Возникновение и развитие экономической теории.
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
ЭТ изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен,
производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.
Предметом является проблема выбора по распределению имеющихся ресурсов и производству товаров и услуг или распределение ресурсов для производства товаров и услуг или проблема эффективного распределения товаров и услуг.
К методам экономической науки отнесены все общенаучные методы получения нового знания. Специфические методы экономики: методы экономико-математического анализа.
Методика:
- метод научной абстракции, т.е. освобождение наших представлений о
предметах исследования от частного, случайного кратковременного,
единичного и нахождение в них сущностного, постоянного, типичного.
- движение от абстрактного к конкретному;
- метод индукции, т.е. из анализа частного выводятся общие положения и
принципы;
- метод дедукции (гипотетический), на основе общих положений основываются те или иные частности экономических объектов и процессов.
- единство исторического и логического, т.е. экономические процессы
рассматриваются в исторической последовательности их возникновения и в логической взаимосвязи;
- экономико-математическое моделирование, создание математических моделей. Экономическая модель - это некоторая гипотетическая ситуация отражающая реальные экономические процессы в упрощенном виде
Любая модель несопоставима, несравнимо проще реальной действительности.
Экономическая модель - графики или уравнение
Кривая производственных возможностей показывает максимально возможный объем производства товара при имеющихся у общества ресурсов и заданном объеме производства другого товара.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
ЭC – это сложн упоряд совок эконом. элем-в, взаим. кот обеспеч. матер. условия жизнедеят. общ-ва. Разные эс функц-ют в неодинак. усл-х. Выдел. 2 условия эс: 1) неогранич. развитие потребностей; 2) огранич-ть ресурсов для удовлетв. этих потребн. ЭC – это один из факторов благосост страны. Некот. подходы к изуч общих и специфич. черт ЭС. 1) технологич– определяющ явл. технол-й прогресс, нахожд наиб оптим. комбинаций, технологически связывающих отрасли хозяйства.2) «Базисный»-основ. на изучении способов, форм присвоения благ на основе опред-й собс-и. Основное внимание на господ-щие формы собст-и и их матер-е интересы.3) заключ в отожд ЭС со сп-м произ-ва. Определ станов. сп-б соед непосредств произв-ей со средствами произв-ва, на основе кот. осущ производств отнош– присвоен, распред, обмена благ, их накопл и потребл.4) как совок. институтов хар-н для соврем. институц-ной эк-ки, в кот. наряду с понятием ЭС шир распростр. понят-е эконом. порядок: совок. норм, правил и институтов, опред-х взаим-ения осн-х субъектов эк-ки: предприятий, домашних хозяйств, государств. 5)»комплексн» подход, предпол, что под эконом. системой общества поним. такая совок. эконом. элементов, кот. под воздейств. своих движ. сил и механизма координации обеспеч. Матер. жизнеспособность общества.
Глав. функ. ЭС – создание и совершенств. взаимосвязанных и опред. образом упоряд. элементов экономики.Историч. классиф-я э. систем: доиндустриальные, индустр, постиндустр. эконом. системы. Границами явл. Промыш. и научно-технич рев-я.Еще один подход в историч. плане:-формационный:архаичный,капитал-й, коммунист-й;-стадийный:традиционное общ-о, переходное, э-а типа «сдвиг», тип эконом-й зрелости, э-а массового потребления;- цивилизов. подход: развитость материал-х и дух-х достижений общ-ва.В ЭС различ. 2 вида отношений: отнош. людей к природе, людей друг к другу. Основной подсист. ЭС - производ-е силы как совок-ть личност. и веществ.факторов.Важной подсис-й явл. эк. отношения: производств (отношения м/у людьми по поводу непосредств-ого производства и присвоения создаваемых ими благ), организационно-эконом. отношения(связывают и организуют эк-у в единое целое через управление), технико-экономические(отношения м/у людьми по поводу более рацион. и эффект. использ. имеющихся технико-эконом. ресурсов).При рассм. эконом. систем исполь. критерии:- преоблад. форма хоз-ния (натур. и товарная форма);-осн. формы собст-и (общинного, частно-собственнического, кооперативно-общ-о, смешанные);- способ распред. доходов (общинно-уравнит-й, по факторам произв-ва, по кол-у, кач-ву и эффект. труд. вклада);- степень гос. вмешат-ва(свободн, административно-командный, экономически-регулир, смеш);- механизм или сп-б координации действий хозяйствующих субъектов(традиц, рыноч, плановый);- степ открытости включения в мирохоз-е связи и отнош(открыт и закрыт);- степень зрелости экономич систем( формирующиеся, зрелые и деградирующие)
