Структура себестоимости по элементам затрат

  • I Материальные затраты:
    • 1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.;
    • 2) Топливо, энергия;
    • 3) Общепроизводственные затраты.
  • II Оплата труда - заработная плата:
    • 1) основного производственного персонала;
    • 2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.);
    • 3) интеллектуального персонала;
    • 4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.);
    • 5) младшего обслуживающего персонала.
  • III Отчисления на социальные мероприятия.
  • IV Амортизация основных средств.
  • V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.)

13.Классификация по экономическим элементам: Материальные затраты за вычетом стоимости возвратных отходов (в том числе стоимость сырья и материалов, покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, работ и услуг производственного характера, выполненных сторонними организациями), использованных непосредственно для производства продукции. К материальным затратам относят также стоимость топлива, энергии, вспомогательных материалов, запасных частей, инвентаря и хозяйственных принадлежностей и других материальных ценностей, израсходованных на производственные и хозяйственные нужды.затраты на оплату труда, куда включают затраты по оплате труда штатного и внештатного персонала, в том числе на основную и дополнительную заработную плату, а также премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты.отчисления на социальные нужды (отчисления в Фонд социального страхования, в пенсионный фонд, на обязательное медицинское страхование)амортизация. В экономический элемент «амортизация» включается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные ценности. Организациям высоко технологичных отраслей (связи, космической промышленности) и организациям, имеющим эффективные виды машин и оборудования разрешается применение механизма ускоренной амортизации.· прочие затраты. К экономическому элементу «Прочие затраты» относятся затраты, которые не вошли в предыдущие экономические элементы. Плата за аренду основных средств, за подготовку и переподготовку кадров, затраты на командировки, платежи за полученную лицензию на право пользования патентом, ноу-хау; плата сторонним организациям за сторожевую и пожарную охрану и др.

14. В машиностроении применяется следующая группировка затрат по калькуляционным статьям себестоимости:

 сырье и материалы;

 возвратные отходы (вычитаются);

 топливо и энергия на технологические цели;

 заработная плата основных производственных рабочих;

 дополнительная заработная плата основных производственных рабочих;

 отчисления на социальные нужды основных производственных рабочих;

 общепроизводственные расходы, в том числе:

—расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;

—цеховые расходы;

 общехозяйственные расходы;

 прочие производственные расходы;

 расходы на продажу

15.Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара.Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».

В этой группе методов расчёта цен выделяют:

  1. Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).
  2. Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).
  3. Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.

16. Прибыль— экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития. В зависимости от условий ее формирования различают следующие виды прибыли. 1) По объему издержек обращения выделяют экономическую и бухгалтерскую прибыль.



  • Бухгалтерская прибыль – это простая разница между доходами от реализации (доходами с продаж) и расходами (текущими издержками).
  • Экономическая (чистая) прибыль – это сумма, которая получается в результате вычета из бухгалтерской прибыли дополнительных расходов. В числе таких расходов могут быть некомпенсированные собственные траты, которые не были учтены в себестоимости продукта, дополнительные премиальные работникам, затраты на чиновников и т.д.

То есть чистая прибыль – это доход за вычетом абсолютно всех издержек.
2) По значению конечного результата прибыль может быть:

  • нормативной или предусмотренной,
  • максимально возможной или минимально допустимой,
  • недополученной (упущенная выгода), с отрицательным результатом (убыток).

3) По регулярности формирования прибыль может быть:

  • сезонная,
  • нормированная
  • чрезмерная.

4) По характеру налогообложения можно выделить:

  • облагаемую налогом прибыль,
  • и не облагаемую.

5) В зависимости от видов осуществляемой деятельности прибыль может быть:

  • От финансовой деятельности. Это эффект, который получен от привлечения капитала в иные источники на выгодных условиях.
  • От производственной деятельности. Это результат производства и сбыта.
  • От инвестиционной деятельности. Это доходы от размещения депозитных вкладов и владения ценными бумагами, доходы, полученные от участия в совместной деятельности с другими компаниями или реализации имущества по завершению инвестиционного проекта.

