Формы иностранного капитала в освоении ресурсов нефти и газа.
В современных условиях можно выделить следующие наиболее распространенные схемы вхождения иностранного капитала в нефтегазовый бизнес России: 1. Покупка пакета акций крупной рос. ВИНК либо совместное финансирование деятельности (участие в капитале и управлении) одного из дочерних подразделений ВИНК; 2.Создание СП и консорциумов с рос. предприятиями; 3. Вхождение в нефтегазовые проекты на условиях СРП; 4. Покупка либо регистрация на территории РФ небольших нефтяных компаний, финансирование их деятельности; 5. Участие в подрядных работах и заключение сервисных контрактов; 6. Квазииностранные инвестиции: регистрация рос. предпринимателями компаний за рубежом, прежде всего в оффшорных зонах или в странах с либеральным налоговым режимом.Покупка пакета акций рос. ВИНК.Как правило, такие сделки затрагивают стратегические экономические и политические интересы страны, поэтому переговоры ведутся на уровне правительств. Наличие политической поддержки руководством стран компаний-партнеров является существенным фактором безопасности бизнеса. В этом случае, еще до начала корпоративных переговоров, заключение межправительственных соглашений о сотрудничестве в нефтегазовой сфере. Важными элементами по обеспечению защиты интересов иностранных инвесторов является согласование структуры топ-менеджмента объединенной компании. Возможно создание «шахматной структуры управления», которая, например, была реализована в «ТНК-ВР». В этом случае происходит дублирование функционала со стороны российских и иностранных инвесторов. Другой вариант – разграничение функций управления по функциональным службам, как это реализовано в НК «ЛУКОЙЛ»). Практикуется также включение в члены Совета Директоров компаний известных политиков и функционеров, имеющих значительный вес в международном сообществе (реализовано в «ТНК-ВР»), а также известных ученых и бизнесменов (было реализовано в «ЮКОСе»). Основные реализованные сделки вхождения иностранных компаний в НГК России через покупку пакетов акций ВИНК: British Petroleum в «ТНК-ВР» - 50% (соответственно в «Славнефти», на половину контролируемой «ТНК-ВР» - 25 %); ConocoPhillips в «ЛУКОЙЛ»- (2009 год - 20,6%; в 2010 году акции выкуплены обратно «ЛУКОЙЛом») E.ON Rurhrgas GPD GmbH в «Газпроме» - 2,5 % (соответственно в «Газпром нефти», «Славнефти)». Создание совместных предприятий с рос. ВИНК. По схеме вхождения в НГК через создание СП с российскими ВИНК действовали три иностранные компании: ConocoPhillips в «Нарьянмарнефтегазе» («ЛУКОЙЛ»); ConocoPhillips в «Полярном сиянии» (российский партнер – «Роснефть»); Sinopec в «Удмуртнефти» («Роснефть»); Sinopec в «Вениннефть» («Роснефть»); CNPC в «Восток-Энерджи» («Роснефть)». Участие в СРП. Середина 90х для России была крайне сложной в финансовом плане, необходимы были иностранные инвестиции. Механизм СРП выглядел как единственно возможный и цивилизованный способ привлечения денег в экономику страны. Специальных законов регламентирующих СРП в мире нет. В России, учитывая масштабы и разнообразие природных ресурсов, пошли по пути:1) распространения режима СРП на все виды полезных ископаемых 2) принятие специального закона (ФЗ №225), регулирующего отношения, возникающие в рамках СРП. СРП является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В настоящее время в РФ реализуется 3 проекта с участием иностранного капитала на условиях СРП:1. Сахалин-1. Оператор – «Exxon Neftegaz Limited»; 2. Сахалин-2. Оператор – «Sakhalin Energy Investment Company Ltd»; 3. Харьягинский проект. Оператор – «Тоталь Разработка Разведка Россия». Режим позволяет: обеспечить инвестору стабильный налоговый режим в течение всего периода реализации инвестиционного проекта; шкала раздела прибыльной продукции в зависимости от рентабельности освоения месторождения, измеряемой значениями ВНР, позволяет придать системе гибкость в отношения изъятия ресурсной ренты и создать приемлемые условия для освоения месторождений. Недостатки СРП: индивидуализация соглашений по реализуемым проектам, в условиях недостаточной квалификации и коррупции государственных служащих привело к получению инвесторами необоснованно выгодных условий реализации проектов и как следствие, к потере получения государством адекватных налоговых поступлений от разработки месторождений; высокий уровень возмещения затрат резко ограничивает текущую эффективность реализуемых проектов. В проектах Сахалин 2 и Харьягинский вся добываемая продукция, остающаяся после уплаты роялти, вплоть до полной компенсации осуществления капитальных затрат уходит на возмещение затрат инвестора. Отсутствуют и доля государства в добываемой нефти, и поступающий государству налог на прибыль, взимаемый с доли прибыльной продукции, принадлежащей инвестору.
