Основные подходы и школы в развитии науки управления
Менеджмент
Основные подходы и школы в развитии науки управления
В настоящее время известны 4 основных подхода в развитии управленческой науки.
1) Подход с позицией выделения 5 школ:
· Школа научного управления (принцип Тейлора)
· Классическая (административная)Анри Файоль -основатель,принцип-единоначалие
· Школа человеческих отношений в управлении(основатели Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер
· Школа поведенческих наук
· Школа научного управления (количественные методы) Генри Форд
2) Ситуационный.
3) Системный.
4) Процессный. (туда входит планирование,организация ,мотивация,контроль,координация)
Вклад отечественных ученых в развитие науки управления(нет)
Чрезвычайно высокая скорость протекания социально-экономических, политических процессов, определяющих среду существования российского менеджмента
· Комплекс факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в РФ
· Культурная среда, особенности общественного сознания и др.
Проблемы:
· Спрос не изучен, непонятен, наличие спроса определяется по факту, результатам продаж
· Уверенность в том, что РФ не может устанавливать долгосрочные цели по сохранению и развитию бизнеса
· Отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев
Национальные модели менеджмента: сравнительная характеристика(нет)
В США человек может всю жизнь проработать на одной должности если его это устраивает – в Японии считают, что долгая работа в одной должности приводит к потере интереса к работе и уровень ответственности падает.
В Японии принимают на работу на всю жизнь и не спешат с оценкой работы и продвижением по службе, а в Америке принимают на работу на временный контракт, что позволяет быстро оценивать работу сотрудника и назначать повышение.
В Японии коллективное принятие решений, ответственность, а в США индивидуальный подход к каждому сотруднику, стимулирование самостоятельности.
Сущность менеджмента. Соотношение понятий «менеджмент» и «управление»
Соотношение «управления» и «менеджмента»
1) люди, управляющие организацией
2) орган или аппарат управления
3) искусство (практика) выполнения работы
4) наука (область человеческого сознания)
Менеджмент – это
Управление - это
Принципы управления.
Принципы менеджмента впервые ввёл Ф. Тейлор в 1911г
Принципы управления – это руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Принципы управления бывают общие и частные.
Общие имеют универсальный характер и распространяют свое действие на все сферы управления и отрасли экономики. Общие принципы управления: целенаправленность, планомерность, стимулирование, иерархичность, дисциплина, компетентность.
Частные имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Каждая отрасль экономики или отдельная организация самостоятельно вырабатывают собственные принципы управления в соответствии с установившимися традициями, культурой, исторически сложившимися требованиями и т. п.
Методы управления: организационно-административные, экономические, социальные, психологические
Основные методы управления:
1) экономические (зарплата, бонусы)
2) административные (приказ, карьерный рост)
3) социально – психологические (похвала, благодарность)
методы управления – это способ воздействия управляющей подсистемы субъекта управления для достижения поставленных целей.
Системный подход в управлении. Организация как система
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов
Внешняя среда организации
Внешние факторы оказывают влияние на все элементы и процессы внутри организаций. Их можно разделить на две группы: факторы общего внешнего окружения (факторы макроокружения) и факторы непосредственного (делового) окружения организаций.
Факторы макроокружения, создающие условия среды нахождения организации:
1) экономические, характеризующие состояние экономики страны (темпы инфляции, уровень безработицы, природные ресурсы, климат, величина заработной платы);
2) правовые, совокупность законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, а также их практическая реализация;
3) политические, определяющие направление и методы развития общества (главенствующая политическая идеология, стабильность правительства, сила оппозиции);
4) социальные явления и процессы (отношение людей к труду и качеству жизни, ценности, традиции и национальные особенности, демографическая структура общества, уровень образования);
5) технологические, определяемые развитием научно-технического прогресса (научно-технические разработки, инновации, модернизация производства).
Факторы непосредственного окружения организации:
1) покупатели.
2) поставщики.
3) конкуренты
4) рынок рабочей силы обеспечивает организацию кадрами необходимой специальности и квалификации, уровня образования и др.
Планирование в системе менеджмента
Это процесс разработки плана, определяющего то, что нужно достичь и какими методами.
