Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Государственное воздействие на рыночное равновесие.
Для того, чтобы оценить реальное состояние рынка, особенности взаимодействия потребителей и производителей необходимо соизмерить две величины: спрос и предложение.
Взаимодействие спроса и предложения – это основной вопрос рыночной экономики.
Пересечение кривых спроса и предложения даст точку равновесия на данном рынке или между данными субъектами.
Государственное воздействие на рыночное равновесие:
1) Ценовое – государство устанавливает ту или иную цену на товар.
2) Неценовое:
-- административные меры – система ограничений на производство или покупку товаров;
-- государство само может покупать товары и размещать заказы.
Инвестиции и сбережения. Факторы, определяющие уровень инвестиций. Кривая спроса на инвестиции. Сдвиги в спросе на инвестиции. Нестабильность инвестиций.
Совокупное сбережение – суммарный отложенный спрос домохозяйств и всех других субъектов, т.е. как бы отказ от текущего потребления с целью увеличения его в будущем.
Инвестиции:
1) Финансовые (вложения в ценные бумаги);
2) Реальные (создание новых факторов производства).
Реальные инвестиции направляются в:
1) Основные фонды;
2) Жилищное строительство;
3) Запасы.
На величину и динамику инвестиций влияет размер имеющихся сбережений, причем процессы накопления и инвестирования не совпадают по времени.
Спрос на инвестиции опред. ожидаемой нормы прибыли получаемой от инвестиций и реальной ставки %.
В краткосрочном периоде рост инвестиций означает увеличение спроса на инвестиционные товары, а в долгосрочном периоде позволяет вводить новые мощности и увеличивать потенциал производства.
Валовой национальный продукт (ВНП). Валовой внутренний продукт (ВВП). Методы расчета ВВП.
ВНП — валовой национальный продукт — продукция, которую произвела нация за определённый промежуток времени.
ВВП — валовой внутренний продукт — продукция, выпущенная в стране за определённый промежуток времени.
Отличие ВВП от ВНП заключается в том, что ВВП определяется на основе территориального признака, а ВНП на основе национального признака.
Методы расчёта ВВП:
- добавленной стоимости по всем отраслям, национальной экономики (ВВП по производству, отраслям);
- всех расходов на покупку общего объема произведенной в данном году продукции (ВВП по расходам);
- всех доходов, полученных в стране от производства продукции в данном году (ВВП по доходам).
Задача.
Решение
Зная формулу дефляции определим величину реального ВВП. При Д = 120% и Ц1*Q1 = 1,5 трлн руб. обозначим Ц(1-n)*Q1 = х Тогда:
120 = 1,5/x*100%;
отсюда
x = 1,5/120*100 = 1,25 (трлн руб.).
Теперь определим реальный объем ВВП в предыдущем году. В связи с тем, что ВВП увеличился в завершившемся году на 2%, примем его величину (1,25 трлн руб.) за 102%, а объем ВВП в предыдущем году — за 100%. Отсюда найдем реальный объем ВВП предыдущего года:
1,25/102*100% = 1,225 (трлн руб.).
Таким образом, реальный объем ВВП в предыдущем году составил 1,225 трлн руб.
Тест.
Укажите, на основе, каких отношений происходит присвоение дохода фермером, если он арендует земельный участок у государства:
б) распоряжения.
Тест.
Безработным считается любой человек:
б) желающий работать, но не имеющий возможности получить соответствующую своей подготовке работу.
БИЛЕТ №10
Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса и доходы продавцов. Перекрестная эластичность спроса по цене. Основные правила эластичного спроса.
Эластичность спроса – величина, отражающая на сколько процентов изменится объём спроса при изменении цены на один процент.
Различают товары эластичные по цене и не эластичные.
К не эластичным товарам относят предметы первой необходимости, товары роскоши.
К эластичным товарам относят такие товары как бытовая техника, одежда и тд.
Два вида эластичности спроса по цене:
1. Точечная эластичность. Малое изменение цен. EPD=Q/P
2. Дуговая эластичность. Применяется при существенном изменении цен. EPD = ⌂Q(P1 + P2)/⌂P(Q1 + Q2)
Если |EPD|< 1, то товар является не эластичным, если = 1 то спрос с единичной эластичностью. |EPD|> 1 – эластичный спрос по цене. Если |EPD|= ∞, то спрос имеет абсолютную эластичность.
Факторы влияющие на эластичность:
-- Структура товара (предмет роскоши, первая необходимость).
-- Наличие субститутов.
-- Удельный вес цены товара и доходы потребителей.
-- Фактор времени (чем больше времени для потребления тем эластичнее спрос).