Оценка оборачиваемости и рентабельности капитала.
Деловая активность – эффективность использования имеющегося капитала для осуществления расширенного воспр-ва.
Анализ деловой активности осуществляется с помощью оценки системы абсолютных и относительных показателей.
Абсолютные: прибыль, выручка, величина затрат и др.
На основе сопоставления данных показателей в мировой практике сформировалось понятие золотого правила экономики предприятия:
Тприбыли ˃ Т выручки ˃ Т активов ˃ 100 %
Тприбыли ˃ Т выручки– предприятие работает более рентабельно за счет снижения затрат
Т выручки ˃ Т активов– имеющийся у предприятия производственный потенциал используется более эффективно
Т активов ˃ 100 %–у предприятия отмечается расширенное воспр-во, т.е. наращивание производственного потенциала
Относительные: оборачиваемость и длительность одного оборота капитала или его сотавляющих.
К основным показателям эффективности использования в обороте капитала относят:
1) Коэффициент деловой активности (оборачиваемости капитала) определяется отношением выручки от реальной к среднегодовой стоимости активов предприятия:КДА=В / А (сред)
Он характеризует эффективность использования всех средств организации, т.е он показывает сколько раз за год совершается полный цикл пр-ва и обращения.
2) Коэффициент оборачиваемости ОБА: Коб = В / ОБА (сред)
Характеризует оборачиваемость активов, вложенных в производсьвенно-сбытовую деятельность.
Продолжительность оборота в днях: Т = 365 / Коб
3) Коэффициент оборачиваемости запасов: К = В / З
Отражает число оборотв запасов и затрат предприятия за анализируемый период.
4) Коэффициент оборота готовой продукции: К = с/с / ГП
Говорит о востребованности продукции, т.е. скорость её реализации.
5) Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности:
К = В / ДЗ
Характеризует скорость возврата ДЗ.
Все показатели рассчитываются как minза 2 периода, сравниваются в динамике. В качестве факторыынх моделей используются расчетные формулы.
Рентаб-ть фин.-хоз. деят-ти орг-ий хар-ют 3 группы пок-лей:
1. показ-ли, хар-щие рентаб-сть произв. деят-сти (R перевозок, R произв-ва, R грузов. и пасс. перевозок, R ИВД)
R произв. деят-сти наз. показ-лем окупаемости эксплуат. расходов. Он хар-ет, сколько предпр-е имеет прибыли с кажд. рубля, затрач. на осущ-ние произв. процесса и может рассчит-ся в целом по произв-ву, в целом по перев-кам, по груз. и пасс. перев-кам, по ИВД.
R=Прибыль/Е*100%
Также можно рассчит. по чистой прибыли.
Rпер=Прибыль от пер/Епер*100%=
=(Приб. от груз. пер.+Приб. от пасс. пер.)/(Егруз+Епасс)*100%
Rгруз=Прибыль от груз. пер./Егруз*100%
Rпасс=Прибыль от пасс. пер./Епасс*100%
Rивд=Прибыль от ИВД/Еивд*100%
Показ-ль R с отриц. знаком – показ-ль уровня убыточности.
2. показ-ли, хар-щие прибыльность продаж – показ. вел-ну прибыли получ. с рубля доходов предпр-ия в целом по произв. деят-сти и по отдельн. ее направлениям. Рассчит-ся аналогично предыдущим, только в знаменателе вместо расходов приним. вел-на доходов или выручки.
3. показ-ли, хар-щие доходность капитала и его частей – опред. показ-ли R капитала, кот. показ. вел-ну прибыли, приход-ся на рубль средств, вложенных в тот или иной источник финансир-ния деят-сти орг-ии (R собств. капит., R заемн. капит., R всего капит. орг-ии, R осн., оборотн. капит. и др.). Все показ-ли могут рассчит-ся по прибыли отчетн. периода и по чистой.
