Кредитно-банковская система государства. Банк.система РБ.
Кредитные отношения обслуживает кредитная система страны, которая вкл совокупность кред-финансовых учреждений (банки, страховые орган-ии, инвестиционные фонды, финансовые компании, ломбарды). Главной составляющей к-б системы является банковская система, которая состоит из 2 уровней:
1) Национальный Банк РБ.
2) коммерческие банки. Банковский кодекс Рб вступил в действие в 2001 и определил основные цели, функции и правовой статус бел банков.
Принципы банковской деятельности:
1) независимость банков и невмешательство в их деятельность гос-ва за исключением случаев, предусмотренных законом. В РБ 11 представительств иностранных банков
2) обязательство соблюдать установленные НБ экон. нормативы (норматив ликвидности активов; норматив уставного капитала)
3) обязательность получения банками лицензии на осуществление банк-х операций
4) соблюдение банками тайны по операции
5) обеспечение возврата денежных средств вкладчиками
Функции ЦБ РБ
1) защита и обеспечение устойчивости нац валюты 2) укрепление и развитие б системы гос-ва 3) обеспечение надежного функционирования платежной системы гос-ва 4) осуществление эмиссии денег 5) валютное регулирование 6) регулирование денежного обращения и кредитных операций 7) установление ставки рефинансирования 8) создание золотовалютных резервов 9) контроль за деятельностью коммерческих банков 10) эмиссия ценных бумаг
Операции коммерческих банков:
1. пассивные (по привлечению денежных средств физич и юридич лиц во вклады)
2. активные (по размещению денежных средств в кредитование на условиях возвратности платности и срочности)
7 наиболее надежных банков РБ: 1. БеларусьБанк 2.БелпромстройБ. 3. Приорбанк 4. БелВнешЭкономБанк 5. БелИнвестБанк 6. БелАгроПромБанк 7.
36. Виды, инструменты денежно-кредитной( дальше –д-к)политики Центрального Банка. Основные направления д-к политики. Монетàрная политика ЦБ РБ.
Методы и инструменты д-к политики:
1. установление ставки рефинансирования (учетной ставки), по которой ЦБ выдает кредиты коммерческим банкам. Ставка рефинансирования – главный элемент учетной (дисконтной) политики
2. операции на открытом финансовом рынке . широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг. Затруднен в развивающихся странах
3. использование Обязательных Резервов банка– части суммы депозитов*, которые коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в ЦБ.
Депозит – Разновидность денежных вкладов, ценные бумаги и т.п., помещаемые на хранение в финансово-кредитные учреждения (обычно банк) и подлежащие возврату внесшему их лицу по наступлении определенных условий.
Селективные методы и инструменты д-к политики
1. контроль по отдельным видам кредитов (в РБ это кредит по ипотеке на жильё)
Ипотека – Система предоставления населению долгосрочных кредитов для приобретения жилья, выдаваемых под залог недвижимого имущества.
2. регулирование риска и ликвидности банковских операций
Ликвидность – 1. Степень быстроты реализации, продажи материальных ценностей и превращения их в наличные деньги. 2. Мобильность активов, способность банков, предприятий своевременно выполнять свои финансовые обязательства.
Монетàрная политика – это важнейшая функция и часть госполитики, которая заключается в создании системы по регулированию денежной массы в стране.
2 основных вида МП
1. кредитная экспансия – денежная политика, направленная на стимулирование кредита и денежной эмиссии.
Эмиссия – Выпуск бумажных денег /ценных бумаг, осуществляемый государством или под его контролем.
2. кредитная рестрикция – денежная политика, напр на сдерживание и ограничение кредита.
Направления МП
1. гос контроль над банковской системой – направление финансовой полит, имеющее целью укрепление ликвидности кредитно-финансовых институтов, т.е. их способности своевременно удовлетворять требование вкладчиков.
2. укрепление гос долгом – направление, которое предполагает гос регулирование в условиях бюджетного дефицита и роста гос задолженности
3. регулирование объема кредитных операций и денежной эмиссии – направление, которое применяется для воздействия на хозяйственную активность экономич субъектов и населения. Регулирование кредитных операций осуществляется на базе изменения процентных ставок (учетных ставок) и на базе контроля за ликвидностью банков.