4 осн-х типа экономич-х систем:
1) традиционная экономика – основанная на традициях и обычаях, зафиксировавшихся в сознании людей. Это экономика натурального хозяйства, обслуживающая себя за счёт собственных ресурсов и сил, имеющего замкнутый характер. Она базируется на отсталой технологии, широком распостранении ручного труда, многоукладности экономики в слаборазвитых странах.2) административно-командная экономика определяется как такой её тип, при котором господствует общественная собственность, товарно-денежные отношения имеют формальный характер, а движение ресурсов производства и самопроизводство опредлеляется административным центром;3) рыночный тип экономики – это такая экономическая система, при которой на основе частной собственности движение ресурсов производства и само производство осуществляются под воздействием рыночного механизма регулирования, изменения спроса, предложения и цен, а также экономической выгоды.4) смешанная экономика. В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов. Их отличительная особенность – гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.
Общим для разных экономических систем является то, что они проходят со временем одинаковые этапы: возникновения, утверждения, расцвета, увядания, умирания.
СОБСТВЕННОСЬ
Соб-ть- среда деят-ти люд, кот включ сред-ва произв-ва и продук труда и границы кот опред-ся и охран-ся общ-м.Собс-ть-отраж в созн-и люд их способн создавать и присваив матер и дух блага в пред-х, регул-х общ-ми норматив актами. Основ формы соб-ти - общая и частн(они д б оформ юридич оформл) В пер-д разв капиталист отнош частн собств-ть зана доминир положе в пром-ти и с/х(выступ в 2-х разновидн: основ-сь на собств труде произв-ля; и - на труде наемн работн. С развит рын хоз-ва стали различ «собс-ть люд на сред-ва произв-ва» и «собс-ть люд на раб силу.Использ понятия «владение», «распоряжение», «пользование».Понят «распоряж» в боль-ве случ использ, когда речь идет об «управлении» сист-й взаимосвяз-х, взаимодейств-х вещей, кот-е нах-ся в про-се производств-й деят-ти.Понятия «владен»,«польз»,«распор» получ шир-е распр-ие при передаче вещей, принадл-х 1-му чел-у, во врем-е владение, пользов, расп-е на усл-х дог-ра - другому.Все формы и виды собс-ти взаимооб-ны, взаимосв. Приорит-ть какой-л из них м б установл толь в про-се конкур-ой борьбы, единств-м крит-м кот явл эфф-ть про-са производств деят-ти.Обществ-эконом явл-ие «собственность» след рассматр как сист обществ-х отнош, выступ-ю организующим моментом в установлении ед-ва и взаим-я отдель люд в про-се коллект труда. При этом в коллект-м труде предпол обусл организац труд про-са, кот опред-ся общим пон-ем «кооперация труда».
Частным собств-ком средств произ-ва-в больш-ве стран явл част-й предпр-ль в лице владельца фирмы, корпорации и др форм собств-ти. Разгосударствление и приватизация-2 относит самост-х про-са.Процесс аренды гос-х предп-й можно рассм как проц разгосудар-я, но приватизации (перех средств в частн собств-ть) в этом случ не происх-т.В реальн действит-ти эти 2 про-са осущ-ся в диалект-м единстве с доминир-м того или иного про-са на конкретн историч-м отрезке врем.Сегодня можно различ определенн направлен приватизации и разгосударствл, а соответств, и формиров мног-х отнош собс-ти. Одним из таких напр-й явл аренда с послед-м выкупом средств пр-ва, а также безвозмездн пер-ча соб-ти ее будущ влад-цу.В особ форму выдел региональная,или муниципальная, форма соб-ти.Особенность данн формы заключ в том, что ее реализац означ, во-1-х, создан условий для равноправ функционир-я на внутрирегион-х рынках всех переч-х форм и видов собств-ти; во-2-х, формир непосредств объектов региональной соб-ти, владение и распоряжение кот дает возм-сть местным органам самоуправления эфф-но рук-ть развит-м регионов.
