Сущность, виды конкуренции и её соц-эк последствия.

Конкуренция(от лат. concurrere - сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия произ­водства, купли и продажи товаров.

Различают:

Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях произ­водства, из-за выгодного приложения капитала, перераспре­деления прибыли.

Современная экономическая литература рассматривает следующие формы конкуренции:

1.Совершенная конкуренция- это соперничество много­численных производителей, создающих примерно одина­ковые объемы идентичной продукции. Для нее характерны следующие черты:

- наличие большого числа фирм, производящих один и тот же вид товара. Фирма должна быть относительно небольших размеров и объем производимой продукции должен быть незначителен;

- возможность свободного доступа товаропроизводите­лей к различным производственным секретам;

- однородность продукции, производимой различными предприятиями в рамках одного производственного секто­ра, состоящего из множества фирм;

- хорошее знание рынка покупателями и продавцами. Все субъекты купли-продажи должны знать цены на рынке, спрос и предложение на товары.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономи­ке развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и начале XX в. появляются крупные предприятия и их объединения, которые охваты­вают отраслевые рынки. Активизируется влияние государ­ства на рынок. В силу этого возникает

2.Несовершенная конкуренция.В отличие от совершенной конкуренции она ограничена влиянием монополий и государства.

Существуют несколько моделей несовершенной конку­ренции.

- моно­полия:

а) единственный продавец (одна фирма или отрасль яв­ляется единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуга);

б) нет близких продуктов-заменителей (с точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемле­мых альтернатив);

в) диктуемая цена (чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой);

г) вступление в отрасль конкурентов заблокировано.

- моно­полистическая конкуренция:

а) существует достаточно большое число фирм, что огра­ничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимо­зависимость и фактически невозможен тайный сговор;

б) продукты характеризуются реальными и мнимыми раз­личиями и различающимися условиями их продажи;

в) экономическое соперничество влечет за собой и цено­вую и неценовую конкуренцию;

г) вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает тенденцию к получению ими нормальной прибыли в дол­говременном периоде;

д) тип продукта дифференцированный;

е) неценовая конкуренция: значительный упор на рекла­му, торговые знаки, торговые марки и т.д.

- олигополия:

а) наличие нескольких фирм;

б) тип продукта (стандартизированный или дифференци­рованный);

в) контроль над ценой;

г) наличие существенных препятствий при вступлении фирм в отрасль;

д) типична неценовая конкуренция, особенно при диффе­ренциации цен.

Методы конкурентной борьбы:

1.Ценовые методы конку­рентной борьбы, К ним относится применение монопольно высоких и монопольно низких цен. К ценовым методам относится также метод ценовой дискриминации (разные цены в разных местностях, демпинговые, бросовые цены).

2.Неценовые методыподразделяются на две группы: конкуренция по продукту и конкуренция по условиям продаж.

Конкуренция по продуктустремление захватить часть отраслевого рынка конкурента путем выпуска про­дукции нового ассортимента и качества при сохранении примерно одной и той же цены.

Конкуренция по условиям продаж - использование многочисленных средств для привлечения покупателей к товарам. Эта конкуренция включает рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, льготы при покупке постоян­ными покупателями.

Основы теории потребления.

ПОТРЕБЛЕНИЕ - использование благ, товаров, услуг для удовлетворения потребностей. "Потребление - заключительная фаза процесса воспроизводства, органически связанная с его другими фазами - производством, распределением, обменом. Связь с производством заключается в том, что производство без потребления потеряло бы всякий смысл, было бы бесцельно, в то же время без производства не было бы потребления. Конечной целью всякого производства является потребление.

Качественно выделяются производственное потребление и непроизводственное. Производственное потребление - использование ресурсов, орудий труда, сырья, материалов, энергии, информация, рабочей силы и т. д. в процессе производства для создания новых продуктов. Непроизводственное потребление - использование или окончательное потребление предметов потребления людьми для удовлетворения жизненных потребностей. В процессе непроизводственного потребления предметы потребления исчезают сразу или постепенно. Непроизводственное потребление делится на личное (потребление населения) и общественное (удовлетворение общих потребностей). При личном потреблении удовлетворяются потребности людей в пище, одежде, жилище, образовании, здравоохранении и т. д. Общие потребности - потребности в управлении, науке, обороне и т. д.

По способу удовлетворения потребностей потребление является индивидуальным или совместным. Индивидуальное потребление связано с потреблением благ и услуг членами семей и индивидами — продуктов питания, одежды, обуви, жилища, предметов культурно-бытового назначения и т. д. Совместное потребление связано с групповым потреблением благ и услуг.

Общий уровень потребления населения в той или иной стране определяется достигнутым уровнем развития производительных сил, степенью социальной ориентации экономики страны. Уровень потребления отдельных социальных слоев, групп, классов непосредственно зависит от распределения общественного продукта, что в конечном счете определяется собственностью на средства производства, а следовательно, и на созданный продукт. Дифференциация потребления определяется дифференциацией доходов, выражается в уровне и качестве потребляемых благ, структуре потребления.


Наши рекомендации