Задачи: выбор оптимальной стратегии, обеспечение устойчивости функционирования и развития организации, комплексное обеспечение выполнения планов.
Принципы: точность, гибкость, непрерывность, экономическая обоснованность, социальная ориентация плана, сбалансированность плана
Включает в себя: анализ ситуации, установление целей и задач, разработка стратегии, оценка альтернативных вариантов, определение необходимых ресурсов, доведение плана до всех кто его выполняет.
Бывает стратегическое (более детальное, составляется на год) и оперативное (основывается на основе бизнес-плана, который включает в себя краткое содержание, историческую справку, основные продукты, анализ рынка, производство, управление, организацию и персонал, собственность, риски и доходы, задачи и основные этапы). Бизнес-план разрабатывается в случае освоения новых сфер деятельности, создании новых сфер бизнеса, внедрения новых продуктов, решения вопроса выхода организации из кризиса.
Стили руководства
Маркетинг
Комплекс маркетинга
в лекциях
Маркетинговые исследования
Ма́рке́тинговое— форма бизнес-исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике.
Для любой фирмы, стремящейся к успеху, маркетинговые исследования выступают как начало и логическое завершение любого цикла её маркетинговой деятельности. Исследования рынка значительно уменьшают неопределенность при принятии важных маркетинговых решений, что позволяет эффективно распределять экономический потенциал для достижения новых высот в бизнесе!
Маркетинговые исследования, изучение внешней и внутренней среды и её регулярный мониторинг для любого предприятия является важным элементом стратегии успешного развития в условиях рыночной экономики. Роль исследований возрастает многократно в условиях несформированности своего сегмента рынка или при неопределенности нового бизнеса.
Маркетинговые исследования должны ответить на вопросы:
1. Кто покупает
2. Где покупают
3. Для чего покупается этот товар.
Сегментация рынка
Сегментирование — стратегия производителей и продавцов товаров, заключающаяся в разделении рынка на отдельные части (сегменты) по признаку вида продаваемого товара, территориального расположения, типа наиболее представленных на данной части рынка покупателей, по социальным признакам. Выделяют сегментирование рынка по географическому типу, когда в основу заложены географические факторы; сегментирование по демографическому принципу, в основе которого лежат демографические признаки; сегментирование рынка по поведенческому принципу, исходя из поведенческих особенностей покупателей; сегментирование по психографическому принципу, основанное на разделении покупателей в зависимости от принадлежности к социальным группам (рабочие, крестьяне, служащие, интеллигенция, городские и сельские жители, граждане с разным уровнем дохода).
Экономика организации
Экономическая теория
Основные источники инфляции
· Повышение номинальной заработной платы
· Увеличение цен на сырье и энергию
· Увеличение налогов
Типы инфляции:
· Инфляция спроса – равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной занятости, когда растет объем заработной платы, появляется избыточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Для преодоления необходимо вмешательство государства.
· Инфляция предложения (издержек) – увеличение издержек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырье и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Снижение предложения ведет к сокращению производства и занятости, т.е. к спаду и дальнейшему сокращению расходов
Стагфляция — инфляция, сопровождаемая стагнацией производства, высоким уровнем безработицы и одновременным повышением уровня цен
Виды инфляции
По характеру протекания:
· открытая –продолжительныый рост цен на товары и услуги;
· скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
Последствия инфляции
Для сферы производства:
· снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
· обесценение всего фонда накопления;
· обесценение кредитов;
· стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:
· перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);
· отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;
· обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;
· определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;
· снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:
· владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;
· потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;
· поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;
· кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:
· деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.
Стратегический менеджмент
Управление персоналом
1. Система управления персоналом организации(лекции!)
Финансовый менеджмент
Временная стоимость денег
Концепция временной стоимости денег считается базовой в финансовом менеджменте. В ее основе лежит представление о том, что простейшим видом финансовой сделки выступает однократное предоставление в долг денежной суммы (РV) с условием, что через какое-то время t будет возвращена возросшая сумма (FV), т. е. в результате инвестиций денежная сумма увеличивается, иначе финансовый смысл этой операции для инвестора исчезает.
