Структура себестоимости по элементам затрат
- I Материальные затраты:
- 1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;
- 2) Топливо, энергия;
- 3) Общепроизводственные затраты.
- II Оплата труда - заработная плата:
- 1) основного производственного персонала;
- 2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);
- 3) интеллектуального персонала;
- 4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);
- 5) младшего обслуживающего персонала.
- III Отчисления на социальные мероприятия.
- IV Амортизация основных средств.
- V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)
13.Классификация по экономическим элементам: Материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов (в том числе стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями), использованных непосредственно для производства продукции. К материальным затратам относят также стоимость топлива, энергии, вспомогательных материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей и других материальных ценностей, израсходованных на производственные и хозяйственные нужды.затраты на оплату труда, куда включают затраты по оплате труда штатного и внештатного персонала, в том числе на основную и дополнительную заработную плату, а также премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты.отчисления на социальные нужды (отчисления в Фонд социального страхования, в пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование)амортизация. В экономический элемент «амортизация» включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности. Организациям высоко технологичных отраслей (связи, космической промышленности) и организациям, имеющим эффективные виды машин и оборудования разрешается применение механизма ускоренной амортизации.· прочие затраты. К экономическому элементу «Прочие затраты» относятся затраты, которые не вошли в предыдущие экономические элементы. Плата за аренду основных средств, за подготовку и переподготовку кадров, затраты на командировки, платежи за полученную лицензию на право пользования патентом, ноу-хау; плата сторонним организациям за сторожевую и пожарную охрану и др.
14. В машиностроении применяется следующая группировка затрат по калькуляционным статьям себестоимости:
сырье и материалы;
возвратные отходы (вычитаются);
топливо и энергия на технологические цели;
заработная плата основных производственных рабочих;
дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;
отчисления на социальные нужды основных производственных рабочих;
общепроизводственные расходы, в том числе:
—расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
—цеховые расходы;
общехозяйственные расходы;
прочие производственные расходы;
расходы на продажу
15.Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара.Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».
В этой группе методов расчёта цен выделяют:
- Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).
- Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).
- Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.
16. Прибыль— экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития. В зависимости от условий ее формирования различают следующие виды прибыли. 1) По объему издержек обращения выделяют экономическую и бухгалтерскую прибыль.
- Бухгалтерская прибыль – это простая разница между доходами от реализации (доходами с продаж) и расходами (текущими издержками).
- Экономическая (чистая) прибыль – это сумма, которая получается в результате вычета из бухгалтерской прибыли дополнительных расходов. В числе таких расходов могут быть некомпенсированные собственные траты, которые не были учтены в себестоимости продукта, дополнительные премиальные работникам, затраты на чиновников и т.д.
То есть чистая прибыль – это доход за вычетом абсолютно всех издержек.
2) По значению конечного результата прибыль может быть:
- нормативной или предусмотренной,
- максимально возможной или минимально допустимой,
- недополученной (упущенная выгода), с отрицательным результатом (убыток).
3) По регулярности формирования прибыль может быть:
- сезонная,
- нормированная
- чрезмерная.
4) По характеру налогообложения можно выделить:
- облагаемую налогом прибыль,
- и не облагаемую.
5) В зависимости от видов осуществляемой деятельности прибыль может быть:
- От финансовой деятельности. Это эффект, который получен от привлечения капитала в иные источники на выгодных условиях.
- От производственной деятельности. Это результат производства и сбыта.
- От инвестиционной деятельности. Это доходы от размещения депозитных вкладов и владения ценными бумагами, доходы, полученные от участия в совместной деятельности с другими компаниями или реализации имущества по завершению инвестиционного проекта.
17. Рентабельность (нем. rentabel[1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Показатели рентабельности
- Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.
ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %
- Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.
ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %
- Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).
ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %
- Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.
ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %
- Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.
BEP = EBIT/Активы * 100 %
- Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.
ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %
- Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.
ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %
- Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.
ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)
- Рентабельность примененного капитала (ROCE)
- Рентабельность суммарных активов (ROTA)
- Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
- Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы
- Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
- Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене
18. Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Виды инноваций
- Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
- Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
- Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
- Организационные — совершенствование системы менеджмента.
- Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.
19.Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Классификация видов планирования
По срокам планирования:
· оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;
· краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;
· среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;
· долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы.
По функциям назначения:
· производственные - план производства;
· коммерческие - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;
· инвестиционные - план техперевооружения, организационно-техническое развитие предприятия;
· социальные планы - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;
· планы по труду и заработной плате;
· другие планы по функциям и сферам деятельности.
По уровням управления предприятием:
· общефирменные планы
· планы структурных подразделений (филиал, производство, цех)
· планы работ функциональных отделов;
· планы работ участков и бригад.
20.Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Бизнес-план служит двум основным целям:
- Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
- Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.
Содержание бизнес-плана
- Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)
- Цели и задачи проекта
- Описание компании
- Описание продуктов
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- План персонала
- Финансовый план
В разработке бизнес-планов можно выделить несколько этапов:
Первый этап в подготовке бизнес-плана включает сбор информации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и масштабах деятельности.
Второй этап в работе над бизнес-планом связан с определением целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые необходимо решить с помощью бизнес-плана. Эти цели имеют двоякую природу. С одной стороны, план должен содержать привлекательное для целевого рынка коммерческое предложение товаров или услуг. С другой — план должен представлять собой привлекательное предложение для инвестора. Первоначальная цель бизнес-плана — начало финансирования — может быть достигнута, если создан план, соответствующий требованиям инвесторов. Третий этап — это точное определение инвесторов. Это могут быть крупные предприятия — корпорации, которые рассматривают бизнес-планы, предлагаемые их структурными подразделениями; банки; международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития; будущие партнеры или акционеры — крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли или регионе. Четвертый этап подготовки бизнес-плана — это определение общей структуры создаваемого плана. Бизнес-план во многих случаях может включать следующие разделы: резюме; история предприятия, если оно уже действует; описание продуктов — товаров и услуг; описание дел в отрасли, товарных рынков; оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценка риска; приложения. Пятый этап подготовки бизнес-плана предполагает сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Для сбора информации необходимо составить перечень сведений, необходимых для подготовки основных разделов плана.
Шестой этап подготовки — это непосредственное составление бизнес-плана. Как правило, разработка бизнес-плана должна осуществляться специалистами по планированию и аналитиками под руководством того, кто будет управлять реализацией плана.
Седьмой этап может заключаться в анализе, который является предварительной экспертизой плана. После этого план может быть представлен ведущим инвесторам или кредитора
Бух учёт
1.Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени.
Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.
Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.
Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:
- внеоборотные активы;
- оборотные активы;
- капитал и резервы;
- долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства.
2.Документальное оформление и учет поступления основных средств
Основные средства поступают на предприятие в результате:
капитальных вложений;
приобретения за плату у других предприятий и лиц;
получения от других предприятий и лиц безвозмездно;
обмена на другое имущество;
субсидий правительственного органа;
внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия (по договоренности сторон) и др.
В результате инвентаризации могут быть выявлены неучтенные объекты основных средств, ввод в эксплуатацию которых должен быть документально оформлен.
Операции по строительству и приобретению основных средств осуществляются отдельно от основной деятельности в результате капитальных вложений.
Для оформления приемки в эксплуатацию отдельных объектов основных средств и их отражения в учете, а также внутреннего перемещения из одного цеха (отдела, участка) в другой, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию или исключения из состава основных средств при передаче (продаже) другому предприятию (организации) применяется "Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств" формы №0С-1.
Указанный акт (накладная) составляется комиссией на каждый отдельный объект основных средств. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. К нему прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к данному объекту (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и др.), которая затем передается материально ответственным лицам по месту эксплуатации основных средств.
При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре. После оформления он вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию предприятия, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, организации или лицами, на то уполномоченными.
При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) составляется в двух экземплярах работником отдела (цеха) -- сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, а второй -- отделу (цеху) -- сдатчику.