Несовершенная конкуренция. Антимонопольная политика и ограничение монополизма.
Несовершенная конкуренция — конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.
В отличие от модели рынка совершенной конкуренции, которая является абстракцией и практически не существует в реальной жизни, а только в теории, рынок несовершенной конкуренции встречается практически повсеместно. Большинство реальных рынков в современной экономике — это рынки несовершенной конкуренции.
Признаки несовершенной конкуренции:
• наличие входных барьеров в отрасль;
• дифференцированность продукции;
• основная доля продаж приходится на одного или нескольких производителей-лидеров;
• возможность контролировать полностью или частично цену на свою продукцию.
В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т.е. когда MC = MR) наступит тогда, когда средние издержки не достигнут своего минимального уровня, а цена будет выше средних издержек:
(MC = MR) < AC < P
Монополия — исключительное право на что-либо. Применительно к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Возникает на основе высокой концентрации и централизации капитала и производства. Цель — извлечение сверхвысокой прибыли. Обеспечивается посредством установления монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведёт к росту цен и диспропорциям.
Модель монополии:
• единственный продавец;
• отсутствие близких продуктов-заменителей;
• диктуемая цена.
Следует отличать естественную монополию, то есть структуры, демонополизация которых либо нецелесообразна, либо невозможна: коммунальное хозяйство, метрополитен, энергетика, водоснабжение и др.
Монополистическая конкуренция[
Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появление новых продавцов .
Для рынка с монополистической конкуренцией характерно следующее:
1. товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами;
2. на рынке существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но не микроскопическую долю рыночного спроса на общий тип товара, реализуемого фирмой и её соперниками;
3. продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую цену установить на свои товары, или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж;
4. на рынке есть условия для входа и выхода
Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она также похожа на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, а на рынке существует свободный вход и выход.
Олигополия — тип рынка, при котором в отрасли хозяйства господствует не одна, а несколько фирм. Иными словами, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Как правило, насчитывается от 3 и более участников. Частным случаем олигополии выступает дуополия. Контроль над ценой очень высокий, высокие входные барьеры в отрасль, значительная неценовая конкуренция. Примером могут послужить операторы сотовой связи и рынок жилья.
Антимонопольная политика – одно из направлений государственного регулирования экономики, составляет систему мер, предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.
Антимонопольная политика проводится по направлениям:
1) Ограничение монополизации рынка;
2) Запрещение слияний конкурирующих компаний;
3) Запрещение установления монопольных цен;
4) Сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.
Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений. Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.
Для государственной антимонопольной политики США, прежде всего, и безусловно, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю».
Кроме регулирования цен определённую пользу — особенно в России — может принести и реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественно-монопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило, характер вертикальной интеграции. В результате образуется монополист-гигант, представляющий целую сферу национальной экономики.
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования. В России органом антимонопольного регулирования является Федеральная антимонопольная служба России.
14.Стоимость, ценность, полезность: содержание и соотношение категорий. Теории формирования стоимости и цены.
Полезностью называется то удовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степень полезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы, которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бы выстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя от различных благ. Понятно, что у разных людей она различна: если человек любит охоту или рыбалку, то охотничье ружье или спиннинг представляют для него большую пользу, а для всех остальных они малополезны. Однако в том или ином обществе возможно выявление средних для всех его членов оценок полезности различных благ или хотя бы сравнений: какое благо для них более полезно, а какое — менее.Экономическое содержание категорий «благо», «продукт», «товар», «услуга» и их субординация.
Ценность — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).
Ценность имеет синоним — стоимость. Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость» имел другое значение, чем термин «ценность» в классической и современной экономической теории. По мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются.
Выделяют следующие теории стоимости
Теория трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) – стоимость зависит от труда, необходимого для производства:
1.- конкретный труд (определяет специальность производства);
2.- абстрактный труд (затраты рабочей силы в физиологическом смысле).
Цена – денежное выражение стоимости товара, выраженное общими необходимыми затратами на производство.
Закон стоимости: «В основе цены лежит стоимость, которая определяется в соответствии с объективно необходимыми затратами труда»
2. Теория факторов производства. «Стоимость создаётся не только трудом, но и всемифакторами производства (земля, труд, капитал)»
3. Теория предельной (маржинальной) полезности. «Стоимость товара определяется по его предельной полезности», т.е ценностью товара, потребление которого удовлетворит его потребность.
Закон убывающей предельной полезности: «С ростом потребления какого-либо одногоблага при неизменном объеме потребления всех остальных общая полезность, получаемая потреблением, возрастёт, но возрастает всё более медленно»
4. Теория стоимости (ценности) Маршала. По мнению А. Маршалла, ценность товара в равной мере определятся полезностью и издержками производства. «Цена определяется спросом и предложением».
15.Экономическое содержание категорий «благо», «продукт», «товар», «услуга» и их субординация.
В результате взаимодействия факторов производства создается определенный продукт (благо), предназначенный для потребления. Между терминами «продукт» и «благо» существуют некоторые различия. Продукт – это просто полезная вещь или услуга, идущая на воспроизводство факторов производства. Поскольку продукт – результат человеческого труда, хозяйственной деятельности, его называют экономическим продуктом. Экономический продукт, представленный в материально-вещественной форме, выступает как материальный продукт, или продукция, а представленный в духовной, информационной форме – интеллектуальный продукт либо продукт в виде выполненных работ и услуг.
Благо – это все то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу, доставлять удовольствие. Благом можно назвать только тот продукт, который удовлетворяет ту или иную потребность человека.
Благо – это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Особое место среди благ, необходимых человеку, роль которых возрастает, занимают услуги. Услуги – это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека. Блага подразделяются на матер. и нематер. Материальные блага включают: естественные дары природы; продукты производства. Иногда к ним относят и отношения по присвоению матер. благ: патенты, авторские права (по А. Маршаллу). Нематериальные – это блага, воздействующие на развитие способнос тей человека, они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранение, искусство и т.д. Различают две подгруппы нематериальных благ: внутренние – блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, пение и др.); внешние – то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей (репутация, деловые связи).
Кроме названной классификации различают: блага настоящие и будущие, прямые и косвенные, долго- и краткосрочные; экономические – те, которые являются объектом или результатом экон. деятельности и неэкономические – даровые блага, предоставляются природой без приложения человеком усилий.
Специфической формой экономического блага является товар. Товар – это специфическое экон. благо, произведенное для обмена. Товар как таковой обладает двумя свойствами: способ ностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность (потребительная стоимость); пригодностью к обмену. Потребительной стоимостью обладает любой товар. Многие потребительные стоимости могут удовлетворять не одну, а ряд общественных потребностей (напр. древесина).
В качестве товара выступают услуги. Потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы; это – полезный эффект деятельности, живого труда. Услуга не имеет вещной формы, ее нельзя непосредственно накопить, она может быть потреблена лишь в момент производства.