Совокупный спрос, его элементы и факторы
Совокупный срос (AD)-реальный объем нацэкономики, который потребители готовы купить при любых ценах.Совокупный спрос-это агрегированный (или обобщенный)спрос AD=C+Ig+G+Xn.Совокупный спрос зависит от общего уровня цен. Чем выше общий уровень цен, тем меньше реальный объем производства, на который предъявлен спрос. Обратная зависимость между уровнем цен и совокупным спроса объясняется 3 целевыми факторами: 1.Эффектом процентной ставки.Рост уровня цен ведет к повышению спроса на деньги для сделок и к росту процентной ставки. Это приводит к подорожанию кредитов и к уменьшению потребительских и инвестиционных расходов.Объем совокупного спроса понижается. 2. Эффектом богатства. Рост уровня цен снижает реальную стоимость(покупательскую способность) накопленных фин активов с фиксированным денежным выражением, что побуждает их владельцев сокращать общий объем расходов в экономике. 3. Эффектом импортных закупок. Рост уровня цен приводит к изменению соотношения цен на аналогичные отечественные и импортные товары. Спрос на отечественные может уменьшится, а на более качественные импортные увеличится.На совокупный спрос действуют и нецелевые факторы: изменения в потребительских расходах обусловленные благосостоянием потребителей, задолженностью потребителей, изменением налоговых ставок на их расходы. Изменение в инвестированных расходах предприятий (величина их расходов зависит от уровня процентных ставок по кредитам, ожидаемых прибылей от инвестиций, налогов с предприятий, появлений новых прогрессивных технологий; Изменения в расходах государства, связанные с расходами бюджета, экон ситуацией в стране; Изменения в расходах на частный экспорт, обусловленные изменением валютных курсов, динамикой эконом развития зарубежных государств.Нецелевые факторы вызывают сдвиг кривой совокупного предложения вправо (при его росте), или влево (при его уменьшении).
81. Современные концепции управления качеством.Всеобщее управление качеством и управление предприятием.
В настоящее время в мире внедрение системного подхода к управлению качеством осуществляется предприятиями в трех формах:
первый уровень – системы качества по моделям, регламентированным стандартами ИСО 9000;
второй уровень – системы всеобщего управления качеством (Total Quality Management – TQM);
третий уровень – системы общего руководства предприятием или общефирменного управления.
Системы всех трех уровней находятся в постоянном развитии и взаимосвязи и во все большей мере интегрируются. Тем не менее, по сути, они являются тремя последовательными ступенями в совершенствовании управления, и системы каждого уровня имеют свои принципиально важные отличительные особенности, которые наверняка сохранятся.
Философия МС ИСО 9000 направлена на обеспечение выполнения требований потребителей. Это обусловливает жизнеспособность данных стандартов. Наличие системы качества на базе МС ИСО 9000 будет еще долго выступать как весьма важный фактор конкурентоспособности, и во многих случаях как необходимое условие заключение контракта на поставку продукции. Однако для завоевания твердых позиций на современных насыщенных рынках уровень систем качества, соответствующий требованиям стандартов ИСО 9000, сегодня является необходимым, но уже недостаточным. Уверенность и успех в конкурентной борьбе в настоящее время могут быть обеспечены применением зарубежными производителями более совершенных систем всеобщего управления качеством (TQM).
К основным постулатам TQM можно отнести следующие:
-цель работы в системе – ноль дефектов (или «делай правильно с первого раза»). Основной смысл постулата – создать постоянное стремление к уменьшению числа дефектов, понимая, что ноль дефектов – конечная, но фактически недостижимая цель.
- правило работы в системе – предупреждение дефектов, а не их устранение (за этим и применение статистических методов контроля и др.)
- все производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и поставщика.
Всеобщее управление качеством – это не теоретическая дисциплина, а технология руководства процессом повышения качества. Она состоит из трех частей:-базовой системы;-системы технического обеспечения;-системы совершенствования и развития всеобщего управления качеством.
Эффективность TQM зависит от трех ключевых условий:-высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;-инвестиции осуществляются не в оборудование, а в людей;-организационные структуры преобразуются или создаются специально под TQM.