Госбюджет (ГБ), его формирование и использование. Дефицит ГБ, его причины и способы урегулирования. ГБ РБ и основ. направления бюдж. политики РБ
ГБ является ведущим звеном финанс. системы любого гос-ва, по эконом. сущности ГБ – сов-ть финанс. отношений, которые возникают между гос-вом и юридич. и физическ. лицами по поводу создания, распределения и использования общегосударств. фонда денежных средств. ГБ определяется как ежегодная смета доходов и расходов гос-ва. ГБ яв-ся главным финанс. планом гос-ва, в котором отражается движение централизованных ресурсов. Специфика ГБ РБ заключ. в том, что он включает в себя, согласно закону «О бюджетной сист. РБ», бюджет республик-ий и местный, имеет 2-уровневую систему. Сов-ть всех видов бюджета образует бюджет. систему гос-ва.
Доходы и расходы ГБ: Бюджет состоит из доходной и расходной частей. Расходы Б связаны с функциями гос-ва и показывают направленность бюджетных асигнований (распределения). Доходы связаны с поступлением в бюджет налоговых и неналоговых платежей(сдача гос. собственности в аренду).
Основ. направления расходов ГБ РБ:
1. Затраты на содерж. органов гос. управления 2. расходы на содержание правоохр. органов 3. …госуд. безопасности 4. … нац. обороны 5. … финансирование нац. экономики 6. затраты на междунар. деятельность 7. на науку, образование, соц. политику, обслуживание гос. долга.
Доходы ГБ РБ классифицир. по источникам и видам.
По источникам: 1. налоги 2. сборы 3. займы
По видам: 1Основные (налог на прибыль, НДС, подоходный налогб акцизыб тамож. пошлины)
Бюджетн. Дефицит (БД) – сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.
Причины БД: 1. Эконом. кризис 2. осуществл. крупных гос. программ развития экономики 3. стихийн. бедствия 4. милитаризация страны.
Виды БД: 1 структурный(связан со спадом произ-ва) 2. циклический(равняется разностью между реальным и структур. Д)
Способы урегулиров. БД: 1. повыш. налогов. ставок 2. Долговое финансирование, когда для покрытия Д осуществл. выпуск и продажа госуд. ценных бумаг на открытом фондовом рынке (внеш. и внутр.) 3. денежн. финансир. в форме прямой эмиссии денег
Государственный долг (ГВ) и его экономич. последствия.
ГД –сумма задолженности страны своим или иностранным юридич., физич. лицам или правительствам др. стран. Есть внутр. и внеш. долг.
Внутр. долг- долг госуд. населению и субъек. хозяйствования своей страны ( формы внутр. долга в СССР- облигации внутр. займа. Последним был 3% гос. выйгрышный заем 1982г. Был погашен в нач. 90-х)
Внеш. долг- физич., юридич. лицам и провительствам др. стран.
Внутр. долг появляется при финансировании БД путем выпуска гос. ценных бумаг.
Последствия внутр. долга: 1. продажа гос-вом своих ценных бумаг ведет к повышению ставки ссудного %, что частично вытесняет частные инвестиции экономики страны.2. рост внутр. долга сопров-ся увеличением суммы % выплат по нему, к-рые могут оказаться непосильными для ГБ.
Меры по сокращению ГД: 1. повыш. налоговых ставок или введение спец. налогов.2 сокращ-ние ассигнований по отдельным статьям ГБ.3 секвестированние бюджета- равномерное уменьш. расходов по всем статьям ГБ.
Внеш. долг может появится по 2-м причинам: 1.в результате прямого заимствования средств у иностр. гос-в и частных компаний. 2 путем продажи гос. ценных бумаг на откр. фондовом рынке иностр. лица и гос-вам.
Последствия внеш. долга м.б. более тяжелыми чем внутр. При внеш. нация вынуждена отдавать др. странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить % и погасить долг, это сниж-ет уровень жизни населения.
При предоставлении займа страна- кредитор м. потребовать выполнения ряда условий, к-рые негативно отразятся на эконом. и соц. полит. ситуации страны- заемщика.
Показатели внешнего долга. В связи с негат. последств. внеш. долга для гос-ва обычно законодательно устонавл. его лимит. В мир. практике использ. след. показатели внеш. долга: 1 доля внеш. долга к валовому внутр. продукту. 2. отношение год. объема выплат по внеш. долгу к объему возможных поступлений за год ( оптимально 25%)