Вывод: назрела необход-ть в исслед-и эфф-ти той или иной формы соб-ти, а также рацион-го сочет-я различн форм соб-ти. Известно, что форма соб-ти эфф-на в том случае, если она соотв-т след-м основополагающим принципам: ® не сдержив, не огранич проявлений творческих потенций субъекта соб-ти;® создает условия расшир-го воспроизв-ва творч-х потенций субъекта соб-ти, обеспеч присв им общ-нно определенной доли результата труд творч деят-ти.Становление различн форм соб-ти происх-т естеств-м образом. Если этот про-с не наруш необоснованн действиями рук-ва страны, в общ-ве прод-т функ-ть общ-нно необх-мые эфф-ые формы соб-ти.
ТОВАР И ЕГО СВОЙСТВА.
Товар – это продукт труда, удовлетворяющий общественную потребность и предназначенный для обмена в форме купли-продажи. Товар является прежде всего общественным явлением, особой социальной формой, которую принимает продукт труда в условиях стихийного разделения труда и экономического обособления производителей. Посредством движения товара осуществляется связь между производителем и потребителем в рыночной экономике. Вот почему товар – это не просто вещь или услуга. Он служит своеобразным материальным носителем социальных экономических отношений.
Продукт труда становится товаром, попадая в поле отношений между продавцом и покупателем. В этом поле он приобретает определенные свойства. Товар обладает двумя свойствами: потребительной стоимостью и меновой стоимостью.
Потребительная стоимость – это способность вещи удовлетворять какую-либо потребность. В основе потребительной стоимости – естественные свойства продукта. Очевидно, что именно эти свойства определяют способность вещи появиться в сфере обмена. Полезность является необходимой предпосылкой совершения купли-продажи. Полезными свойствами обладают многие вещи, например, вода в источнике, плоды дикорастущих деревьев. Но не всякая вещь становится товаром, а только та, которая предназначена для обмена. В обмене проявляется второе свойство товара – меновая стоимость.
Меновая стоимость – это пропорция, в которой товар одного вида обменивается на товар другого вида: например, 1 единица товара А обменивается на 3 единицы товара Б, или 1А=3Б. Соотношение, или пропорция, в которой осуществляется обмен различных по своим потребительским свойствам продуктов труда, скрывает и одновременно обнаруживает общее свойство всех товаров, единое основание для их обмена.
Универсальное свойство всех товаров – стоимость. Стоимость – это скрытое свойство товара, определяющее пропорцию обмена, универсальное свойство обмениваемости. Стоимость стала основной категорией экономической науки.
ТЕОРИИ СТОИМОСТИ
Трудовая теория стоимости - основополагающая теория в классической политической экономии. Создатели теории А. Смит и Д. Рикардо. В основе этой теории лежит идея о том, что стоимость товара создаётся трудом работника. Заключённый в товарах труд является основой для обмена. Цена товара в свою очередь определяется стоимостью товара, то есть затратами труда на его производство
Сторонники трудовой теории стоимости(А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс) считали, что основой обмена является воплощенный в товаре труд — первооснова стоимости. Относительные стоимости товаров определяются относительными количествами труда, затраченного на их производство.
Величина стоимости товара определяется затратами труда, но не труда конкретного, а труда вообще: как энергетических затрат, общих для всех видов деятельности. В качестве меры труда, создающего стоимость, согласно теории К. Маркса, выступает рабочее время. При этом стоимость создается не индивидуальными затратами рабочего времени отдельных товаропроизводителей, а затратами общественно необходимого рабочего времени.
