΔП =ΔПр + ΔПz+ΔПq + ΔПстр. (8.11)

Относительным показателем, характеризующим прибыльность работы предприятия, является рентабельность.

Задача 8.1. По данным таблицы 8.1 изучить динамику среднего уровня себестоимости производства зерна с учетом и без учета влияния структурных сдвигов, а также определить влияние структурного фактора на изменение средней себестоимости производства 1ц зерна с использованием индексного метода. Сделать вывод.

Таблица 8.1 - Динамика объемов и себестоимости производства зерна

в СПК «Колос» Динского района

Продукция Объем производства, ц Производственные затраты - всего, тыс. руб.
2009г. 2010г. 2009г. 2010г.
Зерно озимых зерновых
Зерно яровых зерновых
Зерно зернобобовых

Задача 8.2.По данным о реализации продукции (приложение Л)по своему вариантурассчитать прибыль от продажи в базисном и отчетном периодах; изменение размера прибыли за счет цены, себестоимости, объема реализации и структуры проданной продукции. Сделать вывод.

Вопросы для самоподготовки

1. Что понимается под себестоимостью продукции?

2. Статистический анализ динамики себестоимости продукции.

3. Что называется прибылью, каковы основные виды прибыли?

4.Индексный анализ изменения прибыли.


Наши рекомендации