Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие и его формирование.
Важнейшим методом исследования экономической теории является метод рановесного анализа. Этот принцип выступает как постулат о равенстве спроса и предложения на товарном рынке. В масштабе всей экономики на первый план выступает равновесие между доходами и расходами общества. Т.о. в макроэкономическом анализе речь идет о выражении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. При этом важнейшим вопросом является выяснение обстоятельства: обладает ли рыночный механизм , предоставленный самому себе, способностью обеспечить равенство совокупного спроса и совокупного предложения при полной занятости. Существуют классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия, отвечающие на этот вопрос.
Спрос- это представленная на рынке потребность в товарах, определяемаяч количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение - это количество товаров, которое имеется в продаже при данной цене. Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором устанавливается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Совокупный спрос- это сумарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашние хозяйства, бизнес, государство, заграница при различном уровне цен в стране. Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов в открытой экономике являются: 1)потребительские расходы, 2) инвестиционные расходы, 3) государственные расходы, 4) чистый экспорт.
Совокупное предложение - отражает объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране.
Классическая теория
Представители классического направления - Д.Рикардо, А. Смит, А. Маршалл, А. Пигу и др. В основе этой модели лежит закон рынков Ж.-Б. Сэя: предложение товаров создает свой собственный спрос, т.е.произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доход, равный ценности всех созданных товаров, следовательно , достаточен для ее полной реализации. Далее разработалась теория макроэкономического равновесия, объясняющая автоматическое обеспечение равенства доходов и расходов при полной занятости.Исходным моментом этой теории является анализ таких категорий как процентная ставка, заработная плата, уровень цен в стране. Эти ключевые переменные в представлении классиков являются гибкими величинами и обеспечивают равновесие на рынке товаров, труда и денежном рынке. Ставка процента уравновешивает спрос и предложение инвестиционных средств; гибкая заработная плата уравновешивает спрос и предложение на рынке труда; гибкие цены обеспечивают "расчищение'' рынка, так что длительное перепроизводство ( или недопроизводство) оказывается невозможным; увеличение денежной массы в обращении ничего не меняет в реальном потоке товаров и услуг, оказывая лишь влияние на номинальные величины (номинальные ВВП, заработная плата, абсолютный уровень цен в стране).
Т.о., рыночный механизм в теории классиков сам по себе способен исправлять дисбалансы, возникающие в масштабах национальной экономики, и вмешательство государства оказывается ненужным.
В конце 1920-х - начале 1930-х гг. экономика капиталистических стран столкнулась с устойчивым и длительным состоянием макроэкономического неравновесия, известным под названием Великой депрессии. Классическая теория оказалась неспособной дать адекватное объяснение происходящим кризисным процессам. Дать такое объяснение стремился Дж. М Кейнс.
Кейнсианская модель
Теория построена на допущении о фиксированных ценах. Она рассматривает экономику в краткосрочном периоде. На этом временном отрезке цены и заработная плата негибки, в частности из-за трудовых коллективных договоров о зарплате, которые не пересматриваются каждый месяц. А зарплата - важнейший элемент издержек производства. Следовательно, при жесткости зарплаты и цен на продукцию фирм общий уровень цен остается неизменным.
Согласно кейнсианскому подходу, экономика, находящаяся в депрессивном состоянии, с неполным использованием всех ресурсов, будет отвечать на расширение совокупного спроса увеличением реального ВВП, но без повышения цен в стране.
Основные положения:
1)Кейнс, в отличии от классиков, выдвинул предположение о том, что не совокупное предложение определяет совокупный спрос, а наоборот, совокупный спрос определяет уровень экономической активности, т.е. максимально возможный уровень выпуска продукции и, соответственно, занятости. 2) Кейнс предполагал, что заработная плата и цены не обладают совершенной гибкостью. 3)Процентная ставка не уравнивает объемы инвестиций и сбережений. 4)Полная занятость не достигается в экономике автоматически, и это дает основания для государственного вмешательства в экономические процессы.