Rкапит=Прибыль отч./ср. вел-на капитала*100%
Rсобств=Прибыль отч./ср. вел-на собств. капитала*100%
Rзаемн=Прибыль отч./ср. вел-на заемн. капитала*100%
В процессе анализа все показ-ли рассчит. как минимум за 2 периода. Изуч-ся их динамика, а в случае наличия планов. показ-лей – оценив. выполн-е плана. На основ-и получ. результатов делают выводы и по тем показ-лям, по кот. значительн. колебания уровня, провод. факторн. анализ с max детализ-ей числ-ля и знамен-ля расчетн. формулы с целью выявления резервов повыш-я R или стабилиз-и сложившегося уровня доходности.
29. АНАЛИЗ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ЗАТРАТАМИ, ОБЪЕМОМ ПРОДАЖ И ПРИБЫЛЬЮ.
Безубыточность – это такое состояние, когда бизнес не приносит не прибыли, не убытка.
Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего, каждая дополнительная единица продовольственной продукции будет приносить прибыль.
Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж – это зона безопасности (зона прибыли) и чем она больше, тем прочнее фин. состояние предприятия.
Для осуществления расчетов можно использовать графические и аналитические способы:
*ПРИМЕР:производственная мощность предприятия рассчитана на выпуск 1000 изделий, которая продается по цене 20000 руб.; все что продается – сбывается => объем производства продукции равен выручки от реализации = 20 млн руб.Постоянные затраты предприятия составляют 4 млн руб., переменные затраты на единицу продукции 12000 руб., => на весь выпуск 12млн руб. при таких условиях предприятие получает П=4 млн руб.
Для определения безубыточного объема продаж из зоны безопасности построим график:
В-З=П; Т-точка безубыточности;
По данным этого графика точка безубыточности объема продаж (порог рентабельности, точка окупаемости З) расположена на уровне 500 единиц изделия, либо 10 млн руб. выручки, т.е. на уровне 50% возможного объема производства и реализации продукции.
Если пакет заказов на изделия предприятия будет больше 50% его производственной мощности, то будет прибыль, а если меньше, то – убыток.
При пакете заказов 75% объема производства, т.е. на уровне 750 шт., предприятие получит прибыль, но не 4 млн руб., а 2 млн руб.
Разность между фактическим и безубыточным объемом продаж называется зоной безубыточности.
Если предприятие полностью использует свою производственную мощность 1000 шт., то зона безопасности (запас финансовой прочности) составляет 50% - 500 ед.
Если же объем реализации составляет 700 изделий, то зона безопасности составит 200 (20%).
Полученную зависимость можно представить по-другому:
- при объеме реализации = 0, предприятие получает убыток в сумме постоянных расходов – 4 млн руб.;
- при объеме производства в 1000 шт. - прибыль в сумме 4 млн руб.;
Соединив эти точки между собой получим точку критического объема продаж.
Аналитический способ расчетаболее удобен, для него необходимо вывести ряд формул, с помощью которых можно анализировать данные показатели.
Для того, чтобы их вывести мы несколько видоизменим первоначальный график.
Т – точка безубыточного объема продаж
Дм – маржинальный доход, общая сумма
Ду – удельный вес маржинального дохода в выпуске от реализ продукции
Дс – ставка маржинального дохода за единицу продукции
Ц – цена за единицу продукции
Н – непроизводственные (постоянные) затраты
Зперем – затраты переменные пропорциональные
П – прибыль
В – выручка
К – количество продукции в натуральных единицах
Рпер – удельные переменные расходы, т.е. переменные расходы в ед. продукции
Дм =П+Н=В-Зпер; можно записать пропорцию:
Т/Н=В/Дм; Т=В∙Н/Дм=Н/Дм/В=Н/Ду;
Дм= (4+4)=(20-12)=8 млн руб.
Т=20млн∙4млн/8млн=10млн; Т=4/0,4=10 млн;
Для расчета точки критического объема в % используем следующую формулу:
Т=Н/Дм∙100% = 4млн/8млн∙100=50%;