Общественно необходимым, с точки зрения ТТС, является время, которое требуется для изготовления какой-либо потребительной стоимости при существующих нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Согласно трудовой теории стоимости, только на рынке при обмене выявляется общественно необходимый уровень затрат труда. Стоимость получает свою форму выражения в виде меновой стоимости в отношении продавца и покупателя
В противовес этой теории, в конце 19 в. возникла теория предельной полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер)утверждали, что в основе обмена лежит не трудовая стоимость, а полезность. Если товар приобретают, то это происходит потому, что данный товар обладает для покупателя определенной ценностью. Стоимость формируется на рынке и вне сферы обмена просто не существует. Ценность растет или уменьшается соответственно тому, как расширяются или снижаются наши потребности.
Принципы теории неоклассического синтеза (А. Маршалл).С работами Маршалла связан отход от попыток создания монистической теории стоимости и цены. Принцип монизма предполагает поиск единого источника стоимости, единого основания цены, по Маршаллу таким источником признается живой труд.
Величина стоимости товара определяется на основе равноправного отношения между расходами продавца и доходами покупателя, в котором каждая сторона оценивает эту величину по-своему.
Трудовая теория стоимости, теория предельной полезности, теория спроса и предложения(неоклассический синтез)-основные подходы к определению стоимости в истории экономической мысли.
ФУНКЦИИ РЫНКА.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в выполняемых им функциях. К
числу важнейших из них можно отнести следующие:
1. Регулирующая. Рынок довольно оперативно реагирует на изменения,
происходящие в экономике. Если спрос на товар растёт, производители
станут его больше производить, увеличивая при этом цену. Насыщение
рынка товарами снижает спрос и соответственно цену. Производство будет
постепенно сокращаться.
2. Стимулирующая. Так как каждый производитель непосредственно на себе
ощущают результаты от своей деятельности, он заинтересован в наиболее
рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
3. Ценообразующая. В результате столкновения товарного спроса и
предложения, а также благодаря конкуренции рынок устанавливает цены на
товары и услуги.
4. Распределительная. Получаемые субъектами рынка доходы представляют
собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они
обладают. Величина дохода зависит от количества и качества реализованного товара и от цены, которая устанавливается на рынке.
5. Информационная. Рынок даёт объективную и качественную информацию об
общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок, об уровне цен.
Информация важна потенциальным участникам рыночных отношений.
6. Посредническая. В рыночной экономике с достаточно развитой
конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального
поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность
выбирать наиболее подходящего покупателя.
7. Санирующая. Рынок не даёт дотаций убыточным производствам, он их
предупреждает (состоянием цен и уровнем издержек), а затем разоряет
посредством санирования. Рынок очищает национальную экономику от
экономически слабых, нежизнеспособных субъектов и, наоборот, активно
поощряет развитие эффективных производств.
8. Дифференцирующая. Те производители, которые смогли обеспечить
высокий уровень производства, становятся сильными, конкурентоспособными, богатыми, а остальные разоряются, становятся
банкротами.
9. Гарантирующая. Рыночная система формирует и воспитывает человека,
для которого характерны расчётливость и предприимчивость, инициативность и способность к творчеству, готовность идти ни риск,
нести личную ответственность за свои действия.
Рыночная инфраструктура.
Для нормального функционирования рынка необходима чётко налаженная
работа различных специализированных учреждений, предприятий,
организаций и служб. Совокупность взаимосвязанных между собой таких
организаций, учреждений и служб, обеспечивающих свободное движение
товаров, капиталов и рабочей силы, представляет собой рыночную
инфраструктуру.
СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Спрос - платежеспособная потребн-ь покупателей в том или ином товаре при данной цене(спросом явл только та потреб-ь, кот обеспечена наличием денег у покупателя) Зазлич-я понятие «потребность» и «спрос». Потреб-и чел-а, общ-а в принципе безграничны. Спрос огранич любая цена,поэтому он меньше потребн-и,но экстремальных эк-х ситуациях спрос может превыш потреб-ь, ибо отраж влияние др факторов (инфляция, паника, соображения престижа и др.).Спрос - объем возмож купли товара в зависимости от установившейся цены на него, т. е. спрос - это потенциал купля. Не отождествлять: индивид-й спрос-спрос отдел потреб-я или одной семьи. Рыноч с- спрос, предъявляемый на товар всеми покуп-и (потреб-ми). Чтобы величины спроса имели какое-то значение, они должны относ-я к опред-у отрезку времени - дню, неделе, месяцу. На рынке-при высокой цене при прочих равных условиях приобрет-я меньшее колич-о товара, чем при низкой, и наоборот, чем ниже цена, тем большее колич-о товара люди готовы купить.Значит, сущ-т обратная связь между ценой и велич-й спроса, наз-я законом спроса.Цена является глав и определяющим при покупке товара фактором,но сущ мн-во неценовых факторов,основн , влияющими на спрос, явл следующие: предпочтение и вкусы потребителей; число покупателей на рынке; денеж доходы потребителей; цены на сопряженные товары; ожидания потреб.Названные факторы могут либо увеличивать спрос, либо ограничивать его, т. е. вызывают «изменения в спросе». Чтобы определить, насколько велика зависимость величины спроса от цены, используется понятие эластичности -мера реагирования одной переменной величины на изменение другой.Эласт-ь спроса хар-ет степень изменения величины спроса при изменении цены. Эласт-ь спроса показ, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса. Если небольшое изменение цены товара вызывает значительное изменение величины спроса, говорят, что спрос на этот товар «эластичен». Если же ситуация обратная и очень большое изменение цены ведет к сравнительно небольшому изменению величины спроса, то такой спрос называется «неэластичным». Коэффициент ценовой эластичности спроса.
Спрос является одной стороной рыночных отношений, другой стороной выступает предложение.Предложение - это колич-о товара, кот производители могут и хотят произвести и предложить к продаже на рынке по конкр-й цене в течение опред-о периода.Между ценой (при прочих равных условиях) и колич-ом предлаг-о продукта сущ-т прямая связь. С повыш-м цен соответственно возраст-т и величина предложения; со сниж-м цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь наз законом предложения.Сущность закона предложения состоит в прямой зависимости величины предложения от цены товара. Основными неценовыми факторами явл: цены на производ-е ресурсы; изменения в технологии производ-а; налоги и субсидии; цены на другие товары; ожидания производителей; число продавцов.
Предложение может быть эластич или неэласт-м.( понятие эласти-и характ-т относит-е изменения цен. Предложение считается эластичным, если производители чувствительны к изменениям цен. Эту зависимость опред коэффициент ценовой эластич-и предложения (Кц.эл.предл.).При единич эластич-и предлож-я имеет место равновеликое изменение цен и кол-а предлагаемых товаров. В случае эластичного предложения незначит увеличение цены вызывает значит увеличения кол-а предл-х к продаже товаров.При неэласт-м предлож-и увелич-е цены не оказ какого-либо влияния на увелич-е колич-а предлаг-х к продаже товаров.На эластич-ь предлож-я влияют след основ факторы: ® отсутствие товаров-заменителей;® уровень товар-х запасов;® резервы производ-х мощностей;® эк-я конкуренция;® уровень конкуренции;® фактор времени.
ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Содержание рыноч инфраструктуры.Рыноч инфраструктура-сист-а учреждений и организаций, обеспеч-х движение товаров и услуг на рынке.Организац-я база инфр-ы рынка включ снаб-женческо-сбытовые,брокерские и др посреднич-е организ-и, коммерч-е фирмы крупн промышл-х предприятий.Материал база сост-т из трансп-х, банк-х и страховых систем,крупн самост банк-х и кредитно-сберег-х учреждений, а также различ по объему операций средних и мелких коммерч банков.Осн элем-ы инфр-ы рынка. Элем-ы рыноч инфр-ы: ярм: 1) регулярн рынок, кот организ-я в опред-м месте; 2) место периодич-й торговли; 3) сезон распрод-а товаров одного или многих видов В нач XX в. широк развитие получ междунар-е ярмарки, где заключ сделки в нац-м и междунар масштабе,(отраслевые (чаще технические),товаров шир-о потребл-я с проведением симпозиумов, конгрессов, семинаров)Аукц-ы имеют дело с продукц-й, кот на рынке недостат-о. Главн ориентиром здесь явл получ-е max-ой цены за к/л-о товар. На аукц-е происх-т публич продажа к/л-о товара в заранее установл-м месте,товары достаются за самую высок цену. Различ аукц-ы принудит-е, кот провод-я судебн органами,чтоб взыск долги с неплательщиков и добровол-е, кот организ-я по инициативе владельцев товаров.Биржа-место встречи покупателей и продавцов,где заключ-я сделки. Большинство-корпорации. Членами бирж только отдел лица, а от компаний- лица, имеющие право заключ на бирже контракты. Различ товарн биржи: функцион-т на рынках отдел товаров. По хар-у бирж сделки выступ-т в двух разновидн-х: 1) сд-и спот-сделки на реал товар-дают гарантии реализации того товара, кот им-я в наличии; 2) сд-и форвард, при кот продается не сам товар (он не произведен), а право на его получение. Разновидн-ь форвард сд-к - фьючерсные сд-и - сд-и на товар будущего:партнеры не рассчит-т передать друг другу реализ-е товары,цель – получ-е разности в цене за период м/у заключе-м контр-а и его исполн-м. Прод и покуп контр-ы на поставку товаров.(колеб-я спроса и предлож-я цены -устанавл так наз-е срочные цены, товар биржа обеспеч производит-м и потребит-min-ый ценовой риск.(в Бел-и нач функц-ь с 1 апр 1991 г.,но фьючер сд-и не известны). На товарн биржах сделки заключ посредники—брокеры,в их роли выступ как высококвалифиц спец-ты, так и брок-е фирмы,источник дохода брок — комиссион-е вознаграж-е, предусмотр в уставе соответст-й фирмы. На фондовой бирже обращ-я 2 вида ценн бумаг: 1) акции предпр-й, комп-й, фирм; 2) облигации, выпуск-е правит-м страны, органами мест самоуправл-я, коммунал-и предприят-и,част компаниями. Здесь опред-я реал рыноч цены на акции и облигации тех компаний,кот завис от уровня ссудн-о процента,размеров дивиденда и процентов, выплач-х их держателям. Получ-е высок дохода на курсовой разнице цен бумаг в бирж-й практике наз бирж-и спекуляциями. (крупнейш фондов бирж-и в мире- в Нью-Йорке, Лонд, Токио, Париже;в Бел-и создание фондов биржи только нач-яСоврем фонд биржа- сверхмощ комп-й центр, имеющ связи практ во всем мире, сделки вводятся в память машины- б инфор-я о рынке распростр-я в считан секунды. Бирж труда-организ-я, специализ-я на выполн-и посредн-х опер-й м/у предприним-и и раб-и с целью купли-продажи раб силы. Она позвол упоряд-ь наем предприят-и раб силы и сокр-ь гражданам время поиска места работы, биржи тр оказ услуги лицам, желающим перемен место работы, изуч спрос и предлож-е раб силы, собир и распростр инф-ю об уровне занятости. По закону больш стран вакантн места должны регистр-я на мест биржах, они обеспеч матер-ю поддержку раб-в в случае вынужд безраб-ы,в Бел-и права и возмож-и безраб-о регулир-я сист законодательных актов.
Элем-м инфраст-ы рынка выступ кредитн система, включ банки, страхов комп-и, фонды профсоюзов и др организ-й, облад-х правом коммер деятел-и. В кредит сист-у вход все, кто способ мобилизовать временно свобод ср-ва, преврат их в кредиты, а потом и в капиталовложения. Ядро-банк сист-а, включ в себя централ (государст-й), коммерч-е(осущ прием вкладов и превращ-е их в кредит),ипотечные(дают деньги под залог недвижим-и), инновац-е (кредитуют разработку технол-х нововведений) и инвестиц-е (специализ-я на финансир-и и долгосроч-м кредитовании различ предпр-й и целых отраслей) банки.В рыноч инфр-у вход и госуд-е финансы. Их основу составл центр-е и мест бюджеты. Через госбюджет происходит перераспред-е доходов, финансир-е производ-х и соц-х программ.Система финансов строится в соответ с госуд-м устройством и Конституцией страны
Фирма, ее цели и функции
Фирма- первичное хозяйственное образование, предприятие, компания или другая хозяйственная организация, преследующая коммерческие цели. Термин «фирма» произошел от итальянского пгта, что означает «подтверждающая подпись на деловом документе».