Процесс наращения – процесс, в котором заданы исходная сумма, процентная ставка. Его результативная величина – наращенная сумма, а используемая в операции ставка – ставка наращения.
Процесс дисконтирования – процесс, в котором заданы ожидаемая в будущем к получению (возвращаемая) сумма и ставка. Искомая величина процесса – приведенная сумма, а используемая в операции ставка – ставка дисконтирования.
Признаки ценной бумаги
1. Обращаемость на рынке – это способность ценной бумаги покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров.
2. Доступность для гражданского оборота, т. е. способность ценной бумаги не только покупаться, но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения и т. п.).
3. Стандартность – ценная бумага должна иметь стандартное содержание (стандартность прав, стандартность участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным правам, стандартность сделок, стандартность формы самой бумаги и т. п.).
4. Серийность – возможность выпуска ценной бумаги однородными сериями, классами.
5.Документальность – ценная бумага как определенный документ должна содержать предусмотренные законодательством реквизиты.
6. Регулируемость и признание государством – документы должны быть признаны государством в качестве ценных бумаг, что обеспечивает их хорошую регулируемость и доверие к ним.
7. Ликвидность – это способность ценной бумаги быть быстро проданной, превратиться в денежные средства (в наличной или безналичной форме) без существенных потерь для ее держателя.
8. Риск – возможность потерь, связанных с инвестициями в ценные бумаги.
9. Обязательность исполнения – не допускается отказ от исполнения обязательства, выраженного ценной бумагой (за исключением случая, когда есть доказательства, что ценная бумага попала к держателю неправомерным путем).
Главным среди последних является фондовая биржа – официально зарегистрированное учреждение, профессионально организующее куплю-продажу ценных бумаг. На бирже контролируются акции и облигации лишь тех фирм, которые удовлетворяют определенным требованиям и прошли процедуру листинга.
Финансы
Финансовые институты.
ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ - Любая организация, например банк, строительное общество или финансовая компания, которая собирает средства отдельных лиц, организаций или правительственных органов и инвестирует их или дает взаймы.
Финансовые институты оказывают услуги по передаче денег и предоставлению займов и влияют на функционирование реальной экономики, действуя в качестве посредников в процессе превращения сбережений и других денежных средств в инвестиции.
Сегмент «Финансовые институты» без сомнений является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов. В терминологии Ксерокс данный сегмент содержит все коммерческие образования, так или иначе, имеющие отношение к финансовой индустрии:
· коммерческие банки,
· страховые компании,
· компании занимающиеся профессиональным финансовым аудитом,
· коммерческие пенсионные фонды,
· паевые фонды и другие.
Несмотря на несколько отличающиеся сферы деятельности и внутренние бизнес процессы, сейчас практически все указанные компании имеют ярко выраженные тенденции в борьбе за лидирующее положение: глобализация; движение в регионы; значительное увеличение портфеля клиентов, и, как следствие, увеличение штата сотрудников, открытие новых офисов и отделений (в том числе региональных); стремительно нарастающая потребность в повышении качества обслуживания и лояльности клиентов, как физических, так и юридических.
3. Бюджеты Российской Федерации и межбюджетное регулирование.
Бюджетное устройство РФ – это организация бюджетной системы, которая выстроена в соответствии с Конституцией РФ.
Бюджетная система основана на экономических отношениях, соответствуют государственному устройству РФ.
Единство бюджетной системы – это единство правовой базы денежной системы, бюджетной документации, ведении бухгалтерской отчётности.
Принципы бюджетной системы РФ:
1. Разграничение доходов и расходов бюджета
2. Самостоятельность бюджетов
3. Равенство бюджетных прав субъектов РФ
4. Полнота отражения доходов и расходов
5. Сбалансированность
6. Эффективность и экономичность бюджетных средств
7. Общее покрытие расходов бюджета
8. Гласность
9. Достоверность
10. Адресность и целевой характер бюджетных средств
11.
Функции бюджетной системы РФ:
1. Фискальная (основная функция). За счёт налогов государство получает необходимые денежные средства для своего существования.
2. Экономическое регулирование. Налоги и расходы являются рычагами управления хозяйственной деятельностью. Всё это стабилизирует экономические процессы и стимулирует рост экономики.
