Циклические (регулярные) кризисы и их фазы, структурные (нерегулярные) кризисы. Меры государства по выводу экономики из кризиса.
Цикличность - это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого целого.
Известно несколько типов экономических циклов, которые иногда называют «волнами». Так называемые «длинные волны» (циклы) имеют протяженность в 40-60 лет. Их трудно выделить из-за множественности их показателей, из-за временной размытости границ между ними. Каждый цикл, по Марксу, состоит из четырех фаз: кризис, депрессия, оживление, подъем, - что полностью согласуется с теорией цикличности.
Теория длинных волн исходит из того, что экономическая система постоянно находится в состоянии отклонения от макроэкономического равновесия. Во-первых, это отклонения спроса от предложения и наоборот на длительных отрезках времени. Во-вторых, это отклонения, связанные с изменениями спроса на оборудование, сооружения, строительные материалы и т.п. Эти отклонения преодолеваются в рамках промышленных циклов средней продолжительности. В-третьих, это длительные отклонения от равновесия, продолжительность которых составляет 40-60 лет.. Отметим, что первый и второй типы отклонений имеют место при одном и том же технологическом способе производства, в рамках которого происходит смена ряда поколений техники и технологии. После того как возможности повышения эффективности в рамках используемых научно-технических принципов исчерпаны, происходит переход к использованию новых научно-технических принципов. Этот переход занимает значительное время и дает начало новой длинной волне, что и происходит в настоящее время во всех индустриально развитых странах.
Основные формы макроэкономического неравновесия выражают содержание преобразовательного процесса в переходной экономике. Это содержание, с одной стороны, связано с ломкой производственной и экономической структуры общества, а с другой - со становлением рыночного механизма, самого по себе несущего новые проблемы и противоречия.
Структурные изменения в производстве, проявляющиеся в вытеснении «лишнего» производства, ненужной продукции и т.п., обуславливают спад производства. Либерализация цен в условиях сокращающегося производства и подчас вынужденной мягкой кредитно-денежной политики порождает инфляцию. Сокращение производства при внедрении в хозяйство рыночных принципов способствует появлению и расширению открытой безработицы. Наконец, либерализация цен в атмосфере инфляции и растущей безработицы приводит к существенному снижению жизненного уровня большинства населения. Все эти формы (спад, инфляция, безработица, снижение уровня жизни) получили яркое проявление в российской переходной экономике.
{{Содержание трансформационного спада (кризиса) достаточно «традиционно»: прежде всего - падение производства и ухудшение жизненного уровня населения. Основные факторы тесно связаны с характером протекающих преобразований.
Во-первых, само содержание перехода от ресурсоограниченной к спросоограниченной системе означает коренное изменение типа ограничений в развитии производства, т.е. и цели деятельности каждого производителя. Вместо производства ради производства должно прийти производство для удовлетворения потребностей (спроса). Вертикальная система связей, основанная на получении приказа и его выполнении, сменяется горизонтальной - отношениями между самостоятельными предпринимателями. Естественно, такой переход не может избежать издержек, проявляющихся в падении производства. Во-вторых, как уже отмечалось, к таким же последствиям закономерно ведет структурная перестройка. В-третьих, происходит преодоление государственного патернализма, без чего невозможно функционирование рыночной экономики. Ужесточаются бюджетные ограничения, влекущие за собой банкротство массы предприятий. Механизм развития названного спада показывает, что по природе своей это не циклический и не структурный, а именно трансформационный кризис, обусловленный масштабами и сложностью преобразований при переходе от плановой экономики к рыночной.}} ???
Важнейшие особенные функции государства по регулированию экономических кризисов:
- руководство процессами либерализации цен, внешнеэкономической либерализации, формирования институтов рыночной инфраструктуры, проведение антимонопольной политики и т.п.;
- руководство процессом приватизации, определение ее масштабов, сроков и форм проведения, оценка приватизируемого государственного имущества и т.д.;
- обеспечение правовой основы всех преобразований;
- умелое проведение макроэкономической политики - кредитно-денежной, налоговой, политики доходов и др.
Конечно, правильная макроэкономическая политика государства не сможет устранить полностью макроэкономические кризисы. Но она может обеспечить оптимальный вариант преобразований, т.е. снизить их издержки, не допустить наиболее разрушительных форм (например гиперинфляции). Глубинной задачей такой политики на начальном этапе переходного процесса является преодоление спада производства и обеспечение экономического роста.