В развитой рыночной экономике предприятия многообразны. Все они классифицируются но следующим признакам:
характеру деятельности (производственные и непроизводственные);
отраслевой принадлежности (промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, транспортные, рекламные, юридические и т.д.);
формам собственности (государственные, коллективные, частные и совместные);
количеству видов производимой продукции (специализированные (выпускающие ограниченное количество продукции) и многопрофильные (производящие много видов продукции));
целям хозяйственной деятельности (коммерческие и некоммерческие (бюджетные)). Предприятия, целью которых является извлечение прибыли, называются коммерческими. Некоммерческие предприятия создаются для обеспечения занятости населения, оказания социальных услуг;
размерам капитала и производства (крупные, средние и малые). Основными критериями классификации предприятий по данному признаку могут быть численность работников, объем капитала, объем производства или продаж. В мировой практике, как правило, малым считается предприятие с численностью работающих до 100 человек, а крупным - с числом работников более 500 человек. В соответствии с законодательством Республики Беларусь к малым относятся предприятия в промышленности с числом работников до 200 человек, в строительстве - до 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек.
Экономическая деятельность, требующая привлечения собственных средств для создания необходимого потребителям продукта, принятия ответственности и хозяйственного риска, называется бизнесом. В качестве неотъемлемых атрибутов бизнеса, признаются стремление каждого участника реализовать свой интерес, достигая наилучшей позиции с точки зрения производства и рыночных условий; необходимость взаимовыгодного обмена; инициативность.
Фирма, осуществляя свою деятельность в сфере бизнеса, ориентируется на получение максимума дохода. Средством достижения этой цели выступает рыночно-конкурентный тип хозяйствования, для которого характерны гибкость, новаторство, риск и развитие взаимовыгодных связей, нахождение новых, наиболее эффективных способов соединения ресурсов.
Основные функции предприятия сводятся к удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продукции и услуг и максимизации прибыли. Последнее в то же время является и целью хозяйственной деятельности предприятия, потому что в условиях рыночной конкуренции именно получение определенной величины прибыли дает возможность предприятию удерживать и укреплять свои позиции на рынке. Эта цель может быть достигнута только при оптимальной комбинации применяемых производственных факторов, инновационной политике, хозяйственном риске.
От многообразия форм собственности и направлений хозяйственной деятельности зависит функционирование различных видов предприятий.
Предприятия, целью которых является максимизация доходов, называются коммерческими. Предприятия, не преследующее цель максимизации прибыли, относятся к некоммерческим. Таковыми могут быть государственные предприятия, созданные для обеспечения занятости населения, выполнения определенных общественных работ, оказания социальных услуг населению и т.п., а также предприятия, создаваемые общественными организациями, различными фондами.
МАРКЕТИНГ, ЕГО СУЩНОСТЬ
Маркетинг (от английского market - рынок) ¾ комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, изучения внутренней и внешней среды предприятия-экспортера, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ. В этих программах заложены мероприятия по улучшению товара и его ассортимента, изучению покупателей, конкурентов и конкуренции, по обеспечению ценовой политики, формированию спроса, стимулированию сбыта и рекламе, оптимизации каналов товародвижения и организации сбыта, организации технического сервиса и расширения ассортимента представляемых сервисных услуг.
Главное в маркетинге — двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение рынка, спроса, вкусов и потребностей; ориентация производства на эти требования, адресность выпускаемой продукции; с другой — активное воздействие на рынок и существующий спрос, на формирование потребностей и покупательских предпочтений. Этим определяется основа маркетинга, содержание его главных элементов и функций (к числу наиболее важных относятся: комплексное изучение рынка, планирование товарного ассортимента, разработка мероприятий для более полного удовлетворения существующих потребностей, выявление неудовлетворенного спроса, потенциальных потребностей, планирование и осуществление сбыта, воздействие на организацию и управление производством). Каждый из этих элементов важен сам по себе, однако именно их увязка и комплексное применение в совокупности представляют собой сущность маркетинга.
Таким образом, применять маркетинг — значит реализовать системный подход к управленческой деятельности с четко поставленной целью, детализированной совокупностью мероприятий, направленных на ее достижение, а также использовать соответствующий организационно-экономический механизм.