Стремление стимулировать производство товаров, конкурентоспособных на мировых рынках, инициировало создание нового общеорганизационного метода непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Этот метод получил название — всеобщее управление качеством.
Total Quality Management — философия всеобщего управления качеством, успешно стартовавшая много лет назад в Японии и США с практики присуждения наград компаниям, достигшим высшего качества производимой продукции.Главная идея TQM состоит в том, что компания должна работать не только над качеством продукции, но и над качеством организации работы в компании, включая работу персонала. Постоянное параллельное усовершенствование 3-х составляющих:-качества продукции;-качества организации процессов;-уровня квалификации персонала
Всеобщее управление качеством — это не программа; это систематический, интегрированный и организованный стиль работы, направленный на непрерывное ее улучшение. Это не управленческая прихоть; это проверенный временем стиль управления, успешно десятилетиями используемый компаниями по всему миру.
В основе TQM лежат следующие принципы:-ориентация на потребителя;-вовлечение работников, что даёт возможность организации с выгодой использовать их способности;-подход к системе качества как к процессу;-системный подход к управлению;-постоянное улучшение
Качество: способность набора неотъемлемых свойств продукта, компонента продукта или процесса удовлетворить требования заказчика.
Создаваемая система качества должна учитывать специфику предприятия, его размеры, структуру и организацию производства. Система качества должна быть гибкой, чтобы не создавать помех тем изменениям, которые могут оказаться необходимыми в дальнейшем. При выборе варианта системы производится оценка и трактовка каждого ее элемента. Все элементы разбиваются на три группы.
К первой группе относятся те элементы качества, которые должны быть определены и установлены руководством предприятия:- политика в области качества;- организационная структура и организация работы;- оценка системы качества;- обучение.
Ко второй группе относятся элементы системы, охватывающие проблемы всего предприятия и связанные с проблемами продукции. К ним относятся:- контроль документации;- ведение всех записей по качеству;- применение статистических методов;- контроль средств измерений и контроля;- контроль качества;- хранение, упаковка, транспортировка, отгрузка изделий;- обращение с дефектной продукцией.
К третьей группе элементов системы качества относятся элементы, специфичные для определенных этапов:- проверка контрактов;- обеспечение качества на различных стадиях жизненного цикла продукции (проектирование, закупка материалов и комплектующих, изготовление и использование).
Главным документом системы качества является «Руководство по качеству».Модель управления предприятием должна строиться на основе следующих базовыхположений:
1. Предприятие рассматривается с точки зрения преобразования поступающего в виде сырья исопутствующих материалов овеществленного потока в готовую продукцию определенного ассортимента.
2. Управление предприятием разделяется на два контура: оперативного и стратегического управления, воснове которых лежат методы и технологии системного, ситуационного, количественного анализа в соответствии сличной управленческой концепцией руководителя, которая бы отражала его взгляды и планы по развитиюпредприятия.
3. Автоматизация управленческих функций (планирования, контроля, мотивации и др.) предприятиядолжна быть комплексной, обеспечивающей качественной, своевременной и полной информацией все основныеэтапы принятия решений.
4. В основе комплексной информационной системы предприятия должны располагаться взаимосвязанныемежду собой оперативное и основное хранилища данных.
82. Содержание инновационной деятельности и сущность инновационного менеджмента на предприятии.
Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.
Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:
• проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению образцов новой продукции;
• подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;
• разработку технологического процесса изготовления новой продукции;
• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;
• разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений;
• исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;
• подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;
• проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;
• организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций.
Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.
Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.
Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах: как науку управления инновациями; как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений; как аппарат управления инновациями.
Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Процесс реализации функций инновационного менеджмента
1.Формирование инновационных целей;2.Планирование инноваций
Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации.
Содержание и характерные черты менеджмента. Виды и уровни менеджмента на предприятии
Содержание менеджмента.
Менеджмент можно рассматривать как науку, практику и искусство:
Как наука управления – возникла на базе практической деятельности по управлению организациями и имеет свой предмет изучения, принципы, функции, методы, свои специфические проблемы и подходы к их решению;
Как практика управления – эмпирические навыки предыдущих поколений менеджеров и опыт, приобретенный в результате управленческой деятельности;
Как искусство управления – сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства.
