Дифференциация роли сельского хозяйства в странах мира

-В большинстве развивающихся стран с/х по-прежнему играет огромную роль:35-50% в занятости, 10-30% в ВВП. В развитых странах: 2-6% в занятости, 1-2% в ВВП.

-В развитых странах с/х характеризуется высокой продуктивностью, внедрением результатов НТП. В развивающихся-сельское хозяйство идёт по экстенсивному пути развития

-В развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в развивающихся и наименее развитых наоборот–острая продовольственная проблема.

На селе проживает 3 млрд чел. Прогнозируется увеличение доли городского населения к 2040 г. Доля сельского хозяйства в занятости в МЭ –31 % преимущественно за счет стран Азии (Китай, Индия) и Африки.

-Число занятых в с/х в мире не уменьшаетсяза счет растущих развивающихся стран

Итог по роли СХ в МЭ: Сокращение вклада сельского хозяйства в основные мировые показатели только доказывает переход на индустриальный, затем постиндустриальный этап развития МЭ Снижениязначимости (экономической, социальной, политической) данного сектора НЕ произошло

Высокая дифференциацияпо показателям вклада СХ в ВВП, занятость доказывает значительную неравномерностьуровня развития экономики стран мира

1) Устойчивый рост мирового с/х производства. ¨ Мировое ВСХП = 2,2 трл дол. (в пост. ценах 2004-2006) ¨ Интенсивный рост ВСХП – более чем в 2,5 раза за 40 лет. Лидеры- Китай- 25%, ЕС-14%, США-10%, Индия-8% в доле от мира. ¨ Быстрее всех наращивает производство Латинская Америка и Азия (прирост 40-50%). Одна Бразилия – 70% за 2000-2015 ¨ В Западной Европе производство практически не растет! ¨ ОЭСР – рост 14% (за 15 лет), НРС – 54%, развивающиеся – 45%. ¨ Итого: самый значительный рост производства – в странах, находящихся на индустриальной стадии СХ, с возрастающим внутренним спросом. Главный сдвиг: постепенное перераспределение мирового производства продовольствия в пользу развивающихся стран!

2) Продолжение интенсификации с/х производства. За 50 лет количество пахотных земель на душу в мире упало с 0,44 до 0,25 га/чел. Это не всегда плохо! Т.к. это интенсификация СХ через: Использование минеральных удобрений. ¨ Азия – главный потребитель минеральных удобрений в мире! ¨ Вклад минеральных удобрений в расширение производства зерновых в Зеленую революцию: ¨ 1/3 роста мирового производства ¨ 50% роста производства Индии ¨ Азотные удобрения – самые главные!

3) Перераспределение мирового производства и экспорта продовольствия между странами и регионами (развитыми и развивающимися) ¨ Несмотря на высокие цены, быстрый рост доходов способствовал существенному увеличению потребления продовольствия на душу населения в большинстве развивающихся стран. ¨ самый высокий рост потребления - в Латинской Америке и Азии, Восточной Европе (20%)

Роль СХ экспорта/импорта ¨ Большинство развивающихся и НРС – нетто- импортеры продовольствия- Африка, Азия; большинство развитых стран – нетто-экспортеры! ¨ Единственный регион развивающихся стран – нетто-экспортер – Латинская Америка! ¨ Для Латинской Америки СХ экспорт – важнейшая доходная статья (30% в экспорте страны)

Страны-ведущие экспортеры с/х продукции. 1. ЕС - более 35% 2. США 3. Бразилия 4. Китай 5. Канада. Мировой экспорт с/х продукции = 1,7 трл дол. = 9,5% мирового экспорта

Страны-ведущие импортерыс/х продукции. 1. ЕС – 37% 2. Китай 3. США 4. Япония 5. Россия

Тренды перераспределения мирового производства и экспорта продовольствия Развитые страны постепенно отказываются от роли «подушки мировой продовольственной безопасности» ¨ Развитые страны переходят к модели стабильного умеренного (устойчивого) роста производства продовольствия с ориентацией на спрос собственного населения при сохранении уровня экспорта по ограниченному ряду ключевых товаров. ¨ Идеология этой политики – устойчивое развитие = сохранение ресурсов для следующих поколений и обеспечение социальной стабильности.¨ Развивающиеся страны наращивают собственное производство и экспортный потенциал. ¨ Развивающиеся страны обеспечивают 57% прироста мирового производства зерна, 74% - молока и 80% - мяса. ¨ Наиболее крупный нетто-экспортер на мировом агропродовольственном рынке - Латинская Америка, Северная Америка отходит на второе место. ¨ Чистый экспорт Евросоюза снижается

4) Увеличение в мировой торговле доли продовольственной продукции с высокой добавленной стоимостью .

