Причины возникновения рынка.

1) ограниченность производственных возможностей человека. Ограничены в обществе не только производственные возможности человека, но и все другие факторы производства (земля, техника, сырье). Ограниченность ресурсов преодолевается посредством обмена одного продукта на другой через рынок.

2) экономическая обособленность товаропроизводителей, чтобы они могли свободно распоряжаться результатами своего труда. Экономическая обособленность означает, что сам производитель решает, какую продукцию выпускать, как ее производить, кому и где продавать. Обмен продуктами человеческого труда предполагает наличие частной собственности. С развитием частной собственности развивалось и рыночное хозяйство.

3) возможность для каждого экономич. субъекта обеспечивать свои интересы. Рынок предполагает свободу конкурентного поведения, свободу хозяйствования, защиту интересов конкретного товаропроизводителя. Чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений.

Принцип "невидимой руки" - по А.Смиту - предположение, согласно которому отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от ее воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества.

Люди, действующие исключительно в личных интересах, невольно работают на благо всего общества, направляемые "невидимой рукой" рынка.

Концепция “невидимой руки” имеет этическое измерение. Критики капитализма постоянно указывали на эгоистическую природу коммерческой деятельности как на главный грех общества, в котором существует свободный рынок. Предприниматель действует из собственного эгоизма. Но, согласно Смиту, получается, что капитализм “эксплуатирует” недостатки человеческой природы во имя достижения общего блага. Шотландский мыслитель установил моральную правоту рыночной экономики, основанной на деятельности индивидов, преследующих собственные, часто не самые благовидные цели. Такие качества, как алчность, эгоизм, скупость могут стать мощным производителем общественной пользы.

№12. Рынок как форма организации хозяйственной деятельности. Функции рынков. Классификации рынков.

Рынок – это:

1. механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров и услуг.

2. Совокупность отношений между продавцом и покупателем

3. место торговли

4. сфера обращения товаров и денег

5. Система социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которого происходит удовлетворение потребностей покупателей

Классификация рынков:

1. По объектам обмена:

1.1.Рынок Факторов производства

1.2.Рынок Товаров и услуг (товары длительного потребления, товары текущего потребления, рынок услуг)

1.3.Финансовый рынок: денежный рынок; рынок ценных бумаг (акции, привилегированные акции, дивиденды, облигации, проценты, депозитный сертификат, сберегательный сертификат, вексель, дисконт, коммерческий вексель, банковский вексель); валютный рынок.

2. По субъекту сделок:

2.1 Рынок оптовой торговли (отражает взаимоотношения между фирмами)

2.2 Рынок розничной торговли (выражение отношений между домашними хозяйствами и предприятиями)

2.3 Государственный рынок (отражает взаимосвязи между государством и домашними хозяйствами или фирмами).

3. По масштабу обмена:

3.1.Местный рынок

3.2.Рынок определенного вида товара или услуги

3.3.Региональный

3.4 Национальный

3.4 Мировой

4. По рыночной структуре (определяется исходя из 4 признаков):

4.1 Количество продавцов (покупателей) и объем сделок

4.2 Степень стандартизации товара

4.3 Наличие информации о рынке

4.4 Наличие входящих барьеров

4 структуры рынка с точки зрения продавца:

- Рынок совершенной конкуренции (полиполия) - Большое кол-во фирм с одинак. продукцией

- Монополия – одна фирма, производящая уникальный товар

- Олигополия – несколько фирм, производ. как уникальные, так и стандартные продукты

- Монополистическая конкуренция – большое кол-во фирм со схожей, но не одинак. продукцией

3 структуры с точки зрения покупателя:

- Полипсония

- Олигопсония

- Монопсония

Функции:

1) регулирующая – это воздействие на все сферы экономики, обеспечение согласования между производством и потреблением, поддержание баланса между спросом и предложением по цене, объему и структуре. В современных условиях это сочетание рыночного регулирования и саморегулирования.

