Государственное регулирование национальной экономики: объекты, субъекты, формы и методы.

Субъекты – это участники государственного регулирования, к ним относятся:
а) социальные группы, отличающиеся между собой имуществом, доходом, профессиональным составом, отраслевой принадлежностью, местом жительства, социальным составом, т.е. социально-экономическим положением.;
б) объединения и различные ассоциации: профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, и других профессий, политические партии;
в) три ветви власти: законодательный (Государственная Дума), исполнительный (правительство), судебные органы государственной власти, а также Центральный банк страны (ЦБ РФ); в странах с федеративным устройством сюда будут отнесены региональные и местные органы власти.
Объекты государственного регулирования – это то, на что идет воздействие со стороны государства. Объектами государственного регулирования являются определенные группы людей, предприятия, отрасли, регионы, социально-экономическая ситуация страны и пр. т. е. ситуации, явления, условия, при которых возникают или могут возникнуть проблемы, неразрешимые рыночным механизмом
Методы государственного регулирования. Метод (от греч. methodos – «путь к чему-либо») – деятельность, направленная на достижение какой-либо цели и означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования.
Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, прямые и косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении «правил экономической игры» государством для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования трудовых отношений, профсоюзов и работодателей и др.
Административное регулирование представляют собой комплекс обязательных требований и распоряжений государства для исполнения по отношению к субъектам рыночной экономики. Административное регулирование включает в себя меры по регулированию, лицензированию, квотированию, контингентированию и т.д. С помощью системы в виде мер закрепления, разрешения, принуждения осуществляется государственный контроль над монополистическими рынками, обеспечение экологической безопасности страны и др.
Прямые методы регулирования экономики базируются на властно-распределительных отношениях, сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствующих субъектов. Безвозвратное целевое финансирование соответствующих секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций и субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровня, а также льготных кредитов.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям:
1. Развитие государственного предпринимательства;
2. Субсидирование предприятий негосударственного сектора.
Государственное предпринимательство осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, такие как угольная промышленность, железодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики, государство осуществляет инвестиции в отрасли, определяющие на данном этапе НТП, а также подготовку научных кадров для проведения научных исследований. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. Государство поддерживает соответствующий уровень жизни населения, определяет предельные цены на энергию, продукты питания и др.
Прямое регулирование экономики осуществляется, в том числе, и за счет государственных программ. Экономическое программирование, или индикативное (рекомендательное) планирование – процесс ориентации государством развития общественного производства посредством регулярного и комплексного воздействия на его структуру в соответствии с предусмотренным вариантом социально-экономического развития и хозяйственной стратегии. Программирование должно носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер.



Объектами целевых программ выступают: отрасли, регионы, социальная сфера, различные направления научных исследований и др. Программы могут быть:
1. по срокам: краткосрочные (от 1 до 3 лет), среднесрочные (от 3 до5 лет), долгосрочные (от 5 до 25 лет);
2. по видам направленности: национальные, целевые, чрезвычайные и пр.
Косвенный способ подразделяется на бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику. Экономические регуляторы являются основными в рыночной экономике. Здесь нет прямого вмешательства государства в деятельность субъектов рынка. Цели, которые ставит перед собой государство, достигаются не принудительно, а созданием такой экономической среды, которая заставляет предпринимателей действовать в желательном для государства русле.
Бюджетно-налоговая политика направлена на изменение ставок налогов и государственных расходов в зависимости от изменения экономической конъектуры. К примеру, если перед обществом стоит задача поднять показатели рождаемости, то скорей всего будут предоставлены субсидии или снижены налоги для производителей детского питания и одежды.
Денежно-кредитная политика проводится Центральным банком РФ, и она направлена на смягчение амплитуды экономических циклов. В условиях экономического спада будет проводиться политика «дешевых» денег, а в условиях экономического подъема, когда происходит перегрев экономики соответственно - политика «дорогих» денег. Инструментами данной политики выступают:
1. Регулирование учетной ставки. Ставки рефинансирования – это процент по ссудам, используемый при кредитовании коммерческих банков центральным банком;
2. Установление и изменение нормы обязательных резервных требований для коммерческих банков. Это часть банковских активов, хранящихся либо в форме наличных в специальных сейфах банка, либо в форме депозитов на счетах ЦБ;
3. Операции на открытом рынке – это покупка или продажа государственных ценных бумаг.53.Разгосударствление экономики и его формы: либерализация, коммерциализация, приватизация

Разгосударствление– это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

Либерализация рынков предполагает открытие широких возможностей для их освоения различными хозяйственными субъектами. Это путь формирования конкурентных структур в тех секторах экономики и на тех рынках, для которых характерна полная монополия государства. Речь идет о снятии различного рода запретов и устранении барьеров, препятствующих доступу на тот или иной рынок новых конкурентов; о диверсификации производства и продаж, в результате чего растет число многопрофильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Коммерциализациягосударственных предприятий, заключается в их переводе на коммерческий расчет, в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий предполагает устранение окружающей их нерыночной среды. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, отказывает в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

Приватизация– одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

Цели приватизации в России:

· формирование слоя частных собственников-предпринимателей;

· повышение эффективности деятельности предприятий;

· создание конкурентной среды;

· содействие демонополизации экономики;

· привлечение иностранных инвестиций;

· социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

·

Наши рекомендации