Состав и классификация затрат на производство и реализацию продукции.
Затраты на производство и реализацию продукции классифицируются по следующим признакам:
1) По экономическим элементам затрат:
· Материальные затраты (сырье, материалы, полуфабрикаты, энергия).
· Затраты на оплату труда (зарплата всех категорий работников).
· Отчисления на социальные нужды (социальное, медицинское страхование, пенсионный фонд).
· Амортизационные отчисления (амортизация основных фондов).
· Прочие затраты.
2) По калькуляционным статьям расходов:
· Сырье и материалы.
· Полуфабрикаты.
· Возвратные отходы (вычитаются).
· Топливо и энергия на технологические нужды.
· Зарплата основных рабочих.
· Отчисления на социальные нужды.
· РСЭО (расходы на содержание и эксплуатацию оборудования).
· Цеховые расходы (амортизация зданий, сооружений цеха; зарплата управленческому персоналу цеха; зарплата специалистов и служащих, охрана труда, спецодежда).
· Общезаводские расходы (за землю и воду).
· Внепроизводственные расходы (сбыт продукции).
· Полная себестоимость.
3) По роли в производственном процессе:
· Основные – на осуществление процесса (сырье, материалы, энергия, зарплата основных рабочих).
· Накладные – связанные с обслуживанием, управлением, организацией производства, реализацией продукции (цеховые, общезаводские, внепроизводственные расходы).
4) По методу отнесения затрат на продукцию (на себестоимость):
· Прямые (прямо относятся на продукцию) – непосредственно связаны с изготовлением продукции.
· Косвенные (распределяются по признакам) – связанные с работой цеха или предприятия в целом.
5) В зависимости от объема производства:
· Переменные (растут с объемом производства).
· Постоянные (не меняются от объема производства).
7) По составу (экономической однородности):
· Простые (включают только элементы).
· Комплексные (несколько элементов экономически разнородных).
Жизненный цикл продукции. Факторы, влияющие на формирование качества на этапах жизненного цикла.
Жизненный цикл товара (по общему маркетингу) состоит из следующихэтапов:
1) Разработка товара (НИОКР).
2) Вывод товара на рынок.
3) Этап роста объема продаж.
4) Этап стабилизации объема продаж (зрелый товар).
5) Этап падения объема продаж (старение продукта).
Для химической продукции есть своя специфика:
Жизненный цикл химической продукции начинается с момента начала ее производства:
1) Освоение продукта.
2) Устойчивое существование продукта.
3) Старение продукта.
Исх.из вар-та произв-го проц-сса, опред-ся базовая модель сист.кач-ва д/предпр-ия: в соотв-ии со станд-ом ИСО 9001, 9002, 9003. В соотв-ии с рекоменд-ями выбранного стандарта и спецификой предпр-ия опред-ся перчень функций и з-ч сист.кач-ва. Учёт всех факторов кач-ва, охват всех этапов работ, увязка работ подразд-ий в единую систему обеспечения кач-ва – это и есть комплексное упр-ие кач-ом.
Факторы, влияющие на формирование качества:
1) Человек (промышленный персонал) – недопущение брака.
2) Оборудование (хорошо отлаженное оборудование) – точность изготовления изделий.
3) Материалы (качество использования материалов при производстве).
4) Технология (соблюдение технологии производства продукции).
1+3 – фундамент/база качества. Первоочередным фактором явл-ся человеч.фактор, а в нём – заинтересованность людей. Интерс работников зависит от поощрений, как мат-х, так и моральных.