МРТ: формы и современные особенности развития.
Международное разделение труда и факторов пр-ва.
Межд. разделение труда (МРТ) - специализация отдельных стран на пр-ве
определенных видов продукции, с которой они затем обмениваются между
собой.
Выделим след. функциональные виды МРТ:
- общие - по сферам пр-ва и отраслям экономики - отраслевая специализация;
- частные - оно базируется на пр-ве определенных видов конечной
продукции - предметная специализация;
- единичные - основаны на специализации производителей на пр-ве
отдельных деталей, узлов или компонентов отдельной продукции
(поузловая или подетальная специализация) или на отдельных стадиях
технологического процесса - технологическая специализация.
Важнейшими, неединственными, предпосылками межд.разд.труда явл.
международное разделение др.факторов пр-ва.
До 1-ой половины XIX века МРТ формировалось главным образом на
преимуществах, основанных на прир.-геогр. особенностях стран. В
последующем все большую роль начали играть приобретенные преимущества.
РТ порождает обмен его продуктами, а в результате формируется кооперация.
Формы кооперации:
- подрядное кооперирование, которое представляет собой одну из сторон,
которое дает заказ на выполнение определ. работы другой стороне;
- совместное пр-во;
- совместное предприятие (несколько стран вкладывают капитал в одно
предприятия);
- договорная специализация, кот. Предполагает разграничение программ
участников соглашения и сотрудничество в ряде смежных направлений;
- стратегический альянс;
- развитие деятельности транзакционных корпораций;
16.Государственное регулирование экономики.(ГРЭ)
Гос.рег.-совокупность форм и методов целенаправл. возд.-ия гос.-ва на эк.-ку для обеспеч. и поддерж. её в задан. режиме.
Теоретическое обосн.-е необх.-сти и возмю-сти ГРЭ предложил амер.экон.-ст Кейнс в период великой депрессии в США в 30-х г.г. 20в.
Цели ГРЭ:1)поддерж.ситуации рыночн. равновесия.
2)стимулир.-е вып.-ка одних товаров и содерж.-е произв-ва других.
3)борьба с инфляцией
4)борьба с безработицей
5)вырвн.ур-ня доходов.
Методы ГРЭ:
1)прямые - базир. на силе гос.власти и вкл. в себя меры запрета,разрешения и принужд.,т.е. прямое вмеш-во гос-ва в жизнед-ть предпр. в виде целевого
-финансир.прграмм
-введение фиксир.цен,гос.заказов
2)косвенные - возд-е гос-ва на эк-ку с помощью: налогов, налог.квот., тамож.пошлин, субсидий, политики ускор.амортизации.
В ситуации, когда гос-во активно вмеш-ся в эк., оно устанавл. фиксир.цены на товар. Использ.субсидир.цены для стабилизации эк.ситуации в стране. В ситуац.дефиц.тов. и активиз. чёрного рынка,субс.цена не всегда уравновеш.эк-ку. Опишем типичн.ситуац. установ.фиксир. цен на товары 1-й необх-сти.
P-равнов.цена
Q-об.спроса и предл.
Фиксир.цена E1 увелич. спрос, поэтому на рынке возник.дефицит товаров в V Q1-Q3. Такая эк-я ситуация позв.-т товаропр.-м увелич.V произв,кот. перемещ-ся в сферу теневой эк. Кривая S1 сдвиг-ся в пол-е S2,новое равнов.положение формир.-ся в т. E2, равновесн.стан.-ся цена P2. В усл-х кризиса 90-х годов директивное занижение цен привело к сниж-ю кач-ва продукции и V произв-ва.
В условиях рыночн.эк. субсидир-е цены могут использ-ся ограниченно.
В переходящей к рынку эк-ке в РБ гос-во играет особую роль. Можно выделить ряд напр-й деят-ти гос-ва в соц-эк-й системе РБ:1.выбор приоритетов развития Беларуси
Приоритет-сложн. и многофак. проц.,в кот. учит-ся :а)масштабы страны,б)полит.пол.стр., в)сохр-е эк. безоп-сти стр.,г)эк.эффект-ть нац. пр-ва,д)сбалансир-сть внешн торговли
2.создание правовых инст-в,необх.для функц-я рын.эк. К ним относ.:а)правов.гос-во, б)провед. антимонопол. политики,в)обеспеч. свободы предпр-ва,г)ин-т частн.собст-ти
3.перестройка гос.стр-ры на принципах рын. Хоз-ва
4.выр-ка эк. политики, стратегии и тактики реформир-ия РБ.
Роль гос-ва в регулир. эк. проявл. в след.: - гос-во в перех-й период акт-но осущ-т законотворч-ю деят-ть,кот.необх. для предотвращения анархии при рыночн. перестройке.
-гос-во активно участв. в форм-и пр-са разгосударств-я приват-ии общества .
-гос-во играет сущ-ю роль в борьбе с инфляцией.В РБ не провод-сь сис-ма либерализации цен подобно рос-й в 90-х гг.Либерализация цен в России привела к соц-й нестаб-сти и к обнищ-ю нас-я. Потому в РБ гос-во конт-т цены. Однако намеч-ся тенденция отпуска цен. Гос-е регул-е кас-ся в основном ценообр.в жилищно-ком. Хоз-ве, общ-м транспорте, торг-ле тов-ми !-й необх.
-гос-во в РБ пров-т гибкую внешнеэк-ю политику. С 1-й стороны, напр-ю на либер-ю внешнеэк-й деят-тисубсидий хоз-ва, с др.стороны, проводит протекцион-ю политику (ввод. высокие ввозные пошлины,исп. нетариф.-е барьеры, прин-ся меры для увелич-я экспорта)
-гос-во активно участ. в регулир. соц. отношений.т.е. оно разраб.:а)сис-му соц-й защиты населения, б)акт. участ-т в реш-и жилищ-й проблемы, в)регулир-т доходы населения сцелью недопущения значимых разрывов уровня жизни нас-я.