Государственное регулирование экономики: сущность и формы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ — система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями, нацеленная на повышение эффективности общественного воспроизводства и удовлетворение потребностей общества.
Субъектами государственного регулирования являются:
а) носители;
б) выразители;
в) исполнители хозяйственных интересов.
К носителям хозяйственных интересов относятся социальные группы, отличающиеся друг от друга с позиции их имущественного состояния, доходов и видов деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам (студенты, пенсионеры, предприниматели и т. д.).
Выразителями хозяйственных интересов являются объединения носителей экономических интересов в различные ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, торговцев, студентов, маклеров и т. д.
К исполнителям хозяйственных интересов относятся исполнительные органы хозяйственных интересов, организованные по подчиненности и включающие органы власти и Центральный национальный банк.
Объектами государственного регулирования выступают сферы, отрасли, районы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где образовались (или могут образоваться) проблемы, которые нельзя разрешить автоматически или в ближайшем будущем.
Объекты различаются по уровню решаемых проблем:
а) фирма;
б) район;
в) отрасль;
г) сфера производства;
д) национальная экономика;
е) международные отношения.
Цель государственного регулирования экономики -экономическая и социальная стабильность:
Формы государственного регулирования:
1. Планирование – процесс принятия управленческого решения, включающий в себя выбор и научную постановку целей, определение приоритетов, выработку комплекса мероприятий, обеспечивающих их достижение. Планирование реализуется через систему планов, которые могут разрабатываться на различные периоды действия и иметь различные формы проявления. Их назначение – определение основных ориентиров, относящихся к масштабам, пропорциям и конечным целям развития производства; выявление проблем, с которыми предстоит столкнуться при реализации плана, а также путей их решения.
2. Прогнозирование –которое может выступать как самостоятельная форма регулирования и как научно – аналитическая стадия планирования. Вероятностный характер прогнозов позволяет судить о возможном состоянии экономического и социального развития республики в будущем, альтернативных путях его развития, обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. Принципы прогнозирования:1. Принцип этапизации (разрабатывается по этапам); 2. Принцип вариативности (несколько вариантов прогнозов; 3. принцип комплексности прогноза (должен комплексно учитывать всевозможные факторы, влияющие на процесс).
3. Программирование – способствует решению важнейших проблем, имеющих государственное значение: научно-технических, экономических, социальных, экологических и др. Оно должно обеспечить комплексный подход и целенаправленное распределение ресурсов на решение выделенной проблемы и достижение поставленной цели.
Методы государственного регулирования:
I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, формами которых являются:
1. Прямые методы выступают в следующих основных формах:
а) целевое финансирование государства (дотации предприятиям, финансирование научно-технических, экологических программ, финансирование социальной сферы;
б) государственные закупки;
в) функционирование государственного сектора экономики.
2. Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
а) кредитно-денежные методы (учетная ставка, операции на открытом рынке ценных бумаг, установление норм обязательных резервов);
б) бюджетно-налоговые методы (система налогообложения, установление налоговых скидок, предоставление налоговых льгот);
в) ускоренная амортизация (нормы амортизации, порядок амортизационных списаний);
г) внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, кредитование экспорта, ограничение или привлечение иностранного капитала).