Главные сегменты- 1- Фрукты и овощи, 2- Зерно, 3-мясо. ¨ Доля переработанной с/х продукции (продовольствия) в сельскохозяйственном экспорте: ¨ развитых стран – 75% ¨ развивающихся стран – 60% ¨ НРС – 40% (большая часть – с/х сырье, которое перерабатывается в развитых/развивающихся странах)

Увеличение доли фруктов и овощей в мировой торговле Причины: ¨ совершенствование технологий хранения и перевозки продуктов ¨ перестройка рациона жителей развитых стран ¨ рост численности мирового платежеспособного среднего класса (особенно, в развивающихся странах) ¨ задействование в производстве растущей численности занятых в развивающихся и НРС

5) Высокая волатильность мировых цен на продовольствие

Ценовые шоки ¨ Каждый ценовой шок - начало новой циклической волны долгосрочной конъюнктуры агропродовольственного рынка. Шок: с середины 2000-х гг. (повышательный тренд). Причина– повышение спроса!За 2000-2013 гг. среднегодовой индекс цен ФАО повышался 8 раз, причем трижды – скачкообразно на 20- 25%. В целом индекс возрос в 2,3 раза (в сопоставимых ценах).

Индекс внутренних цен на продовольствие в странах мира= отношение продовольственной покупательной способности (ПППС) к общей покупательной способности (ППС). Развивающиеся- 1,8. Мир-1,5. Развитые-1,2. В развивающихся странах – повышательный тренд, высокая подверженность ценовым шокам. Цены наиболее волантильные в Африке, т.к государство не регулирует

6) Растущая концентрация мирового агробизнеса (глобализация цепочки АПК). Переход от традиционной фермы к вертикальной интеграции в рамках ТНК. Преобладающая структура цепочки АПК (мало звеньев, минимум участия «внешних» участников) до середины 20 в. в развитых странах и до начала 21 в. в развивающихся странах--- Одна корпорация замыкает на себе бОльшую часть цепочки АПК (результат – контроль, оптимизация издержек, эффект масштаба).

¨ 99% мирового рынка = 4 корпорации в сфере селекции в животноводстве ¨ 75% = 4 корпорации в производстве семян (+ГМ-семян) ¨ 55% = 10 корпораций в производстве минеральных удобрений ¨ 98 % = 11 корпораций в производстве пестицидов ¨ 75 % = 4 корпораций в торговле зерновыми ¨ 30% = 10 корпораций в переработке. Лидеры с 30%-й долей: ¨ лидер в селекции в животноводстве – Genus (UK) ¨ лидер в разработке ГМ-сортов и производства семян – Monsanto (США) + DuPont (США) ¨ Лидер в производстве пестицидов – Syngenta (Швейцария) + Bayer (Германия)

Растеневодство (преобладает в Италии, Испании, Греции). 50% пашни – зерновые культуры. Пшеница – самая распространенная, занимает 3 место после 1. кукуруза (90% в корм), 2. рис(почти все в питание).сборы каждой культ – 700-800 млн т. Не только для питания! 45% - продовольствие, 35% - корма, 20% - промышл. Лидеры по зерну: Китай, США, Индия.

Технические культуры(подлежат пром переработке). Соя и рапс – США, Франция, Германия.

Сахар: юг – сах. Тростник, север – свекла. Китай и США и то и другое.

Фрукты и овощи: страны Азии (Китай – 50%овощ+20%фрукт)

Животноводство (Финляндия, Швеция, Дания). 1970г – США и ЕЭС (монополия), 2000е США -19%, КНР – 17, ЕС – 12, Бразилия – 11.

В производстве и потреблении лидируют крупные развивающиеся страны. В экспорте – развитые+Бразилия

53 Особенности международного регулирования сельскохозяйственной торговли. Стерхова

С/х – наиболее регулируемая гос-вом сфера экономики, причины: национальная продовольственная безопасность, поддержание уровня доходов с/х производителей, обеспечение конкурентных возможностей с производителями из 3 стран, сохранение сельских территорий и уклада жизни. Гос.поддержка воздействует на: доходы фермеров, структуру с/х произ-ва, аграрный рынок, соц.структуру села, межотраслевые и межхоз. отношения.

