Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Государственное воздействие на рыночное равновесие.

Для того, чтобы оценить реальное состояние рынка, особенности взаимодействия потребителей и производителей необходимо соизмерить две величины: спрос и предложение.

Взаимодействие спроса и предложения – это основной вопрос рыночной экономики.

Пересечение кривых спроса и предложения даст точку равновесия на данном рынке или между данными субъектами.

Государственное воздействие на рыночное равновесие:

1) Ценовое – государство устанавливает ту или иную цену на товар.

2) Неценовое:

-- административные меры – система ограничений на производство или покупку товаров;

-- государство само может покупать товары и размещать заказы.

Инвестиции и сбережения. Факторы, определяющие уровень инвестиций. Кривая спроса на инвестиции. Сдвиги в спросе на инвестиции. Нестабильность инвестиций.

Совокупное сбережение – суммарный отложенный спрос домохозяйств и всех других субъектов, т.е. как бы отказ от текущего потребления с целью увеличения его в будущем.

Инвестиции:

1) Финансовые (вложения в ценные бумаги);

2) Реальные (создание новых факторов производства).

Реальные инвестиции направляются в:

1) Основные фонды;

2) Жилищное строительство;

3) Запасы.

На величину и динамику инвестиций влияет размер имеющихся сбережений, причем процессы накопления и инвестирования не совпадают по времени.

Спрос на инвестиции опред. ожидаемой нормы прибыли получаемой от инвестиций и реальной ставки %.

В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары, а в долгосрочном периоде позволяет вводить новые мощности и увеличивать потенциал производства.

Валовой национальный продукт (ВНП). Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы расчета ВВП.

ВНП — валовой национальный продукт — продукция, которую произвела нация за определённый промежуток времени.

ВВП — валовой внутренний продукт — продукция, выпущенная в стране за определённый промежуток времени.

Отличие ВВП от ВНП заключается в том, что ВВП определяется на основе территориального признака, а ВНП на основе национального признака.

Методы расчёта ВВП:

- добавленной стоимости по всем отраслям, национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);

- всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам);

- всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам).

Задача.

Решение

Зная формулу дефляции определим величину реального ВВП. При Д = 120% и Ц1*Q1 = 1,5 трлн руб. обозначим Ц(1-n)*Q1 = х Тогда:

120 = 1,5/x*100%;

отсюда

x = 1,5/120*100 = 1,25 (трлн руб.).

Теперь определим реальный объем ВВП в предыдущем году. В связи с тем, что ВВП увеличился в завершившемся году на 2%, примем его величину (1,25 трлн руб.) за 102%, а объем ВВП в предыдущем году — за 100%. Отсюда найдем реальный объем ВВП предыдущего года:

1,25/102*100% = 1,225 (трлн руб.).

Таким образом, реальный объем ВВП в предыдущем году составил 1,225 трлн руб.

Тест.

Укажите, на основе, каких отношений происходит присвоение дохода фермером, если он арендует земельный участок у государства:

б) распоряжения.

Тест.

Безработным считается любой человек:

б) желающий работать, но не имеющий возможности получить соответствующую своей подготовке работу.

БИЛЕТ №10

Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса и доходы продавцов. Перекрестная эластичность спроса по цене. Основные правила эластичного спроса.

Эластичность спроса – величина, отражающая на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на один процент.

Различают товары эластичные по цене и не эластичные.

К не эластичным товарам относят предметы первой необходимости, товары роскоши.

К эластичным товарам относят такие товары как бытовая техника, одежда и тд.

Два вида эластичности спроса по цене:

1. Точечная эластичность. Малое изменение цен. EPD=Q/P

2. Дуговая эластичность. Применяется при существенном изменении цен. EPD = ⌂Q(P1 + P2)/⌂P(Q1 + Q2)

Если |EPD|< 1, то товар является не эластичным, если = 1 то спрос с единичной эластичностью. |EPD|> 1 – эластичный спрос по цене. Если |EPD|= ∞, то спрос имеет абсолютную эластичность.

Факторы влияющие на эластичность:

-- Структура товара (предмет роскоши, первая необходимость).

-- Наличие субститутов.

-- Удельный вес цены товара и доходы потребителей.

-- Фактор времени (чем больше времени для потребления тем эластичнее спрос).

Наши рекомендации