17. Рентабельность (нем. rentabel[1] — доходный, полезный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Показатели рентабельности

  • Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

ROM = ((Чистая) прибыль/Себестоимость) * 100 %

  • Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

ROFA = ЧП/Основные средства * 100 %

  • Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — отношение операционной прибыли (прибыли от продаж)(EBIT) компании к ее выручке(Sales).

ROS = EBIT/SALES= операционная прибыль/Выручка * 100 %

  • Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

ROL = Чистая прибыль/Среднесписочная численность * 100 %

  • Коэффициент базовой прибыльности активов (Basic earning power) — отношение прибыли до уплаты налогов и процентов к получению к суммарной величине активов.

BEP = EBIT/Активы * 100 %

  • Рентабельность активов (ROA) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру суммарных активов.

ROA = Чистая прибыль/Активы * 100 %

  • Рентабельность собственного капитала (ROE) — отношение чистой прибыли к среднему за период размеру собственного капитала.

ROE = Чистая прибыль/Собственный капитал * 100 %

  • Рентабельность инвестированного, перманентного капитала (ROIC) — отношение чистой операционной прибыли к среднему за период собственному и долгосрочному заёмному капиталу.

ROIC = EBIT*(1-Ставка налога на прибыль)/Инвестированный капитал * 100 %. В частном случае, при использовании в качестве инвестированного капитала заемных средств ROIC = (EBIT*(1-ставка налога на прибыль) — сумма % по заемному капиталу)/(собственный капитал+заемный капитал)

  • Рентабельность примененного капитала (ROCE)
  • Рентабельность суммарных активов (ROTA)
  • Рентабельность активов бизнеса (ROBA)
  • Рентабельность чистых активов (RONA) = Прибыль до налогообложения / Чистые активы
  • Рентабельность производства = Прибыль / (Стоимость основных фондов + стоимость оборотных средств)
  • Рентабельность наценки (Profitability of the margin) — отношение себестоимости продукции к его продажной цене

18. Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Виды инноваций

  • Технологические — получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.
  • Социальные (процессные) — процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
  • Продуктовые — создание продуктов с новыми и полезными свойствами.
  • Организационные — совершенствование системы менеджмента.
  • Маркетинговые — реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий.

19.Планирование — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Классификация видов планирования

По срокам планирования:

· оперативное (до года) - определение конкретных действий на установленный период, план производства, кассовый план и т.д.;

· краткосрочное (один год) - формирование производственных, коммерческих, административно-хозяйственных планов, бюджет предприятия;

· среднесрочное (три-пять лет) - планирование мероприятий по реализации стратегии, выработка финансовой политики, бизнес-план;

· долгосрочное (свыше пяти лет) - концепция компании, стратегические планы.

По функциям назначения:

· производственные - план производства;

· коммерческие - сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия;

· инвестиционные - план техперевооружения, организационно-техническое развитие предприятия;

· социальные планы - содержание объектов социальной сферы, социальная поддержка персонала;

· планы по труду и заработной плате;

· другие планы по функциям и сферам деятельности.

По уровням управления предприятием:

· общефирменные планы

· планы структурных подразделений (филиал, производство, цех)

· планы работ функциональных отделов;

· планы работ участков и бригад.

20.Планирование бизнеса — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Бизнес-план служит двум основным целям:

  • Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  • Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

Содержание бизнес-плана

  1. Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)
  2. Цели и задачи проекта
  3. Описание компании
  4. Описание продуктов
  5. План маркетинга
  6. Производственный план
  7. Организационный план
  8. План персонала
  9. Финансовый план

