ЭК. Тр. Пути формирования системы социального страхования для России 21века.
Преодолеть вековое отставание в создании системы соц. страх-ния — задача крайне сложная. Поэтому требуются нетрадиционные формы и пути. 1из них — объединить усилия полномочных представителей всех ветвей власти, разработать соответствующую концепцию, подписать общественный договор для законодательного ее воплощения. Значительное разнообразие труда и природно-климатических условий проживания в России требует формирования трех обязательных форм соц. страх-ния — общего, профессионального и территориальноого.
Обязательное общее соц. страх-ние должно охватывать все без исключения группы работающих по найму в условиях любых форм собственности. Обязательное профессиональное соц. страх-ние должно охватывать те группы работающих по найму, которые подвергаются повышенному проф. риску повреждения здоровья (с высоким уровнем и тяжестью производственного травматизма и профессиональных заболеваний), а также круг лиц, которым предусматривается предоставление досрочных пенсий и страхования в связи с уходом за престарелыми. Высокая степень дифференциации доходов работающих в новых условиях хозяйствования предполагает наряду с обязательным и добровольное страхование. Построение рыночной финансовой модели социального страхования имеет три взаимосвязанных аспекта: 1) определение источников финансирования, как способа, накопления средств, достаточных для обеспечения гарантий соц.защиты; 2) распределение финансового бремени между основными субъектами страхования; 3) способы использования (распределения и перераспределения) страховых средств. Модель базируется на следующих принципах: —финансирование обеспечивается в основном за счет взносов работодателей и работников. — размеры страховых услуг зависят от размеров взносов. Важнейшие задачи в сфере соц. страхования, которые предстоит решить в ближайшее время, заключаются в поиске оптимальных форм рыночного саморегулирования и гос. управления, разделении функций и ответ-ти центральных, региональных и местных органов власти и самоуправления. За центром в новых условиях хозяйствования в области соц. страх-ния целесообразно закрепить нормотворческую координирующую, методологическую и перестраховочную функции
Функции региональных органов управления — это обеспечение условий для оперативной деят-ти страховых организаций социального страхования; сбор страховых взносов, предоставление выплат и компенсаций застрахованным, оценка уровней социальных и профессиональных рисков.
48). ЭК. Тр. Основные элементы пенсионной системы России.Пенсионное обеспечение – это базовое и одна из самых важных соц-ых гарантий стабильного развития общества, т.к. пенсионное обеспечение затрагивает интересы не трудоспособного населения и косвенно практически все трудоспособное. Гарантия прав на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечено конституцией: 1)устан-ся гарантир-ый минимальный размер оплаты труда. 2)устан-ся гос. пенсии, пособия и иные гарантия соц-ой защиты. Каждому гарантируется соц-ое обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвал-ти, потере кормильца для воспитания детей и т.д. Гос-ом поощряется добр-ое соц-ое стах-ие. Выделяют несколько основных элементов пенсионной системы: Виды пенсионного страхования: 1)государственные пенсионные программы. 2)обязательные накопительные пенсионные программы. 3)профессиональные пенсионные программы. 4)дополнительные накопительные программы. Для разработки эффективной модели развития го-го пенсионного страхования необходимо выделить основные составляющие системы пенсионного обеспечения.
Основные составляющие системы пенсионного обеспечения: Социальная пенсия – предоставляется гос-ом вне зав-ти от наличия и величины трудового вклада граждан страны, в случае наступления пенсионного возраста (инвалиды, сироты). Трудовая пенсия – назначается и выплачивается гражданам исходя из размеров страхового взносов и трудового стажа. Дополнительная пенсия – обеспечивается либо за счет самофинансирования гражданином собственной будующей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосуд-ый пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе. Под гос. пенсией понимаются ежемесячные денеж. выплаты, предназначен-е для компенсации гражданам дохода, утрачен-го в связи с достижением установлен-го законом возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца и др.
В связи с труд-ой и иной общественно полезной деят-тью, засчитываемой в общий труд-ой стаж, назначаются след. базовые виды пенсии:по старости (по возрасту); по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет. Трудовые пенсии по старости устанавлив-тся: мужчинам — по достижении 60 лет и при стаже не менее 25 лет; женщинам —55 лет при стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан пенсии устанавливаются на льготных основаниях: женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до 8 лет, а также матерям инвалидов с детства; инвалидам ВОВ и др. инвалидам, приравненным к ним в отношении пенсионного обеспечения и др. Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, соц. пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых др. видов пенсионных выплат — за счет федерального бюджета. Пенсионным законодательством предусмотрены также доп. условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенс-го обеспеч-я, поощряемая продолжит-ть труд-го стажа и др.