Менеджмент можно рассматривать как функцию и как институт:
Как функция в самом широком смысле охватывает все задачи в следующих сферах управления фирмой: планирование, организация, управление, контроль;
Как институт управления охватывает всех должностных лиц предприятия, имеющих право принимать решения и давать распоряжения
Менеджмент включает три уровня управления: высший (президенты, ген.директора, управляющие); средний (директора филиалов, начальники цехов, отделов); низовой (начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера)
Характерные черты менеджмента
Характерные для управления черты включают экономический, социально-психологический, правовой, организационно-технический аспекты.
Экономический аспект - координация материальных и трудовых ресурсов
Социально - психологический аспект характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы.
Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов.
Организационно - технический аспект включает оценку ситуации ,отбор целей и задач, упорядочение ресурсов, рациональное проектирование, мотивацию и вознаграждение и т.д.
Менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам : уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам ).
По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства предприятием:
1) высший уровень управления – (высшее руководство предприятия), формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам;
2) средний уровень управления - (руководители подразделений) обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений;
3) нижний уровень - (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты), обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления.
Различают следующие виды менеджмента:
♦ стратегический менеджмент - охватывает принятие всех стратегических решений по развитию предприятия – высший уровень управления;
♦ производственный, или операционный менеджмент - определяет необходимые действия по управлению производством, в том числе технологический менеджмент;
♦ маркетинговый менеджмент - отражает организацию и конкретные механизмы управления маркетинговой деятельностью предприятия с учетом специфики предприятия и его масштабов;
♦ инновационный менеджмент - определяется профилем деятельности предприятия, его позицией на рынке и условиями конкуренции;
♦ финансовый менеджмент - обеспечивает управление движением материальных и финансовых ресурсов предприятия;
♦ управление персоналом - уметь правильно организовать и направить действия персонала;
Содержание функции организации. Развитие функции организации при стратегическом
Подходе к управлению.
Содержание функции организации
Функция организации — важная функция управления, заключающаяся в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определении порядка и условий функционирования фирмы.
Пути реализации функции управления: административно-организационное управление и оперативное управление.
Административно-организационное управление предполагает:
♦ определение структуры фирмы;
♦ установление взаимосвязей и распределение функций между всеми подразделениями;
♦ предоставление прав и установление ответственности между работниками аппарата управления.
Оперативное управление обеспечивает функционирование фирмы в соответствии с утвержденным планом путем периодического сравнения фактических и плановых показателей, с внесением (при необходимости) корректировки. Оперативное управление тесно связано с текущим планированием.
Организационная структура фирмы и ее управление постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.
Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению
Развитие функции организации при стратегическом подходе к управлению направлено на использование инжинирингового подхода при формировании организационной структуры и создание организационной культуры, в наибольшей степени, способствующей проведению необходимых стратегических изменений.
Непосредственное влияние на выбор конкретной организационной структуры оказывают внутренние переменные, характеристики предприятия, и факторы внешней среды:
♦ цели и стратегии предприятия;♦ размер предприятия и степень диверсификации его деятельности;♦ география размещения подразделений предприятия;♦ технология производственной деятельности и управления;♦ динамика основных характеристик и факторов внешней среды;♦ внутренний рабочий климат предприятия.
Организационная структура устанавливает границы взаимосвязи подразделений, способствующие реализации стратегии, а также определяет оптимальное соотношение обязанностей, прав и ответственности персонала.
Инжиниринговый подход к формированию организационной структуры. Содержательная часть разработки организационной структуры для реализации стратегического плана, непосредственно влияющая на уровень затрат ресурсов при достижении желаемого результата, определяется путем проектирования работы в рамках реализации конкретных бизнес-процессов на предприятии. Проектирование конкретной работы осуществляется на основе анализа необходимых технических факторов, а также возможностей и квалификационных факторов персонала. Результатом проектирования является перечень необходимых рабочих мест и содержание работ персонала на каждом рабочем месте (включая квалификационные требования к персоналу), обеспечивающих реализацию соответствующего бизнес-процесса.