2 группы мер господдержки: Административные методы (гос. программы, директивное планирование (напр. 5-летние планы), инструменты внешнеторговой политики (напр. сертификация И, квотирование и лицензирование), Экономические методы (прямые и косвенные). Прямая подд. направлена на поддержку доходов с/х произв. (ценовая подд.: миним. закупочные цены, субсидии: дотации и компенсационные выплаты)-фин.помощь, контроль над предложением: госзакупки-зерновые интервенции). Косвенная подд. НЕ направлена напрямую на подд.доходов с/х производителей (льготы: льготные ставки по кредитам, страхование, продов.программы для населения: продов.талоны в США, программы развития с/х тер-рий, эколог. программы, программы подд. НИР в с/х и повышения квалификации. В развитых странах преобладает косвенная подд., в развивающихся – прямая подд.

Господд. в США: субсидирование кредитных ставок, дотации, гос.заказы и закупки, регул.цен, стимул.внутр.спроса, прогр.развития Э. Господд.=30% стоимости произв. с/х прод. 130 млрд $ - 0,9% ВВП

Господд. в ЕС: регул.цен (миним., интервенционная), дотации на гектар/голову КРС, субсид.кредитных ставок, охрана окр.среды, госзаказы, экспортные субсидии. Господд.=45-50% стоимости товарной с/х продукции. 115 млрд $ - 0,7% ВВП

Китай– 177 млрд $ - 3% ВВП. Россия – 18 млрд $ - 1,4% ВВП.

Внешнеторговое регул. с/х рынка=тарифы+нетарифные барьеры. Цель: защита нац.произв. от конкур., защита потреб. от некач.тов.

Средние ставки И тарифа 2014: ЕС 13% - с/х, 4% - прочее; США 5% - с/х, 3% - прочее; Турция 42% - с/х, 5% - прочее. Макс. И ставки на с/х: Новегия, Швейцария, Корея - до 900%, Россия – до 300%, США – до 350% (табак), ЕС – 500% (молочная прод.), Япония – 700% - зерновые, 500% - молочная прод. Ставки тарифа: адвалорные (10%), специфические (10$ за 1 т), комбинированные (10%, но не более 10$ за 1 т).

Нетарифные меры: квоты (колич.огранич. ввоза), санит. и фитосан. (инстр. защиты здоровья чел., животных и растений; введение оправдано, т.к. научно/лабораторно доказано), технич. барьеры в торговле (техн.регламент, стандарты, процедуры оценки соответствия; введение неоправдано, т.к. цель-защита отечест. рынка от И). Негатив от нетарифки: повышение розничных цен, невозможность «попадания» на рынок. Самые «строгие» - нац. стандарты, сан. и фитосан. – ЕС, США. Менее «строгие» - Африка, Вост.Европа, Ср. Азия.

ВТО: Зеленая корзина – косвенная поддержка (миним. искажающий эффект на торговлю с/х) – разрешается (доминирует в развитых). Поддержка предоставляется на основе финансируемой из гос.бюджета правительственной программы, а не за счет перечисления средств от потребителей. Не имеет следствие поддержание цен производителей.

Янтарная/желтая корзина – прямая поддержка (поддержка, искажающая торговл.) – подлежит сокращению, обсчитывается показатель агрегированной меры поддержки АМП. При вступлении в ВТО каждая страна согласовала свой объем АМП и его последовательное сокращение. За пок-ль АМП ежегодно отчитываются все страны-члены ВТО.

Голубая корзина (поддержка, направленная на сокращение произ-ва) – без изменений.

Условия вступления в ВТО: Россия – связанная ставка 10,8%, предельный объем желтой корзины 9 млрд – 4,4 млрд долл.

54 Мировой индустриальный сектор: динамика развития, лидеры, тенденции. Стерхова

Энергетика (нефть, уголь, газ, гидро- и атомная энергия; некоммерческие первичные источники энергии:древесина, торф, сланы, энергия солнца, ветра, океаническая и геотермальная энергия). Глобальное потребление первичной энергии в 2015 г. увел. на 1% (в 2014 – на 1,1%) (среднегодовой за последние 10 лет – 1,9%). 97% потребления – развивающиеся страны. Нефть – ведущее топливо в мире (потребление – 33%).