49). ЭК. Тр. Финансовые основы пенсионной системы России.Свод доходов и расходов обеспечивающих финансирование пенсионной системы - бюджет ПФР (пенсионный фонд России) яв-ся финансовой системой полностью автономной от гос. бюджета на всех уровнях федеративного устройства. Бюджет ПФР д.б. сбалансирован по доходам и расходам за счет регулирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР. Доходная часть бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взносов для различных категорий плательщиков, а также за счет поступлений из федерального бюджета на финансирование выплаты соц-х пенсий (ветеранских, военных, чернобыльский и др. пенсий, кроме офицерского состава). Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству. Бюджет ПФ формируется строго базируясь на прогнозных бюджетных показателях на основании бюджетного кодекса РФ. Бюджет ПФР в соответствии с законодательством о бюджетной системе и бюджетном процессе формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимоувязке с федеральным бюджетом и бюджетами других соц-ых внебюджетных фондов (гос. фонд занятости).
50). ЭК. Тр. Организационная структура и управление пенсионной системы России.ПФР яв-ся самостоятельным финансово-кредитным учреждением осущ-им свою деятельность в соответствии с законод-ом РФ. Он образован в целях гос-го управления финансами пенсионного обеспечения. ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке установленном действующим на территории РФ законод-ом о банках и банковской деят-ти. ПФР и его денежные ср-ва находятся в гос-ой собственности РФ. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджета и др. фондов и изъятию не подлежат. Функции ПФР: 1)целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование расходов. 2)организация работы по взысканию с работ-ей и граждан, виновных причинению вреда раб-ку сумм, в следствии причиненного увечия, проф-го заболевания, по случаю потери кормильца. 3)капитализация средств ПФР. 4)контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также за расходованием. 5)организация и ведение индивид-го учета застрахованных лиц и т.д. Средства ПФР должны в полном объеме направляться на выплату гос. пенсий, в том числе гражданам выехавшим за пределы РФ, а так же на финансовое и материально-техническое обеспечение дея-ти ПФР и его органов. Организационно-управленческая структура включает: 1)региональные отделения ПФР в субъектах федерации. 2)региональные органы соц-ой защиты населения, осущ-ие непосредственно назначение и выплату пенсий получателю. 3)центральный банк РФ через рассчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях которого они имеют свои счета. 4)региональные отделения сбербанка. 5)федеральная служба почтовой связи ч/з отделения которой осущ-ся практически все виды пенсионных выплат. Основной задачей регионального отделения ПФР яв-ся организация сбора страховых взносов и финансирование органов соц. защиты населения осуществляющих выплату пенсий. В наст. время в России на базе региональных отделений ПФР создана единая пенсионная служба, охватывающая все процессы пенсионного обеспечения от сбора страховых взносов до выплаты пенсий
Собранные с работод-лей, раб-ков и индивид-х предприн-лей страховые взносы через банк плательщика поступают в регион-ые отделения ПФР откуда через ЦБ РФ поступают в органы соц. защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: почтой, сберегательными кассами и альтернативными службами доставки.
51). ЭК. Тр. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы России.В связи с ухудшением экономического положения в стране в середине 90-х пенсионная система РФ слала испытывать кризисные явления, основ. признаками которых яв-ся: — нарушение принципа зависимости размера пенсии от трудового вклада пенсионера; — резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно проявляется в отставании минимального размера пенсион-го обеспечения от прожиточного минимума пенсионера; — разбалансированность бюджета ПФР(пенс-й фонд Рос.) по причине роста расходов Пенсионного фонда на многочисленные виды выплат, которые не обеспеченны адекватным поступлением страховых платежей; — неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета ПФР с федеральным бюджетом РФ, Гос. фондом занятости и т.д. Т.о. самая серьезная проблема развития пенсионной системы заключается в углублении финансового кризиса пенсионной системы. Основная причина разбалансированности бюджета пенсионной системы обусловлена нецелевым расходованием пенс-х средств — возможность получения пенсии независимо от уплаты страховых взносов, множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для отд-х категорий пенсионеров и т.д.