2)Стимулирующая – состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, снижению издержек.

3) Ценообразующая – установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов на основе затрат и полезности благ.

4) Посредническая – обеспечивает посредничество между производителями и потребителями с целью обмена товарами и услугами.

5)Информационная – дает участникам рынка через систему цен, процентных ставок информацию о спросе и предложении товаров и услуг.

№13. Основные элементы рыночного механизма (спрос, предложение, цена). Рыночное равновесие и его виды(по Вальрасу и Маршаллу)

Спрос — это зависимость между ценой (P) и количеством товара (Q), которое покупатели могут и желают купить по строго определенной цене, в определенный промежуток времени.

Величина спроса

Следует различать понятия величина спроса и спрос. Величина спроса (объём спроса) представляет собой количество товара, которое готов приобрести покупатель по конкретной цене, а полный спрос на товар — это готовность потребителя приобрести товар при всевозможных ценах, то есть, функциональная зависимость величины спроса от цены. Изменение спроса зависит от нескольких факторов:пола, возраста, ожидания потребителей, дохода потребителей, цен на товары-заменители, дополняющие товары, рекламы и др.

Кривая спроса — кривая, показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Функция спроса — функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Как правило, чем выше цена, тем ниже величина спроса, и наоборот. В некоторых случаях отмечается так называемый парадоксальный спрос — повышение величины спроса с ростом цены. Это наблюдается в случаях расточительного потребления, целью которого является демонстрация богатства (дорогие автомобили, модная одежда, ювелирные украшения). Товары, спрос на которые ведет себя таким образом, называют «товарами Веблена». Другое исключение относится к противоположному концу спектра: потребители в очень бедных странах могут начать покупать меньше низкокачественных продуктов, например, риса, если цена на них снизится. Это объясняется тем, что потребители смогут потратить оставшиеся деньги (после удешевленной покупки) на другие, более разнообразные продукты. Подобные товары называются «товарами Гиффена». Спрос характеризуется также эластичностью. Если при повышении или понижении цены товар покупают практически в тех же количествах, то такой спрос называют неэластичным. Если же изменение цены приводит к резкому изменению величины спроса — эластичным.

Неэластичен, как правило, спрос на предметы первой необходимости, спрос на другие товары обычно эластичнее. Парадоксальным часто бывает спрос на предметы роскоши или атрибуты статуса.

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.

Зависимость между объемом и ценой предложения выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.

Какие факторы влияют на предложение?

изменение цен на факторы производства; технический прогресс; сезонные изменения; налоги и субсидии; ожидания производителей; изменение цен на сопутствующие товары.

Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов продать, а покупатель согласен купить единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.

Рыночное равновесие Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием. Объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе). Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Альфред Маршалл (1842-1924) английский экономист.

Пусть реальный объем продаж ниже равновесного уровня, тогда цена спроса , отражающая готовность покупателей приобрести этот товар, будет выше цены предложения . Это будет стимулировать продавцов увеличивать объем продаж.

И наоборот, если объем продаж выше равновесного уровня то цена спроса , будет меньше цены предложения .

Подобная рыночная ситуация заставит продавцов сократить объем продаж до точки равновесия.

Рыночное равновесие по Маршаллу (объем продаж выше рыночного объема)

Условие равновесия по Маршаллу предсталяет собой равенство цены спроса цене предложения:

Рыночное равновесие по Вальрасу.Если величина спроса больше величины предложения, то есть избыток больше нуля (ситуация товарного дефицита), то производная цены по времени (скорость изменения цены) будет также больше нуля и, следовательно, цена будет расти. Если же величина спроса меньше величины предложения, то есть избыток спроса меньше нуля (ситуация затоваривания рынка), то производная будет меньше нуля, и значит цена будет падать.

Только при условии ΔQd(P) = 0 устанавливается рыночное равновесие.

Наши рекомендации