Совокупный спрос в кейнсианской модели зависит от таких категорий как функции потребления и сбережения. И потребление и сбережение являются по кейнсу функцией дохода. Кейнс выдвинул предположение : психология общества такова, что с ростом совокупного реального дохода увеличивается и совокупное потребление, однако не в такой же мере, в какой растет доход. А если так, то часть созданной продукции не сможет быть реализована, предприниматели понесут убытки и будут сворачивать объем производства.
19.Основные цели и формы воздействия государства на рыночный механизм.Роль государства в механизме рыночной экономики – основная проблема современной экономической теории.Дело в том ,что исходный пункт становления рыночной экономики – её освобождение от удушающих пут государства.Однако с 30 –х гг.20 в.(со времени Великой депрессии)рыночная экономика(из-за монополизма) потребовала активного государственного регулирования как условия социальной эффективности.Основной механизм экономического вмешательства государства – налоги, правительственные закупки,трансферные платежи (перераспределение части налоговых доходов государства в пользу определенных социальных групп). Неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для общества и природы.Поэтому рыночная экономика более,чем любая иная ,нуждается в регулировании.Роль регулирующего центра может выполнить только государство («правительство») – институт,представляющий всё общество и обладающий правом внеэкономического вмешательства в экономические отношения.Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели: - минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов; - создание правовых,финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; - обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества,положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Для достижения названных целей государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику. 1) Правовое регулирование(антимонопольное законодательство и дефляционная политика(стабилизация уровня цен)) 2)Финансовое регулирование (налоги, инвестиции,дотации,кредиты,ставки учетного процента,льготы, регулирование цен,
финансирование науки) 3) Государственное предпренимательство (аренда принадлежащих государству природных и производственных ресурсов,коммерциализация деятельности государственных предприятий) 4) Социальное регулирование(гарантия минимума заработной платы,обеспечение занятости,индексация фиксированных доходов)
20. Государственное регулирование макроэкономических процессов. Дерегулирование, сущность, необходимость, основные формы.Гос. регулирование производства материальных благ, состоит в воздействии государства на целесообразное развитие тех или иных отраслей экономики, в выделении инвестиции в инфраструктуру на поддержку предпринимательства, на создание гарантированного рынка сбыта.
Эти меры государства вместе с рыночным саморегулированием образует более широкое понятие, каким является экономическая функция государства и регулирование макроэкономических процессов. Основным механизмом государственного регулирования экономики выступает программирование экономики. Оно представляет единую программу, предусматривающую меры по воздействию на экономическое равновесие страны, формирование благоприятной конъюнктуры, укреплению конкурентоспособности своих товаров и усилению позиций товаропроизводителей на мировом рынке. Гос. программирование в странах Запада стало применятся в 40-х – 50-х гг. 20 века. Первоначально оно носило или отраслевой или региональный характер, но постепенно программирование расширилось. Охватило экономику всей страны и принесло характер национального программирования.
Принципы программирования:
1. Чёткое разграничение макро и микро уровней в экономическом процессе.
2. Сосредоточение регулирования на глобальные проблемы, научно-технические, социальное развитие страны.
3. Выработка установок на приоритетность развития отдельных отраслей, звеньев и т.д.
Важное место в системе гос. регулирования занимает социальный блок. В связи с этим государство выступает как гарант соц. защиты
населения, ибо конечный результат развития производства, его соц. итог - богатство и полнота человеческой жизни.
Дерегулирование: государственная собственность, её рост, гос. предпринимательство и активное программирование экономики стали в определённой мере тормозить успешное решение соц-экономических задач.
В этих условиях началось постепенное свёртывание гос. вмешательства в экономику, т.е. ослабление гос. программирования, предпринимательской деятельности и этот процесс получил название дерегулирование.
Оно имеет множество направлений:
1. Либерализация цен.
2. Либерализация условий вступления в рынок новых конкурентов, активизация условий и продаж.
3. Приватизация собственности.