Еще 1 причина - наличие значительного числа неэффективных элементов в самой действующей орг. схеме управления пенсионным гос. страхованием. Первостепенное место среди них занимает сохраняющееся до сих пор разделение функций сбора и расходования пенсион-х средств между ПФР и органами соц. зашиты, которое привело к тому, что использование этих средств осуществляются без надлежащего правового и финсового контроля за движением финансовых ресурсов от органов ПФР непосредственно до пенсионера. В результате, нецелевое расходование средств в региональных органах соц. зашиты достигло существенных размеров. Перечисленные проблемы сделали неизбежной необходимость реформирования пенсионной системы России.
52). ЭК. Тр. Основные принципы реформирования пенсионной системы России.Реализуемая в настоящее время программа пенсионной реформы на среднесрочную перспективу определяют государственное пенсионное страхование след. образом: государственное пенсионное страхование является одним из видов гос. соц. страх-ия, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и правовых норм, направленных на гарантированное гос. обеспечение граждан трудовыми пенсиями за счет обязат-х страх. взносов. Обязательное пенс. страх-ие представляет систему правовых, экономических и орг. мер, направленных на мат. обеспечение граждан в случае утраты ими заработка (дохода) вследствие инвалидности старости, потери кормильца и др. случаев, установленных законодательством. Если взносы не поступают в полном объеме, и в пенс. фонде не достаточно средств для выполнения условий пенс. законодат-ва по выплате пенсий, то гос-во обязано пополнять пенс. фонд и обеспечить выполнение пенсионных обязательств по закону. Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления страх. случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми работодателями, с другой; м/у поколениями застрахованных и раб-дат-ей, м/у застрахованными и раб-дат-ми, живущими и работающими на п/п-ях в разных регионах страны, занятых на п/п-ях различных отраслей и т.д. Полная автономность бюджета пенс. фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной выплаты (размеры страх. взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное взыскание, и т.п.) должно относиться к исключительной компетенции высшего законодательного органа страны, который проводит пенсионную политику через соответствующие законы. Обязательное гос. пенс. страх-ие – это система пенс-го обеспечения, охватывающая все активное население в трудосп-ном возрасте, включая наемных раб-ков, предпринимательские категории граждан и отдельные виды деятельности, участвующих в обязат. пенсионной системе на специальных условиях. Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют спец. пенс. схемы, в состав кот. входят отдельные категории граждан, главным образом, из числа гос. служащих – военных и правоохранительных органов, определенных сфер гос. власти и т.д. Осн. принципы пенс. страх-ия: 1) единство и федеральный хар-р гос. пенс. страх-ия; 2)всеобщность; 3)обязат-сть для всех страхователей уплаты страх. взносов в бюджет гос. пенс. страх-ия;4)гос. гарантия для всех застрахованных; 5)солидарность материальных обязательств (м/у поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами); 6)федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страх. взносы (межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов); 7)автономность бюджета пенс. системы от государственного бюджета; 8)поддержание уровня жизни эквивалентность страх-ых платежей и пенсионных выплат; 8)зависимость размера пенсии от труд. вклада раб-ка (продолжительность трудового стажа и размера з/п); 9)целевое использование страх. взносов на выплаты пенсий и пособий; 10)возвратности пенс. платежей; 11)индивидуальный учет (персонификация) уплаченных страх. взносов. Объективными причинами большинства современных проблем функционирования пенс. системы стали отсутствие некоторых из перечисленных принципов в правовых основах пенс. системы, их нарушение, прямое или косвенное невыполнение на практике. В настоящее время с учетом последних дополнений в пенс. законодательстве некоторые из перечисленных проблем получили частичное решение на практике. В большинстве гос-в с развитой эк-кой пенс. обеспечение осуществляется из 3-х источников:1)из гос. средств (в рамках гос. соц. обеспечения); 2)из внебюджетных пенс. фондов (в рамках гос. пенс. страхования); 3)из средств страх. компаний и иных фин. орг-ций (в рамках добровольного пенс. страх-ия). Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на 3 направления: 1)индивид-ое страх-ие пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера; 2)накопление ср-в в страх. орг-ции адекватно размеру назначаемой пенсии; 3)групповое страх-ие – пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.
