Виды государственных экспертиз условий труда. Общий регламент проведения
Правовой основой государственной экспертизы условий труда (ГЭУТ) является Трудовой кодекс РФ ст. 216.1 "Государственная экспертиза условий труда". Согласно ст. 209 ТК РФ ГЭУТ – это оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда. ГЭУТ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права (Роструд – Федеральная служба по труду и занятости, государственная инспекция труда) и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда) в порядке установленном уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минтруд - Министерство труда и занятости).
ГЭУТ осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования РФ.
В соответствии со ст.216.1 ТК РФ существует три вида ГЭУТ:
1) ГЭУТ – качество проведения специальной оценки условий труда.
2) Правильность предоставления гарантий и компенсаций за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда.
3) ГЭУТ фактических условий труда на рабочем месте Регламент проведения государственной экспертизы условий труда
Цели и порядок проведения государственной экспертизы условий труда определены Приказом Минтруда РФ от 12.08.2014 №549н «об утверждении порядка проведения ГЭУТ».
В Новосибирской области функции государственной экспертизы условий труда осуществляет федеральная служба по труду и занятости (Роструд – Министерство труда и занятости трудовых ресурсов).
Регламентом предусмотрено – экспертиза носит заявительный характер.
На экспертизу вместе с заявителем с письменным заявлением предоставляются документы и материалы по условия труда и охране труда.
Регистрация в установленном порядке для проведения ГЭУТ определяется специалистом – экспертом или группой специалистов из числа штатных и внештатных специалистов – экспертов обладающих соответствующими профессиональными знаниями.
Срок проведения экспертизы определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ, но не должен превышать одного месяца. В отдельных случаях может быть продлен, но не больше чем на один месяц.
При предоставлении документации и материалов не в полном количестве, не соответствующих требованиям специалисты эксперты в срок не более семи дней со дня регистрации документов уведомляют заказчика (заявителя) об этом.
Если заказчик (заявитель) не устранит указанные недостатки органы исполнительной власти в течении 1 месяц со дня регистрации возвращают документацию обратно с уведомлением о невозможности проведения государственной экспертизы условий труда.
По окончании результатов экспертизы составляются экспертные заключение в двух экземплярах за подписью экспертов в том числе и эксперта не согласного с общим мнением с письменным объяснение своего несогласия, решение принимает руководитель экспертизы в последующем утверждение руководителем органами исполнительной власти осуществляет функции государственной экспертизы условий труда.
Один экземпляр вместе с документами представляется заявителем после регистрации предоставляется заявителю.
Второй экземпляр остается в подразделении государственной экспертизы условий труда субъекта.
Срок хранения экспертных заключений пять лет, если более длительный не установлен действующим законодательством.
А несогласие заявителя с результатом экспертизы – экспертным заключением может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
3. Общие положения по предоставлению компенсаций работникам за вредные условия труда.
Компенсации за работу с вредными условиями труда - возмещение ущерба причиненного здоровью работника либо за риск повреждения здоровью, призваны частично или полностью компенсировать вредное воздействие условий труда на здоровье работника
Принципы:
1) защита временем – пенсия с уменьшением возраста (досрочная трудовая пенсия по Списку 1 и 2, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего дня, регламентированные перерывы для определенных видов работ);
2) организация специального питания – поддержка защитных сил организма (молоко и др.равноценные продукты, лечебно-профилактическое питание (обедов или завтраков по спец.рационам и выдача витаминов);
3) на установление повышенной оплаты труда (доплаты) за риск утраты жизни и здоровья.
Общие положения также включают ряд условий:
- основание на предоставление наличия на рабочем месте вредных условий труда (СОУТ);
- каждый вид предоставляется по условиям соответствующего НПА, предоставление одного вида не ведет обязанное предоставление другого;
- по фактическому состоянию УТ (условий труда) работодатель имеет право на несколько видов компенсаций, размер каждой не должен быть ниже установленных требований НПА.
Компенсации предоставляются за дни фактической занятости. Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются в коллективном или трудовом договоре.
Для назначения трудовой пенсии досрочно постоянная занятость выполнением работ предусмотренных списками 1 и 2, должно быть не менее 80% рабочего времени.
ст.219 ТК РФ предусматривается отмена гарантий и компенсаций при устранении вредных условий труда подтвержденных результатами СОУТ или заключением ГЭУТ.