Доказанные запасы нефти в мире в млрд барр.: 1,1 (1995 г.), 1,4 (2005 г.), 1,7 (2015 г.)

Доказанные запасы природного газа в мире в трлн куб. м: 120 (1995 г.), 157 (2005 г.), 187 (2015 г.)

Доказанные запасы угля в мире в млрд т: 1 030 (1995 г.), 909 (2005 г.), 890 (2015 г.)

Показатели в мире в динамике

Показатель Ед.измер.
Производство нефти млн барр./день 81,9 82,3 81,2 86,6 91,7
Производство газа природ. трлн куб. м 2,8 3,0 3,0 3,3 3,4 3,5
Производство угля млрд т 3,3 3,4 3,9 3,8
Потребление ядреной энергии млн т
Потребление гидроэлектроэнергии млн т
Потребление возобновляемых источников энергии (ВИЭ) млн т
Производство биотоплива млн т

Лидеры потребления ядерной энергии в 2015: США – 33%, Франция – 17%, РФ – 8%.

Лидеры потребления гидроэлектроэнергии в 2015: Китай – 29%, Канада – 10%, Бразилия – 9%; РФ – 4%.

Лидеры потребления возобновляемых источников энергии в 2015: США – 20%, Китай – 17%, Германия – 11%; РФ – менее 0,05%.

Характеристика рынка нефти в 2015 г. по показателям:

Показатель Единица изм. 1 место 2 место 3 место Место РФ
Доказанные запасы нефти Млрд барр. Венесуэла – 300 (18%) Саудовская Аравия – 266 (16%) Канада – 172 (10%) РФ – 102 (6%) – примерно 6 место
Производство млн барр./день США – 12,7 (13%) Саудовская Аравия – 12 (13%) РФ – 10,9 (12%) -
Потребление млн барр./день США – 19,4 (20%) Китай – 12 (13%) Индия – 4 (5%) РФ – 3 (3%) – примерно 6 место
НПЗ (переработка) млн баррелей ежедневно США – 16 (20%) Китай – 10,7 (13%) РФ– 5,8 (7%) -
Импорт нефти млн барр. ежедневно Европа – 13,6 (22%) США – 9,4 (15%) Китай – 8 (13%) -
Экспорт нефти млн барр. ежедневно Средняя Азия – 20,6 (34%) РФ – 8,3 (14%) Азиатско-Тихоокеанский регион (APAC) – 7 (11%) -

Характеристика рынка природного газа в 2015 г. по показателям:

Показатель Единица изм. 1 место 2 место 3 место
Доказанные запасы газа трлн куб.м Иран – 34 (18%) РФ – 32 (17%) Катар – 24 (13%)
Производство трлн куб.м США – 0,8 (22%) РФ – 0,6 (16%) Иран – 0,2 (5%)
Потребление трлн куб.м США – 0,8 (23%) РФ – 0,4 (11%) Китай – 0,2 (6%)

Характеристика рынка угля в 2015 г. по показателям

Показатель Единица изм. 1 место 2 место 3 место Место РФ
Доказанные запасы угля млрд т США – 240 (27%) РФ – 160 (18%) Китай – 115 (13%) -
Производство млрд т Китай – 1,8 (48%) США – 0,5 (12%) Индия – 0,3 (7%) РФ – 0,2 (5%) – примерно 5 место
Потребление млрд т Китай – 1,9 (50%) Индия – 0,4 (11%) США – 0,4 (10%) РФ – 0,08 (2%) – примерно 5 место

Тенденции (прогноз до 2035):

1. Мировой ВВП увеличится более чем в два раза: согласно BP Energy Outlook 2016, рост населения и его доходов являются главными факторами роста спроса на энергоресурсы (к 2035 население вырастет на1,5 млрд чел., мировой ВВП – в более, чем 2 раза (наибольший вклад – Китай + Индия=50% ВВП). Больше экономика – больше энергии => потребление энергии к 2035 вырастет на 35% при неизменном спросе.