53). ЭК. Тр. Перспективные направления реформирования пенсионной системы России.После начала пенс. реформы развитие системы негосударственного пенс. обеспеч-ия происходило в условиях отсутствия нормативной правовой базы, адекватной системы регулирования деятельности негос. пенс. фондов. Это негативно отразилось на общем уровне их финансовой надежности и нашло выражение в низком уровне доверия к ним населения. Стабилизации существующей распределительной системы пенс. обеспечения можно достичь лишь на основе поэтапного повышения пенс. возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот. Предотвратить углубление кризиса пенс. системы и создать предпосылки для экономического роста только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к комбинированной системе пенс. обеспечения, в котором значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий. Программа реформирования предполагает формир-ие гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с исп-ем условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при котором более продолжительная работа, и соответственно, сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. При этом такая система стимулов д. учитывать не только фин-ые интересы пенс. системы, но и изменение ситуации на рынке труда. Основными факторами, обеспечивающими в прогнозе стабилизацию фин. положения пенс. системы в переходный период, яв-ся:- реформир-ие механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в проф-ые пенс. системы; - определение размера пенс. выплат в зависимости от величины поступлений в пенс. фонд РФ; - учет прогнозируемой (ожидаемой) продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулир-ие более позднего выхода на пенсию поср-вом применения условно-накопительных и именных накопительных пенс. счетов; - обеспечение разграничения обязат-в по финансир-ию страх. пенсий и др. пенс. выплат м/у Пенс. фондом РФ и др. источниками, включая фед-ый бюджет и гос. соц. внебюджетные фонды;
- частичное финансир-ие с 2005 года вновь назначаемых труд. пенсий на накопительной основе и др. В долгосрочной перспективе труд. пенсия по гос. пенс. страх-ию будет формироваться по распределительному и накопительному принципам в равной пропорции. Размер труд. пенсий предполагается исчислять только исходя из страх. признаков: возраста, страх. стажа, страх. взносов, з/п (дохода), с кот. уплачивались страх. взносы, а также пенс. накоплений (пенс. резервов), отнесенных на именные накопительные счета застрахованных. Введение дополнительного тарифа страх. взносов д.б. синхронизировано с проведением налоговой реформы, предполагающей снижение общего уровня налогообложения ФОТ. Реформирование гос. пенсионного страхования не препятствует развитию добровольного дополнительного пенс. обеспечения (страхования). Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застрахованных, так и за счет средств раб-дат-ей в рамках коллективных и индивидуальных трудовых дог-ров. Формирование системы добровольного дополнительного пенс. обеспечения (страхования) должно опираться на развитие и повышение финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов. Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенс. фондов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенс. накоплений.
Все это позволит постепенно стабилизировать фин. положении пенс. системы и повысить уровень жизни пенсионеров
54). ЭК. Тр. Социально-трудовые отношения как источник конфликтов.Социально-трудовые отношения возникают между человеком и организацией - собственником средств производства. Соц. конфликт признан в качестве естественного явления общественной жизни во всех ее проявлениях. Одной из особенностей действующего трудового закон-ва яв-ся то, что работник заключает ТД, вступает в трудовые отношения с организацией. Руководитель орг-ии выступает в качестве представителя работодателя. Социальный конфликт признан в качестве естественного явления общественной жизни. В соц-но-трудовой сфере конфликты могут происходить по поводу отдельно взятых трудовых проблем (режим рабочего времени, оплата труда и т.д.) и социальных проблем (установление и выплата пособий работникам пострадавшим от несчастного случая на пр-ве или получившее проф-ое заболевание). Интересы работников сосредоточены на признании их экономических и политических прав, вытекающих из трудовых отношений. Т.о. социальный конфликт – м/у работниками и собственниками средств пр-ва основан на противоречии. Суть конфликта в упрощенном виде заключается в том, что собственник средств пр-ва самостоятельно без участия работников определяет сумму денежного вознаграждения за произведенный продукт и при этом оставляет себе прибавочную стоимость. Перечень наиболее распространенных конфликтов в сфере СТО: 1)конфликты по поводу оплаты труда (размер, задержка). 2)конфликты вытекающие из проблем занятости и в связи с грозой безработицы. 3)Конфликты в сфере общественных отношений: связанных с проблемой признания профессиональных союзов и их органов, связанные с проблемой процедур банкротства. 4)конфликты связанные с разгосударствлением и приватизацией.