Цели, задачи и функции маркетинга сфокусированы на том, чтобы вся разносторонняя деятельность предприятия была основана на :
1)точном и выверенном знании потребительского рынка
2)тщательной, экономически взвешенной оценке и учете всех условий производства и сбыта в ближайшей и более длительной перспективе
3)выявление новых потребностей или новых форм удовлетворения уже известных
4)оценка конкурентов, выработка стратегий и тактик в борьбе за потребителя
Сущность маркетинга: “Найти потребность и удовлетворить ее”.
По Котлеру: “Маркетинг - вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена”.
Маркетинг включает в себя:
- изучение рынка и анализ потребностей покупателей;
- проектирование товара, соответствующего избранному сегменту рынка;
- приспособление производства под выявление требования рынка под возможности производства;
- определение оптимальной цены, отражающей характер товара и спроса на него;
- выбор путей и методов сбыта продукции, характер рекламы.
В зависимости от ситуации на рынке фирма выбирает одну из стратегий маркетинга: концентрированный (ориентация на один узкий сектор рынка, например, продажа велосипедов) или дифференцированный (ориентация фирмы на широкий или несколько широких секторов ). В зависимости от состояния спроса различают виды маркетинга:
1.конверсионный (способствует преодолению отрицательного спроса)
2.стимулирующий (возбуждает отсутствующий или недостаточный спрос)
3.развивающий (выявляет скрытый спрос и превращает его в реальный)
4.ремаркетинг (оживляет падающий спрос)
5.синхромаркетинг (стабилизирует колеблющийся спрос)
6.поддерживающий (сохраняет уровень спроса, предотвращает его спад)
7.демаркетинг (снижает чрезмерный спрос)
8.противодействующий (уменьшает спрос на нерациональные потребности).
МЕНЕДЖМЕНТ ФИРМЫ.
Менеджмент 1)достиж целей организации посредством скоординированных усилий работающих людей;2)это особый вид деят-ти,превращ-й неорганиз толпу в эфф-ю, целенаправ и производит группу(организацию);3)это процесс планир,организации, руководства контроля для достиж целей орг-ции,посредством скоординир использ человечи матерресурсов.Общие черты:обязат налич цели при управлении;особый, интеллект хар-р этого вида деят-ти; управл имеет место в организации. Сущность мен-та сост-т управление орг-цией в усл-х рынка,с учетом использ методов и механизмов хоз-я в рыночн эк-ке.Особенн мен-та,определяющей его содержание,явл постоянная адаптация деят-ти предприятия и управления к внешн среде.Составляющая мен-та-направленн управления на постоянн повыш эфф-ти произв-ва за счет получ лучш рез-в с наименьш затратами. Мен-т--самостоят вид професс деят-ти,направл на достиж намеч целей предприятия в ходе люб хоз деят-ти в рыноч условиях,путем рацион использ матер и труд ресурсов,ф-ций и методов механизма мен-та.Научная база мен-та--общая теория управления и систем, исслед и достиж в обл матем,включая колич методы исслед операций и моделир,психология, социология, информатика,инженерные и экономич науки. Содержание менеджмента включает совокупн действий, направл на детальное представл желаем результата и реализац достиж предприятием этих целей.
Под эк-кой поним рациональн ведение хоз-ва.Основа эк-ки--предприятие.Рын эк-ка —эк-ка,базирующаяся на эк-кой самост-ти и ответст-ти субъектов хозяйствования. Главн производственн структура в рын эк-ке--фирма — экономич и юридич самост субъект хозяйствования.Субъекты хозяйствования работают на принципах самоокупаемости.Они могут осущ деят-ть на основе всех форм собственности: частной,кооперативн,гос-й и собственности общ-х организаций.
менеджмент классифицир по признакам: уровням управлен и функциональным областям управленч деят-ти.По уровням управлен общий мен-т, рассматрив на трех уровнях руководства предприятием:1)высший уровень управления; 2)средний уровень управл; 3)нижний (операционный или технологический) уровень управления.
Высший уровень управления организацией формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов, освоением новых рынков, взаимоотно