2. Структура потребления некоторых видов энергии поменяется: ископаемые виды сохранят лидерство, однако доля нефти (рост - 0,9% в год) в общем объеме первичных источников будет уменьшаться. Рост угольного рынка сократится до 0,5% в год и достигнет минимума к 2035, на смену придет газ (2 по величине топливный ресурс). Газ будет наиболее динамично растущим видом ископаемого топлива (1,8% в год), т.к явл. наименее углеродоемким ископаемым топливом. Рынок ВИЭ будет стремительно расти (6,6% в год).

3. Электрификация: более 50% прироста мирового потребления энергии будет использоваться для выработки электроэнергии, т.к. доля энергии, предназн.для выработки электроэнергии к 2035 вырастет с 42% до 45%.

4. Россия: останется одним из ведущих проивзодителей ископаемых видов топлива в мире – 10% мирового произ-ва. Пр-во газа вырастет на 30%. К 2035 г. на ископаемое топливо будет приходится 86% потребления первичной энергии.

Черная металлургия

Основными конечными продуктами сталелитейной и обрабатывающей промышленности являются сталь и чугун, которые затем используются в производстве проката, метизов, труб и другой продукции. Потребителя черн.металл. – машиностроение и строительство, в первую очередь. Также нефтегазовая отрасль (трубная продукция) и металлургические компании (сырьевые ресурсы). Производство стали в 2015: Азия – 69%, ЕС – 10%, Америка – 7%, СНГ (в т.ч. РФ) – 6%. Крупнейший производитель – Китай (около 50% мирового производства стали и чугуна), Россия – 5 место (сталь) и 4 место (чугун). Производство чугуна в 2015: Азия – 77%, ЕС – 8%, СНГ (в т.ч. РФ) – 7%, Америка – 6%.

Крупнейшие производители стали в 2015: ArcelorMittal (Люксембург) – 97 млн т, HesteelGroup (Китай) – 47 млн т, NSSMC – 46 млн т (Япония).

Мировое производство стали:

Показатель
Производство стали, млрд т 1,1 1,3 1,2 1,5 1,6 1,5
Производство чугуна, млрд т 0,8 1,0 0,9 1,1 1,2 1,6

Россия: на долю российских металлургов приходится 4,5% мирового производства. 2015 – 71 млн т стали и 53 млн т чугуна. Крупнейшие производители: Северсталь – 12 млн т стали и 9 млн т чугуна, ММК – 12 млн т стали и 10 млн т чугуна, НЛМК – 16 млн т стали и 13 млн т чугуна, Мечел – 4 млн т стали и 4 млн т чугуна.

Цветная металлургия

Включает в себя алюминий, медь, свинец, олово, никель, титан и цинк.

Показатель Показатель
Производство/потребление алюм. в мире, млн т 50/51 57/56 Производство меди в мире, млн т 18,3 18,7
Производство/потребление алюм. в Китае (лидер), млн т 25/25 30/29 Производство меди в Чили (лидер) в млн т 5,7 5,7
Производство/потребление алюм. в России, млн т 3,7/1,0 3,6/0,8 Производство меди в России, млн т 0,8 0,7
Производство свинца в мире, млн т 5,4 4,7 Производство цинка в мире, млн т
Производство свинца в Китае (лидер), млн т 2,3 Производство цинка в Китае (лидер), млн т 4,5
Производство свинца в России, млн т 0,09 0,09 Производство цинка в России, млн т 0,2 0,3
Производство никеля в мире, млн 2 630 2 530 Производство ильменита+рутила в мире, млн т 7,5
Производство никеля в Филиппинах (лидер), млн Производство ильменита в Китае (лидер)/ России, млн т 1/- 0,9/,01
Производство никеля в России, млн Производство рутила в Австралии (лидер), млн т 0,4 0,1

Крупнейшие производители меди в 2015: Codelco – 1,9 млн т, Freeport-McMoran – 1,5, Glencore – 1,3 млн т, BHPBilliton – 1,2, GrupoMexico – 0,7.

Медь: с 2011 г. по 2015 г. цена на мед упала с 8 800 долл. за т до 5 500 долл. за т по причине замедления темпов роста экономики Китая=>падение потребления (Китай – почти 50% мирового потребления). Резкое снижение темпов роста спроса на медь в Китае отразилось на мировых производителях=>падение спроса на их продукцию, и темпы роста производства начнут постепенно замедляться. В долгосрочной перспективе - снижение количества новых проектов и ухудшение качества руды.