55). ЭК. Тр. Основная классификация конфликтов в социально—трудовой сфере.Классификация конфликтов в соц-труд. сфере яв-ся необходимым условием для уяснения порядка их рассмотрения. Основная классификация конфликтов дана в п.4 ст.37 Конституции РФ, закрепившей их деление на категории – индивидуальные и коллективные трудовые споры. Критерием такого деления конфликтов выбрано их принадлежность отдельному индивиду или группе, определенному социуму. Стороной, спорящей с работодателем (объединением, ассоциацией работодателей), в социальных конфликтах в трудовой сфере выступает либо отдельный работник, либо группа работников, объединенных по организационно-правовому или профессиональному признакам. Законодатель не раскрыл содержание понятия “индивидуальный трудовой спор”, поэтому данная категорию конфликтов может охарактеризовать на основании анализа правовых норм. Споры индивид-го хар-ра охватывают все конфликты, касающиеся применения установленных условий труда к персонально конкретному раб-ку. Вторую категорию конфликтов в социально-трудовой сфере составляют споры коллективного хар-ра. Действующее законодательство дает следующее определение кол-го трудового спора: “Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия м/у раб-ками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая з/п), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам соц-труд. отн-ий”.
В данном определении скрыта классификация конфликтов по хар-ру соотношения с правом. Согласно этому подходу к клас-ции конфликтов в труд. сфере споры подразделяются на исковые споры (споры права), а также неисковые споры (споры интересов). При возникновении индивидуального спора раб-к, обращаясь в соответ-ий орган предъявляет иск о восстановлении своего нарушенного права, об установлении или признании за ним того или иного индивид-го права, т.е. речь идет о так называемых правоустановительных исках. Коллективные трудовые споры отличаются от индивидуальных именно тем, что могут иметь хар-р исковых (конфликты права) и неисковых (конфликты интересов). Коллективные трудовые споры, относящиеся к категории конфликтов интересов, могут возникнуть, н-р, при ведении коллективных переговоров с работодателями, их объединениями (ассоциациями) по заключению или дополнению и изменению коллективных дог-ров, соглашений по социально-трудовым отношениям. Коллективные трудовые, споры относящиеся к категории конфликтов права, могут возникнуть, н-р, по поводу выполнения действующего кол-го договора или соглашения по социально-трудовым. отношениям, а также выполнения условий труда (включая з/п), установленных законом, подзаконным актом и пр. Практика показывает, что конфликты интересов м.б. разрешены при проведении примирительных процедур и привлечении к ним посредника, лиц, выполняющих функции трудовых арбитров. Противоречия в случае конфликта права м.б. сняты только путем урегулирования конфликта соответствующим решением судебного органа соответствующей юрисдикции и специализированного арбитража. Участие третьей стороны в разрешении конфликтов в социально-трудовой сфере определяется конституцией или законодательством гос-ва.
56). ЭК. Тр. Нормативные акты, регулирующие способы разрешения коллективных конфликтов. Подведомственность конфликтов.В мировой практике основой регулирования трудовых отношений и конфликтов яв-ся конституция и законы гос-ва. Конституцией РФ предусмотрено регулирование и способы разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров. Согласно ст 18 Конституции права и свободы человека и гражданина яв-ся непосредственно действующими в трудовых спорах. Статья определяет смысл, содержание и применение законов гос-ва, деят-ть всех органов законодательной и исполнительной власти, СМС и обеспечивается правосудием. Трудовые отношения вкл-ют социальные конфликты, регулируются ТК РФ и из этого следует, что работники и их представители не в праве прибегать к нормам ГК в целях защиты трудовых прав и интересов граждан. В этих целях следует руководствоваться нормами главы трудовые споры – ТК РФ. Согласно ТК РФ индивидуальный трудовой спор м.