Участие в покупке и финансирование деятельности небольших нефтегазовых компаний. Квазииностранные инвестиции. Иностранные инвесторы активно приобретают небольшие рос. компании, не консолидированные в состав крупных ВИНК, а также регистрируют в России юридические лица для участия в проектах освоения небольших нефтегазовых месторождений. Часть этих инвестиций фактически являются квазииностранными, осуществляемыми за счет финансовых ресурсов, ранее выведенных из России. Российские нефтегазовые компании регистрировали управляющую компанию в оффшорной зоне с целью минимизации налогообложения, в результате выведенные за рубеж финансовые средства, впоследствии возвращались в форме иностранных инвестиций. Крупнейший проект, реализуемый иностранными инвесторами путем создания независимой нефтяной компании на территории России – освоение Салымской группы месторождений в Ханты-Мансийском автономном округе. Оператор проекта – «Салым Петролеум Девелопмент Н.В.». Акционеры «Салым Петролеум Девелопмент»: «Шелл Салым Девелопмент - 50 %»; ОАО НК «Эвихон» (контролируется Sibir Energy) - 50 %. В качестве механизмов стимулирования развития нефтегазового комплекса России, в том числе за счет рационального привлечения и использования иностранных инвестиций и технологий целесообразно: снизить общий уровень и дифференцировать налогообложение; либерализировать порядок экспорта газа; упростить возможность участия российских и зарубежных компаний в проектах на шельфе; установить безусловную передачу для разведки и разработки (выдачу сквозной лицензии) инвестору (российскому или иностранному), проводившему ГРР, открытых в результате месторождений вне зависимости от объема их запасов. Российские компании при взаимодействии с иностранными партнерами заинтересованы в привлечении инвестиций и технологий, возможности выхода назарубежные рынки. Интересы иностранных инвесторов при участии в российских нефтегазовых проектах – получение доступа к ресурсной базе и организация экспортных поставок. Для обеспечения долгосрочного развития нефтегазового комплекса России целесообразно привлечение иностранных инвестиций и технологий при реализации крупномасштабных капиталоемких проектов в новых нефтегазодобывающих районах - в Восточной Сибири, шельфе дальневосточных и арктических морей. Целесообразно стимулирование деятельности зарубежных и международных компаний в части размещения на территории России перерабатывающих и нефтегазохимических производств и мощностей по производству нефтегазового оборудования, не имеющего аналогов в России. В традиционных районах добычи необходимо стимулирование деятельности малых, в том числе венчурных, компаний, использующих передовые отечественные и зарубежные технологии. Основной объем – около 70 % – иностранных инвестиций поступает из Люксембурга, Нидерландов, Кипра, Великобритании, Германии, Китая. СП - совместные предприятия. Виды: СП для совместной эксплуатации активов. Учреждаются в отношении определенного комплекса имеющихся активов либо для управления или создания активов. В большинстве случаев учреждаются для ведения разведки и добычи, строительства/эксплуатации трубопроводов, НПЗ, а в последнее время все чаще —для реализации проектов по производству СПГ. Многие СП в сегменте разведки и добычи учреждаются без образования юридического лица. СП для совместной коммерческой деятельности. Учреждаются для объединения и совместного использования ресурсов всего бизнеса в области маркетинга, цепочки поставок, добычи/производства, а также экономии за счет масштаба. СП данного вида чаще всего создавались: • Нефтеперерабатывающими, нефтехимическими и транспортными компаниями • Нефтесервисными компаниями в сегменте разведки и добычи.Торговые альянсы. Учреждаются для совместногомаркетингаи сбыта продукции,например, объединения автозаправочных станций с предприятиямирозничной торговли для расширенияклиентской базы. Достоинства СП: Капиталоемкость. Проекты в области разведки и добычи могут оказаться слишком капиталоемкими для самостоятельного финансирования одной компанией..• Концентрация риска. Параметры риска, связанные с осуществлением крупномасштабных проектов в области разведки и добычи, могут быть неприемлемы для одной компании.• Доступ к наукоемкой технологии. Для разработки сложных месторождений могут потребоваться запатентованные наукоемкие технологии, получение которых невозможно без предоставления долевого участия их владельцам.• Доступ к ресурсам. Владелец ресурсов может не располагать капиталом и (или) технологиями, необходимыми для их эффективной разработки. • Позиционирование на рынке и оптимизация портфеля активов. Благодаря объединению и совместному использованию активов СП способны занимать лидирующее положение на отдельных рынках, а также оптимизировать портфели активов своих участников. Недостатки: Проблемы в работе СП могут привести к потере партнерами финансовых средств, утрате доверия, технологий, активов и отвлечению управленческих ресурсов.