В разработке бизнес-планов можно выделить несколько этапов:
Первый этап в подготовке бизнес-плана включает сбор информации о требованиях к бизнес-планам в избранной отрасли и масштабах деятельности.
Второй этап в работе над бизнес-планом связан с определением целей его подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые необходимо решить с помощью бизнес-плана. Эти цели имеют двоякую природу. С одной стороны, план должен содержать привлекательное для целевого рынка коммерческое предложение товаров или услуг. С другой — план должен представлять собой привлекательное предложение для инвестора. Первоначальная цель бизнес-плана — начало финансирования — может быть достигнута, если создан план, соответствующий требованиям инвесторов. Третий этап — это точное определение инвесторов. Это могут быть крупные предприятия — корпорации, которые рассматривают бизнес-планы, предлагаемые их структурными подразделениями; банки; международные финансовые организации, занимающиеся финансированием развития; будущие партнеры или акционеры — крупные предприятия и предприниматели, действующие в отрасли или регионе. Четвертый этап подготовки бизнес-плана — это определение общей структуры создаваемого плана. Бизнес-план во многих случаях может включать следующие разделы: резюме; история предприятия, если оно уже действует; описание продуктов — товаров и услуг; описание дел в отрасли, товарных рынков; оценка конкурентов и выбор конкурентной стратегии; производственный план; план маркетинга; организационный план; финансовый план и оценка риска; приложения. Пятый этап подготовки бизнес-плана предполагает сбор информации, необходимой для разработки каждого раздела плана. Для сбора информации необходимо составить перечень сведений, необходимых для подготовки основных разделов плана.
Шестой этап подготовки — это непосредственное составление бизнес-плана. Как правило, разработка бизнес-плана должна осуществляться специалистами по планированию и аналитиками под руководством того, кто будет управлять реализацией плана.
Седьмой этап может заключаться в анализе, который является предварительной экспертизой плана. После этого план может быть представлен ведущим инвесторам или кредитора

Бух учёт

1.Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки имущества по его составу, размещению и источникам его формирования на конкретный момент времени.

Бухгалтерский баланс – двусторонняя таблица. В левой части баланса показывается имущество по составу и размещению – это актив баланса, в правой части отражаются источники формирования этого имущества – это пассив баланса.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

  • внеоборотные активы;
  • оборотные активы;
  • капитал и резервы;
  • долгосрочные обязательства;
  • краткосрочные обязательства.

2.Документальное оформление и учет поступления основных средств

Основные средства поступают на предприятие в результате:

капитальных вложений;

приобретения за плату у других предприятий и лиц;

получения от других предприятий и лиц безвозмездно;

обмена на другое имущество;

субсидий правительственного органа;

внесения учредителями в счет их вкладов в уставный фонд предприятия (по договоренности сторон) и др.

В результате инвентаризации могут быть выявлены неучтенные объекты основных средств, ввод в эксплуатацию которых должен быть документально оформлен.

Операции по строительству и приобретению основных средств осуществляются отдельно от основной деятельности в результате капитальных вложений.

Для оформления приемки в эксплуатацию отдельных объектов основных средств и их отражения в учете, а также внутреннего перемещения из одного цеха (отдела, участка) в другой, передачи со склада (из запаса) в эксплуатацию или исключения из состава основных средств при передаче (продаже) другому предприятию (организации) применяется "Акт (накладная) приемки-передачи (внутреннего перемещения) основных средств" формы №0С-1.

Указанный акт (накладная) составляется комиссией на каждый отдельный объект основных средств. Составление общего акта, оформляющего приемку нескольких объектов основных средств, допускается лишь при учете хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования и т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость и приняты в одном календарном месяце. К нему прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к данному объекту (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и др.), которая затем передается материально ответственным лицам по месту эксплуатации основных средств.

При оформлении приемки основных средств акт (накладная) составляется в одном экземпляре. После оформления он вместе с приложенной технической документацией передается в бухгалтерию предприятия, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем предприятия, организации или лицами, на то уполномоченными.

При оформлении внутреннего перемещения основных средств акт (накладная) составляется в двух экземплярах работником отдела (цеха) -- сдатчика. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передается в бухгалтерию, а второй -- отделу (цеху) -- сдатчику.

Наши рекомендации