б. разрешен при его рассмотрении в пределах предоставленных им прав, коллективный трудовой спор – в соответствии с законом о порядке разрешения коллективно-трудовых споров. В качестве способов предусмотрено рассмотрение сути соц. конфликта примирительной комиссией, а также с участием посредника и трудовых арбитров. Одним из основополагающих моментов в регулировании конфликта яв-ся определение их подведомственности. Под подведомственностью соц. конфликтов понимается распределение действующим законодательством функций по рассмотрению споров в зависимости от их характера м/у органами и институтами, наделенными правом их разрешать и регулировать. Подведомственность соц. конфликта зависит от предмета спора и его основных характеристик: индивидуальный или коллективный, исковой или не исковой. Индивидуальные трудовые споры подлежащие разрешению подведомственны рассмотрению: 1)комиссия по труд-м спорам орг-ии. 2)работодатель (администрация) совместно с органом ПС в пределах предоставленных им прав. Коллективные трудовые споры – подведомственны рассмотрению: 1)примирительная комиссия. 2)сторонами спора с привлечением посредника. 3)в трудовом арбитраже с привлечение лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров или третейских судей. Индивидуальные трудовые споры подлежащие урегулированию согласно ТК РФ м.б. подведомственны рассмотрению гражданскими судами общей юрисдикции, после прохождения процедуры комиссии по трудовым спорам (вопрос о возмещении вреда). Так же Коллективные по этому же принципу
57). ЭК. Тр. Принципы, способы разрешения конфликтов и правовая база организации и проведения примирительных процедур.Целью комиссии по труд. спорам (КТС) организации, примирительной комиссии, процедуры рассмотрения кол-го труд. спора с участием посредника или в труд. арбитраже с участием лиц, выступающих в качестве трудовых арбитров, яв-ся содействие сторонам конфликта в его разрешении. Указанные институты, в которых предпринимается попытка примирить конфликтующие стороны путем рассмотрения предмета и причин индивидуального или коллективного трудового спора, носят общее название – примирительные процедуры. Основными принципами формир-ия института примирения сторон и орг-ции рассмотрения трудового спора с участием правомочных представителей сторон спора яв-ся: добровольность, паритетность, свобода выбора и принятия решения субъектами трудового спора по поводу кандидатов на роль посредника и арбитров, формирования и организации примирительных процедур; доверие, признание в качестве законного, независимого, компетентного лица (КТС, примирительной комиссии, трудового арбитража). Рассмотрение индивид-го или кол-го труд. спора в целях его разрешения должно строиться на принципах: соблюдения норм законодат-ва, полномочности представителей сторон кол-го конфликта, равноправия сторон конфликта перед законом; свободы выбора и обсуждения вопросов, составляющих содержание проблемы конфликта; добровольности принятия обязат-в каждой из сторон конфликта; возможности осуществления контроля и ответственности за выполнение обязат-в, направленных на ликвидацию причин конфликта. Отдельно следует перечислить принципы, которые должны соблюдаться лицами, выполняющими функции посредника или трудового арбитра. В ходе рассмотрения кол-го конфликта посредник или трудовые арбитры обязаны соблюдать принципы: беспристрастности, нейтральности, независимости, законности, соблюдения чести и достоинства, а также сохранения конфиденциальности сведений о предмете конфликта, его причинах и пр. Действующим российским законодательством закреплено несколько способов разрешения коллективного трудового спора. К их числу Закон РФ “О порядке разрешения коллективных трудовых споров” относит следующие процедуры: рассмотрение конфликта примирительной комиссией (ст.6); рассмотрении конфликта с участием посредника – посредничество (ст.7); рассмотрении конфликта в труд. арбитраже (ст.8); с участием лиц, кот. приобретают статус третейских судей в результате институциализации этой процедуры. Правовой базой организации и проведения примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров яв-ся: Конституция РФ; Статья 220 КЗоТ РФ и Закон РФ “О порядке разрешения кол-х труд. споров”; Положение о службе по урегулированию коллективных труд. споров; другие законодат-ые акты, подзаконные и нормативные акты, регулирующие социально-трудовые отношения; коллективные договоры, соглашения по социально-трудовым отношениям, в кот. м. содержаться положения о порядке, регламенте проведения примирительных процедур и пр. В обеспечение орг-ции и проведения процедур по рассмотрению кол-го трудового спора с участием посредника или в труд. арбитраже принимает непосредственное участие гос. орган – служба по урегулированию кол-х труд. споров, а также соответствующие органы субъектов РФ, на которые возложены аналогичные функции.
ЭК. Тр. Служба и система служб по урегулированию коллективных трудовых споров. Участие органов системы службы по урегулированию коллективных трудовых споров в институциализации примирительных процедур.