3. Выравнивание доходов – это перераспределение доходов, благодаря прогрессивной системе налогообложения и системы трансфертных платежей.
Доходную часть территориальных бюджетов составляют:
· Закреплённые доходы (они полностью поступают в бюджет – налог на имущество, транспортный, земельный и пр.)
· Регулирующие доходы (это доходы, которые передаются вышестоящим звеном бюджетной системы нижестоящим).
Дотация –это средства, предоставленные бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе.
Субвенция –это средства, предоставляемые бюджету другого уровня на целевые расходы (на конкретные цели).
Субсидия – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бухгалтерский учет
Учет кассовых операций
Порядок ведения кассовых операций регламентируется инструкцией ЦБ России от 04.10.93 г. «О порядке ведения кассовый операций в РФ».
Организации могут хранить в своих кассах наличные денежные средства в пределах лимитов остатка кассы, установленных банками по согласованию с руководителями организаций.
Прием наличных денег при расчетах с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Кассовые операции оформляются с использованием форм бланков кассовых документов, утвержденных Министерством Финансов РФ, и проводятся в следующем порядке:
1. оформление первичных кассовых документов. Поступление наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходным кассовым ордером. Выдача наличных денежных средств из кассы организации оформляется расходным кассовым ордером;
2. регистрация сформированных документов в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов;
3. регистрация кассовых операций в кассовой книге и ежедневное выведение остатка по кассовой книге. Записи в книгу делаются в двух экземплярах;
4. сдача в бухгалтерию отчета кассира с приходными и расходными кассовыми документами.
Согласно утвержденному плану счетов бухгалтерского учета к счету 50 «Касса» могут быть открыты субсчета:
· 50.1 «Касса организации». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в валюте РФ;
· 50.2 «Операционная касса». На субсчете учитывается поступление и расход наличных денежных средств в билетных кассах, кассах отделений связи и т.п.;
· 50.3 «Денежные документы». На субсчете учитываются операции по движению почтовых марок, марок государственной пошлины, оплаченных авиабилетов и других денежных документов. Денежные документы учитываются в сумме фактических затрат на их приобретение.
· 50.4 «Касса в иностранной валюте». На субсчете учитываются операции с наличной валютой. Валюта может приобретаться на внутреннем валютном рынке РФ (в банках) для оплаты командировочных расходов работников организации.
По дебету счета 50 «Касса» отражается поступление денежных средств и денежных документов в кассу организации. По кредиту счета 50 «Касса» отражается выдача денежных средств и денежных документов из кассы организации.
Учет финансовых результатов
Финансовый результат — это итог хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.
Финансовый результат может выражаться в форме прибыли (превышения доходов над расходами) или в форме убытка (превышения расходов над доходами).
Прибыль (доход) от реализации продукции (работ, услуг) определяется на счете 90 «Продажи» (см. брошюру «Учет готовой продукции, ее отгрузки и реализации») и перечисляется на счет 99 «Прибыли и убытки».
Внереализационные доходы и потери учитываются на счете 91. По мере возникновения доходы отражаются по кредиту счета 91, а потери — по дебету.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 «Прибыли и убытки» по так называемому кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 99 имеет одностороннее сальдо.
Конечный финансовый результат организации для целей бухгалтерского учета складывается под влиянием:
а) финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, материалов и другого имущества;
б) внереализационных прибылей и убытков.
Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от реализации продукции и другого имущества первоначально определяют по счетам 90 и 91, а затем с этих счетов списывают на счет 99.
Внереализационные прибыли и убытки сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах.
Менеджмент
Основные подходы и школы в развитии науки управления
В настоящее время известны 4 основных подхода в развитии управленческой науки.
1) Подход с позицией выделения 5 школ:
· Школа научного управления (принцип Тейлора)
· Классическая (административная)Анри Файоль -основатель,принцип-единоначалие
· Школа человеческих отношений в управлении(основатели Элтон Мэйо и Фриц Ротлисбергер
· Школа поведенческих наук
· Школа научного управления (количественные методы) Генри Форд
2) Ситуационный.
3) Системный.
4) Процессный. (туда входит планирование,организация ,мотивация,контроль,координация)