Машиностроение

Минпромторг: производство и план на 2017-2018 легковых автомобилей в России: 2014 г. – 1,7 млн шт., 2015 г. – 1,2 млн шт., 2016 г. – 1,2 млн шт., 2017 г. – 1,3 млн шт., 2018 г. – 1,4 млн шт.

Ведущие отрасли машиностроения и лидеры: автомобили (США, Япония, ФРГ, Франция, Республика Корея, Великобритания), металлорежущие станки (Япония, ФРГ, США, Италия, Китай), тракторы (Россия, Япония, Индия, США, Беларусь), судостроение (Республика Корея, Япония, ФРГ, Бразилия)

Металлообрабатывающее производство в 2013 г.: по объемам производства металлообрабатывающего оборудования Россия занимает 27-е место в мире, а удельный вес станкостроения в ВВП России составляет около 0,03 процента, что характерно для отсталых аграрных стран. В Китае этот показатель равен 1%, чуть меньше 1% в Японии и Германии.

Рынок автомобилей в 2016: Сейчас все производители имеют многонациональные стоимостные цепочки (около 75% добавленной стоимости автомобиля генерируется поставщиками из многих стран). Глобальный авторынок продолжает расти и в 2016 г. мировые продажи уже достигли 94 млн автомобилей (+5% к 2015 году), включая легковые автомобили, коммерческие автомобили и автобусы. Крупнейшие по продажам авто в 2016: Китай (24 т.шт.), США (17 т.шт.), Япония (5 т.шт.), Германия (3 т.шт.), Россия 13 место (1,5 т.шт.). Крупнейшие автопроизводителив 2016: Volkswagen (10 млн шт.), Toyota (9,9 млн шт.), Reanult-Nissan (8,5 млн шт.)

Прогнозы на 2017: дальнейший рост по всему миру, но уже несколько замедленным темпом. По нашим прогнозам, мировой автомобильный рынок увеличится на 2 – 3% до величины чуть более 96 млн единиц (легковые вырастут на 3% до 85 млн штук). Регион NAFTA сильно пострадал от кризиса 2008 – 2009 гг., он очень быстро и прочно восстановился. В Южной Америке – на протяжении последних трех лет отчетливо виден кризис. Европа: переживала значительно более длительную фазу спада, и только в 2014 году продажи начали понемногу расти, а затем последовал достаточно резкий подъем. Рост в Азии стал непрерывной историей успеха, длящейся последние двенадцать лет, с более чем удвоившимися продажами и уверенным ростом в 2016 году. Африканский автомобильный рынок всё еще остается очень маленьким и, соответственно, подвержен более сильным колебаниям.

Тенденции на рынке автомобилей: «цифровизация» поддерживает, помогает и предупреждает об опасности водителя, цифровые технологии – мега-тренд у автопроизводителей, но требует еще доработок и больших инвестиций (например, беспилотные авто или автобусы). Снижение выбросов СО2 и снижение расхода топлива: решение – электромобили – либо полностью батарейные, либо плагин-гибриды (например, элеткрокары Тесла продажи за 2016 г. 75тыс.шт., что вдвое больше, чем в 2015 г.).

Мировой рынок сельхозмашиностроения: крупнейшие производители John Deere (США), Case New Holland (CNH) (США), AGCO Corporation (США), Claas (Германия) и Same-Deutz-Fahr (SDM) (Италия). Структура мирового рынка сельхозтехники по регионам: ЕС 26%, NAFTA 22%, Китай 15%, Южная Америка 8%, Индия 6%, СНГ 6%, Япония 4%, Турция 3%, остальные 10%. Производство сельхозтехники в мире, млрд евро: 2010 – 79, 2012 – 99, 2014 – 101, 2015 – 91 млрд евро.

Тенденции развития сельхозтехники: рынок сельскохозяйственных машин будет расти со среднегодовым темпом около 7,3% и достигнет объема в 267 млрд. долларов США к 2022 году. Главный драйвер роста - постоянный рост населения Земли, требующий все большей интенсификации сельскохозяйственного производства по всему миру, элементом чего является все большая механизация аграрного сектора (актуально для развивающихся стран), и постоянное обновление парка сельхозтехники в развитых странах, где будет происходить переход на все более эффективные и экологически безопасные машины.

Наши рекомендации