Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы их определяющие. Неценовые детерминанты AD и AS.
Совокупный спрос - общая сумма расходов на покупку всех конечных товаров и услуг в экономике в течение определенного промежутка времени, т.е. это спрос на реальный нац. продукт, который м.б. предъявлен при данном уровне цен.
С.с. включает в себя следующие виды расходов. AD = C + I + Q + Nx
C - Расходы на потребление дом. хозяйств.
I- расходы фирм и предприятий на инвестирование
Q - Расходы гос-ва на покупку товаров и услуг (медикаменты, ком. услуги).
Nx - чистый экспорт (экспорт минус импорт).
график
Простая макроэкономическая модель спроса представляет собой график, (на оси ординат - уровень цен, на оси абсцисс - реальный уровень ВВП).
Факторы, влияющие на С.С: 1. эффект процентной ставки (эффект инфляции). С повышением уровня цен субъектам хозяйствования и населению требуется больше денег для покупок товаров населению и приобретению ресурсов. Поэтому увеличится спрос на деньги. Если нет эмиссии денег, то растет цена за пользование ими. Т.е. растет ставка %. Наступает момент, когда ставка % начинает превышать норму будущей прибыли от инвестирования. Поэтому фирмам становится выгоднее давать деньги в ссуду для получения высокого дивиденда, а не инвестировать их.
2. эффект богатства (открыл англ. эк-т Пигу). При повышении цен происходит обесценивание денег, поэтому сбережения теряют свою покупательную способность; население начинает тратить больше денег, чтобы спасти свои активы от обесценивания. Растет ажиотажный текущий спрос. Но высокие темпы инфляции сокращают СС.
3. эффект импортных закупок. При повышении внутренних цен на национальном рынке относительно мировых цен население приобретает больше импортных товаров, при условии, что тамож. пошлины небольшие. Иностранцы уменьшают закупки отечественных товаров. Спрос на отечественные товары падает. Если внутренние цены снижены, стимулируется СС на национальный продукт.
Неценовые факторы СС:
1.Изменение в потребительских расходах (снижение потребительских расходов уменьшает СС).
2. Изменения в инвестициях (снижение расходов на инвестиции уменьшает СС).
3.Государственные расходы (увеличение гос-х расходов ведет к возрастанию СС).
4.Чистый экспорт (увеличение расходов на чистый экспорт увеличивает СС).
график
Совокупное предложение - это тот объем реального нац. - го продукта, который производится и предлагается на национальном рынке при определенном уровне цен. Между СП и уровнем цен существует прямая связь: более высокий уровень цен стимулирует производство и увеличивает предложение товара и наоборот.
график
Кривая AS отражает изменение издержек производства на единицу продукции при увеличении или уменьшении объема нац. производства.
Выделяют три отрезка кривой СП.
1. горизонтальный (Кейнсианский отрезок) отражает состояние спада, депрессии эк-ки, когда имеются избыточные мощности и ресурсы, наблюдается значительная безработица. Рост нац. производства происходит в результате загрузки простаивающих мощностей. Объем производства растет при сохранении цен. Производители приобретают ресурсы по прежним твердым ценам. При расширении объема производства издержки не увеличиваются на единицу и цены не меняются.
2. промежуточный (восходящий) соответствует периоду оживления производства, выходу из кризиса. Увеличение ВВП связано с ростом цен.
3. вертикальный (классический) отражает развитие эк-ки в условиях полной загрузки мощностей и полной занятости. Любое увеличение уровня цен не может изменить объем производства и предложения нац. продукта.
Неценовые детерминанты СП:
1 главным----- явл. издержки производства. На величину издержек влияют: а) цены на капитальные ресурсы б) цены на трудовые ресурсы; в) земельные издержки. При увеличении цен на ресурсы увеличиваются издержки на единицу продукции, а это сокращает СП.
2. Производительность факторов производства - показатель среднего объёма выпуска продукции на единицу затрат. Если производительность возрастает, то на том же ресурсном потенциале производится больший объём продукции и, следовательно, СП возрастает (кривая на графике смещается вправо).
3.Уровень технологии (новации в технологии).
4. Налоги и субсидии (прямые правительственные платежи бизнесу или снижение налоговых ставок). С увеличением налогов увеличиваются издержки и, следовательно, СП сокращается. И те и др сокращают издержки и, следовательно, увеличивается СП.