В РФ было принято решение о создании органа содействия разрешению соц. конфликта в 1991 г. В 1993 г. при минтруда РФ была создана служба. Были созданы также 11 региональных отделений службы со своими штаб-квартирами в городах. Аппарат службы возглавлял руководитель в подчинении находилось 12 чел и 11 региональных отделений. В 1996 г в связи в вводом в действие закона о порядке разрешения кол. труд. споров произошло изменение статуса службы и появилось понятие «система службы». Т.о. система службы представляет соответствующие подразделения минтруда – департамент и межрегиональные, территориальные органы по урегулированию коллективно-трудовых споров, а также определенные подразделения органов исполнительной власти. В ходе конфликтов в социально-трудовой сфере под институциализацией понимается процесс создания полномочных органов сторон данного вида общественных отношений с целью разрешения кол-х трудовых споров. Суть институционализации примирительных процедур заключается: 1)в формировании органов полномочных представителей субъектов конфликта;2)в закреплении статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта. В процессе институциализации примирительных процедур роль государственно-административных органов, выполняющих функции службы по урегулированиию коллективных трудовых споров, двояка. В функции этих органов входит: 1)оказание содействия сторонам конфликта в подборе кандидатуры посредника и лиц, способных и готовых выступить в качестве трудовых арбитров для рассмотрения конкретных разногласий м/у сторонами трудовых отношений; 2)непосредственное участие в процессе формирования и создания труд. арбитража. Речь идет не только о труд. арбитраже, кот. д.б. проведен в обычных усл-х, но и о случаях, когда со стороны раб-дателя допускаются опред-ые недобросовестные действия. Задачи: 1)формир-ие органов полномочных представителей субъектов конфликта; 2)закрепление статуса института примирения надлежащим актом полномочных представителей (органов) сторон конфликта. Под формир-ем органов полномочных представителей сторон конфликта понимается пр-сс согласования состава полномочных представителей каждой из сторон; закрепления статуса правомочных представителей, их органов соответствующим актом. Под закреплением статуса института примирения понимается процессы: - согласования типа примирительной процедуры (посредничества, трудового арбитража); - согласования регламента и полномочий института примирения (примирительной комиссии, посредничества, труд. арбитража); - согласования кандидатур посредника, труд. арбитров; - подписание соответствующих протоколов по действиям. Служба выполняет след. функции при орг-ции и проведении процедур посредничества и труд. арбитража: 1)рекомендует сторонам кол-го труд. спора лиц, подготовленных для вып-ия обяз-тей посредника, труд. арбитра в случаях, когда один или оба субъекта спорных отн-ий обратились по данному вопросу в Службу; 2)самостоятельно назначает посредника для рассмотрения кол-го труд. спора и извещает об этом стороны спорных отн-ий в случае, если они не смогли в 3х дневный срок с момента обращения в Службу достигнуть соглашения относительно кандидатуры посредника; 3)консультирует представителей субъектов спора по процессуальным вопросам орг-ции и проведения примирительных процедур, оказывает методическую помощь; 4)направляет своих представителей в кач-ве посредников на место проведения примирительной процедуры, если стороны спора приняли соглашение об утверждении в кач-ве посредника, труд. арбитра представителя Службы; 5)формирует банк данных на лиц, кот. имеют опыт в разрешении кол-х труд. споров и способны выступать в кач-ве посредника, труд. арбитра; 6)взаимодействует с представителями раб-ков и работодателей, их объединениями (ассоциациями), органами исполнительных властей и органами местного самоуправления в целях разрешения коллективных трудовых споров. Законодательство не раскрывает содержание порядка (правил) рассмотрения кол-х труд. споров с участием посредника и в труд. арбитраже, но закрепляет нормы, из кот. вытекает необх-ть их согласования сторонами конфликта и установления соответствующим протоколом.
59). ЭК. Тр. Сущность социального партнерства. Содержание и механизм социального партнерства.Существует 2 прямо противоположных представления о том, что такое СП. Сторонники и 1-го, и 2-го направления признают необходимость существования СП, но они по-разному определяют природу этого явления. Первое. СП есть система взаимоотношений м/у наемными раб-ками и работодателями, которые приходят на смену классовой борьбе. СП в данном случае рассматривается как один из способов согласования интересов, представленных в обществе. По мнению сторонников данной точки зрения наемные раб-ки и раб-датели представляют стороны одного целого. Они не могут существовать друг без друга. И если даже м/у ними возникают конфликты, то в интересах обеих сторон найти действенные способы их своевременного и эффективного разрешения.
Второе. СП – это способ согласования противоположных интересов, метод решения социально-экономических проблем и регулироваия конфликтов м/у классом наемных раб-ков и классом собственников. В этом случае СП представляет способ смягчения классовых противоречий, условие политической стабильности и социального перемирия в обществе. По мнению разделяющи<