Закон о СРП
Основные положения СРП закреплены в ФЗ №225 от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции» (с изменениями и дополнениями), НК РФ, гл. 26.4, статьи 346.34-346.42. Специальных законов регламентирующих СРП в мире нет. В России, учитывая масштабы и разнообразие природных ресурсов, пошли по пути:1) распространения режима СРП на все виды полезных ископаемых 2) принятие специального закона (ФЗ №225), регулирующего отношения, возникающие в рамках СРП. В России в рамках СРП разрабатываются 3 нефтегазовых проекта: Сахалин 1, Сахалин 2, Харьягинский. Все три СРП заключены до вступления в силу 225 ФЗ. Соглашения, заключенные до вступления в силу настоящего закона, считаются соответствующими положениям данного закона.
СРП является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпр. деят-сти (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, доб. минер. сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.
Стороны:-РФ, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ или уполномоченные им органы;–Инвесторы.В случае, если в качестве инвестора в соглашении выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юр. лиц, участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по согл. Пользование участками недр.Право пользования участками недр на условиях СРП предоставляется инвестору на основании согл. При этом лицензия на пользование участком недр выдается инвестору в течение 30 дней с даты подписания согл. Лицензия выдается на срок действия согл. и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями согл. Право пользования участком недр может быть ограничено, приостановлено или прекращено по условиям согл. Срок действия.Действие согл. по инициативе инвестора, а также при условии выполнения им принятых на себя обязательств продлевается на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи минерального сырья и обеспечения рац. исп. и охраны недр. При этом условия и порядок такого продления определяются согл.. При продлении действия согл. лицензия на пользование недрами подлежит переоформлению на срок действия соглашения органами, выдавшими данную лицензию.
Прекращение действия соглашения.Действие согл. прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены согл.
Условия выполнения работ.Предусмотренные согл. работы и виды деятельности выполняются в соответствии с утвержденными программами, проектами, планами и сметами. Работы по соглашению выполняются при соблюдении требований законодательства РФ, а также при соблюдении утвержденных стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения. При этом соглашением предусматриваются обязательства инвестора по:-предоставлению рос. юр. лицам преимущественного права на участие в работах по соглашению в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков или в ином качестве;привлечению работников – граждан РФ, количество которых должно составлять не менее чем 80% состава всех привлеченных работников, привлечению иностранных рабочих и специалистов только на начальных этапах работ по соглашению;- приобретению необходимых для ги, доб., транспортировки и переработки пи технологического оборудования, технических средств и материалов рос. происхождения в объеме не менее 70% общей стоимости приобретенного в каждом году для выполнения работ по согл. оборудования;- осуществлению мер, направленных на предотвращение вредного влияния указанных работ на окружающую среду, а также по ликвидации последствий такого влияния;- страхованию ответственности по возмещению ущерба в случае аварий, повлекших за собой вредное влияние на окружающую среду;- ликвидации всех сооружений, установок и иного имущества по завершении работ по согл., а также по очистке от загрязнения территории, на которой проводились работы по согл.. Стороны должны предусматривать в согл. условие, что не менее 70% технолог. оборудования в стоимостном выражении для добычи пи, их транспортировки и переработки, должно быть рос. происхождения. Организация выполнения работ по согл., в том числе ведение учета и отчетности, осуществляется инвестором или по поручению инвестора оператором соглашения. В качестве такого оператора, предмет деятельности которого должен быть ограничен организацией указанных работ, могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории РФ филиалы или юр. лица либо привлекаемые инвестором для этих целей юр. лица, а также иностранные юр. лица, осуществляющие деятельность на территории РФ. При этом инвестор несет имущественную ответственность перед государством за действия оператора соглашения как за свои собственные действия. В целях координации деятельности по выполнению работ по согл. сторонами должно быть предусмотрено создание управляющего комитета, в состав которого входит равное число представителей от каждой стороны. Право собственности на имущество и информацию.Имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и исп. им для выполнения работ по согл., является собст. инвестора, если иное не предусмотрено согл..Право собст. на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или со дня прекращения согл.. При этом в течение срока действия согл. инвестору предоставляется исключительное право на пользование таким имуществом на безвозмездной основе для проведения работ по согл. и инвестор несет бремя содержания находящегося в его пользовании имущества и риск его случайной гибели или случайного повреждения.В случае перехода к государству права собственности на указанное имущество это имущество относится к федер. собст. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, полученные инвестором в результате вып. работ по согл., принадлежат на праве собст. государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных согл., инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными инф., данными в целях вып. работ по согл.. Учет и отчетность.Учет финансово-хозяйственной деятельности инвестора при вып. работ по согл. осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от учета иной деятельности, не связанной с соглашением.Бухгалтерский учет и отчетность при выполнении работ по соглашению ведутся в валюте РФ (рублях) или в иностр. валюте.
