Доходы населения. Распределение доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен и тарифов.
Главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также социальные трансферты (пенсии, стипендии и т.д.).
В качестве низшей границы оплаты труда работников в сфере трудовых отношений применяется минимальная заработная плата. Минимальная заработная плата применяется как государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной нормы труда.
Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества.
Социальные трансферты – это система мер денежной или натуральной помощи малоимущим, не связанной с их участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.
Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции.
Для измерения фактического распределения доходов используют «кривую Лоренца» и «коэффициент Джини», показывающие, какая доля совокупного дохода приходится на каждую группу населения, что позволяет судить об уровне экономического неравенства в данной стране.
«Кривая Лоренца» — это метод графического изображения уровня концентрации явления. Для ее построения на обе оси координат наносят процентную масштабную шкалу (от 0 до 100 %). Для точек кривой абсциссами служат единицы совокупности, а ординатами — значения признака. Равномерное распределение признака будет представлено в таком случае диагональю, называемой «линией равномерного распределения», а неравномерное — «линией Лоренца», отклонение которой от диагонали и характеризует степень неравномерности.
Для расчета конкретного уровня неравенства в распределении доходов поступают следующим образом. Площадь, образованную линиями равномерного и неравномерного распределения доходов, относят к площади треугольника ОАВ. Полученный результат и есть «коэффициент Джини».
58. Понятие, содержание и направления социальной политики.
Социальная политика предполагает согласованную деятельность экономических субъектов, направленная на обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества. Эту деятельность координирует государство.
Уровень жизни – это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами (обеспеченность продуктами питания, товарами и услугами, жильем и т.д.) исходя из сложившихся потребностей.
Для оценки уровня жизни используются, как правило, совокупность показателей: величина реальных доходов, потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами, структура потребления, продолжительность рабочего и свободного времени и его структура, развитие социальной сферы и др.
Среди перечисленных показателей важнейшим является показатель уровня реальных доходов. Их динамика определяется следующими показателями: уровнем заработной платы во всех сферах народного хозяйства, размером доходов от частнопредпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства, величиной выплат из общественных (социальных) фондов потребления, налоговой политики государства и уровнем инфляции.
Другим характерным показателем такого рода является производство в стране на душу населения основных видов продуктов питания: зерна, молока, мяса, сахара, картофеля, и др. сопоставление этого показателя, например, с рациональными нормами потребления этих продуктов питания, разработанными национальными институтами, позволяет судить о степени удовлетворения потребностей населения в продуктах питания собственного производства, о качестве пищевого рациона и т.п.
Близким к указанным являются показатели наличия (или производства в стране) на 1000 человек населения или на среднестатистическую семью ряда товаров длительного пользования: холодильников, стиральных машин, телевизоров, легковых автомобилей, видеоаппаратуры, персональных компьютеров и др.
Уровень жизни в стране в значительной степени характеризуется структурой ВВП по использованию. Особенно важен анализ структуры частного конечного потребления (личных потребительских расходов). Большая доля в потреблении товаров длительного пользования и услуг свидетельствует о более высоком уровне жизни населения и, следовательно, более высоком общем уровне экономического развития страны.
Анализ уровня жизни населения обычно сопровождается анализом двух взаимосвязанных показателей: минимальная потребительская корзина –обеспечивает минимальныйуровень потребления и прожиточный минимум– это размер денежного дохода, который удовлетворяет минимально допустимые потребности. Именно прожиточный минимум определяет черту бедности.
В.М. Капицын к числу направлений социальной политики относит:
1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование;
2) поддержку семьи, детства, материнства и отцовства;
3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения;
4) поддержку престарелых и инвалидов;
5) социальное обслуживание населения;
6) охрану окружающей природной среды;
7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно беженцев и вынужденных переселенцев.
По мнению И.А. Григорьевой, социальная политика направлена на оказание помощи бедным и борьбу с бедностью, развитие социального страхования, работу с молодежью, стимуляцию занятости, активизацию перевода получателей пособий в разряд экономически и социально самостоятельных личностей.