Передача прав и обязанностей по согл.Инвестор имеет право передать полностью или частично свои права и обязанности по согл. любому юр. лицу или любому гражданину только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по согл.
Стабильность условий соглашения.Условия согл. сохраняют свою силу в течение всего срока действия. Изменения в соглашении допускаются только по согласию сторон, а также по требованию одной из сторон в случае существенного изменения обстоятельств.В случае, если в течение срока действия соглашения в законодательстве РФ будут установлены нормы, ухудшающие коммерч. результаты деятельности инвестора в рамках согл., в согл. вносятся изменения, обеспечивающие инвестору ком. результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших нормативно-правовых актов на момент заключения согл.
Контроль за исполнением соглашения.Государственный контроль за исполнением согл. осуществляют федер. органы гос. власти совместно с органами гос. власти соответствующего субъекта РФ. Разрешение споров.Споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью согл., разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах). Платежи за пользование недрами, уплачиваемые при СРП. При выполнении соглашения инвестор уплачивает разовые платежи за пользование недрами при наступлении событий, определенных в соглашении и лицензии (бонусы), ежегодные платежи за договорную акваторию и участки морского дна, сбор за участие в конкурсе (аукционе), сбор за выдачу лицензии, регулярные платежи за пользование недрами (ренталс), компенсацию расходов государства на поиски и разведку полезных ископаемых, компенсацию ущерба, причиняемого в результате выполнения работ по соглашению коренным малочисленным народам РФ в местах их традиционного проживания и хозяйственной деятельности. Суммы указанных платежей, а также сроки их уплаты определяются условиями согл. раздел продукции будет рассмотрен далее!
Система налогообложения при выполнении СРП реализуется на условиях, предусмотренных самими соглашениями. При выполнении СРП применяется специальный налоговый режим. Суть специального налогового режима: уплата совокупности налогов и сборов, установленных законодательством РФ, заменяется разделом между государством и инвестором произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения в натуральном или стоимостном выражении. Инвестор не платит: налог на имущество в отношении ос, немат. активов, запасов и затрат, которые используются исключительно для осуществления СРП; транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств, исп. исключительно для СРП; таможенную пошлину за ввоз товаров для выполнения работ по соглашению. Налоговой базой по налогу на прибыль является прибыльная продукция плюс внереализационные доходы инвестора, которые уменьшаются на величину расходов (возмещаемых и уменьшающих базу по налогу)
Схема раздела продукции.
ФЗ №225 от 30 декабря 1995 года «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает возможность применения двух схем раздела продукции: трехступенчатой схемы раздела продукции(так называемая индонезийская модель - см. Схема 1) и прямого раздела продукции(так называемая ливийская модель – см. Схема 2). В трехступенчатой схеме произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок:1)определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости.Произведенная продукция – количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом из недр минеральном сырье, по своему качеству соответствующей гос. стандарту РФ и другим стандартам. 2)определения части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению (компенсационная продукция). При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе РФ–90% общего объема произведенной продукции. Состав затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции, определяется соглашением в соответствии с законодательством РФ (смотри далее*). В действующих СРП предельный уровень компенсационной продукции в Сахалин 1-85%, Сахалин 2 и Харьягинский - 100%; 3) раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная при выполнении соглашения продукция за вычетом части этой продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции за отчетный (налоговый) период; 4)передачи инвестором государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента; 5)получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.
В одноступенчатой схеме:1) определения общего объема произведенной продукции и ее стоимости; 2) раздела между государством и инвестором произведенной продукции или стоимостного эквивалента произведенной продукции и определения принадлежащих государству и инвестору долей произведенной продукции. Пропорции такого раздела определяются соглашением в зависимости от геолого-экономической и стоимостной оценок участка недр, технического проекта, показателей технико-экономического обоснования соглашения. При этом доля инвестора в произведенной продукции не должна превышать 68%; 3) передачи государству принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента; 4)получения инвестором части произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения. Схема раздела определяется условиями аукциона (на предоставление участка недр в пользование на условиях СРП). Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции. Соглашение не может предусматривать переход или замену одного способа раздела продукции на другой.
«Трехступенчатая схема» | «Одноступенчатая схема» |
Предусматривает раздел между государством и инвестором прибыльной продукции. При этом предельный уровень компенсационной продукции не должен превышать 75% (при добыче на континентальном шельфе – 90%) от общего объема произведенной продукции. | Происходит отказ от деления продукции на прибыльную и компенсационную. Разделу подлежит вся произведенная продукция, что существенно упрощает процедуру раздела в связи с отсутствием необходимости установления величины затрат, подлежащих возмещению инвестору за счет компенсационной продукции. Доля инвестора при данном способе в произведенной продукции может достигать 68%. |
Уплата налогов | |
НДС Налог на прибыль НДПИ Платежи за пользование природными ресурсами Водный налог Государственная пошлина Плата за негативное воздействие на окружающую среду Таможенные платежи Земельный налог Акциз | Государственная пошлина Таможенные сборы НДС Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Отмена региональных и местных налогов в обоих случаях.
Доход государства состоит из трех частей: роялти(платеж, не налог), части прибыльной продукции и налога на прибыль. Роялти – платежи собственнику ресурса (государству) за право разработки (добычи) запасов. Роялти, рассчитываемые как процент валового дохода производителя, являются достаточно популярной формой выплат государству из-за ее административной простоты. Роялти фактически гарантируют государству определенный минимуму доходов от эксплуатации месторождения. По подсчетам экономистов, если бы эти проекты разрабатывались на общих основаниях, то бюджет получал бы в три раза больше. Ставки роялти занижены относительно иностранных аналогов (в два раза).
Сахалин 1 | 8% от стоимости реализации углеводородов |
Сахалин 2 | 6% но уже от стоимости добытых углеводородов |
Харьягинский | 6-11% в зависимости от суммарного объема добытой нефти |
*Возмещаемые затраты - обоснованные затраты инвестора или оператора согл., понесенные при выполнении программы работ. Возмещаемые затраты утверждаются управляющим комитетом в соответствии с программой работ и сметой затрат. Возмещение затрат осуществляется за счет полученной инвестором компенсационной продукции. В состав возмещаемых затрат включаются следующие затраты:1)затраты, понесенные инвестором до вступления соглашения в силу (должны быть отражены в смете затрат на первый год работ по согл.): затраты на подготовку, проведение переговоров, согласование и экспертизу согл., включая затраты на разработку технико-экономического обоснования; затраты на поисковые, оценочные и разведочные работы и др. 2)затраты, понесенные инвестором и (или) оператором с даты вступления согл. в силу и в течение всего периода его действия: отчисления в ликвидационный фонд; затраты инвестора на компенсацию государству затрат на поисково-разведочные работы, геолого-экономическую оценку и другие исследования, необходимые для подготовки участка недр к передаче в пользование инвестору; затраты на поиски, оценку и разведку месторождения; затраты на разработку и обустройство месторождения; затраты капитального характера и эксплуатационные затраты на добычу, хранение и транспортировку минер. сырья до установленного в согл. пункта доставки или пункта раздела и др. (зар. плата, соц. отчисления, ренталс, аренда, инфраструктура, управленческие в пределах норм). Не возмещаются: затраты на приобретение пакета геолого-геофизической информации для участия в конкурсе (аукционе), затраты на уплату взноса за участие в конкурсе (аукционе), бонусы, роялти, НДПИ, налог на прибыль, налоги и платежи, проценты по ссудам, затраты превышающие установленные по ним органичения, затраты по халатности или преднамеренной ошибки инвестора. Если количество компенсационной продукции, эквивалентное остатку возмещаемых затрат инвестора в соответствующем периоде, меньше предельного уровня компенсационной продукции в этом периоде, то в указанном периоде инвестору возмещается весь остаток невозмещенных возмещаемых затрат. Возмещаемые затраты уменьшаются на величину: прочих операционных доходов, связанных с получением инвестором и оператором арендной платы за сдачу в аренду имущества, приобретенного по соглашению, за вычетом затрат, связанных с их получением; страховых выплат, если затраты на страхование и затраты инвестора на устранение последствий страхового случая были возмещены инвестору за счет компенсационной продукции; возмещение инвестору и (или) оператору сумм уплаченных ими налогов субъектов РФ и местных налогов, сборов, иных обязательных платежей, от которых инвестор и (или) оператор не освобождены.
***Законы развития регионов.
Экономические законы (объективные тенденции) регионального развития в усл. регулируемого рынка.